В статье раскрывается тема пассионарности Запада и логического тупика его пути развития.
Термин "пассионарность" стал уже довольно распространенным. Интуитивно под этим понимается высокая активность и стремление к доминированию индивида или целого народа. Этому феномену приписывают особую роль в истории. Но что за ним скрывается в действительности? И можно ли назвать это качество позитивным?
Чтобы полноценно рассуждать о пассионарности и социальных явлениях вообще, необходимо опираться на некую адекватную теорию. Философская концепция пост-имажинэра вскрывает механизм, который управляет всеми процессами в обществе. При этом она опирается на известные закономерности во Вселенной, что придает ей определенную наукообразность и достоверность. Данная концепция развивает учение известного французского философа Жюльбера Дюрана. Ниже кратко изложены ее основные постулаты в интерпретации пост-имажинэра, которые могут быть вам знакомы по другим моим статьям.
=======
Поведение и мышление человека обусловлены способом его выживания (в природе и обществе). Это вполне соответствует философской аксиоме, что бытие определяет сознание. Существует три базовых способа или режима существования индивида: пассионарный режим (или режим диурна), синтетический и мистический. Основная функция этих режимов – обеспечить индивиду чувство безопасности, т.е. борьба со смертью. Они называются режимами имажинэра, т.е. воображения, поскольку человек подменяет истинные мотивы своих поступков воображаемыми.
В режиме пассионарности (или диурна) человек воспринимает среду (все другое) как угрозу и старается подчинить ее себе. Это подчинение может иметь разные формы: явное стремление к превосходству над «другим», его освоение через рациональное осмысление, либо осквернение или уничтожение иного. В обществе это проявляется в том, что пассионарный режим вынуждает индивида проявлять агрессию и достигать превосходства над себе подобными, материализуя его в виде благ и привилегий. Естественным порождением этого режима является иерархическое устройство общества в виде социальной пирамиды и образование в ней "элитарного" слоя, непропорционально потребляющего блага.
В мистическом режиме индивиды существуют в союзе без агрессии и конкуренции между ними. Это – режим тесных связей, взаимопомощи и соучастия, что минимизирует тревоги человека и обеспечивает ему наиболее комфортное состояние. Его высшее проявление - любовь к ближнему, и материнская в частности.
Синтетический режим динамично объединяет в себе активность и пассивность в человеке или между партнерами, а именно - путем чередования их доминирования в циклических и ритмических процессах (наподобие того, как это происходит в музыке и танцах). Он способен захватывать индивида и регулировать давление среды на него (снижать или усиливать остроту восприятия угроз безопасности). Многие продукты цивилизации основаны на этом режиме, например: спорт, культура, игры. В частности, в «демократических» государствах процедура выборов имитирует синтетический режим, где верхи периодически меняются местами с низами. Общение и музыка – наиболее распространенные формы реализации синтетического режима.
Синтетический и мистический режимы образуют группу ноктюрна. Благоприятные режимы ноктюрна реализуются во многих сферах жизни людей (помимо вышеназванных), и в том числе: в семейных и дружеских отношениях, в общении с домашними животными, в благотворительной деятельности и заботе о ближних.
Пассионарный режим становится доминирующим в человеке под воздействием враждебной среды, в отсутствии действенных механизмов для переключения его в благоприятные режимы ноктюрна.
Пассионарному режиму сопутствует режим люмпена или поглощения, который выражается в неуемном потреблении суррогатов цивилизации (культурных и материальных). Его принцип действия очевиден: в процессе «поглощения» индивид получает удовольствие и отвлекается от угроз безопасности.
Недостатком пассионарного режима является его неспособность обеспечить индивиду стабильное чувство безопасности. Пассионарный индивид практически всегда открыт для острого восприятия всевозможных угроз безопасности и неудовлетворен своим положением (за исключением краткого периода торжества победы). Поэтому в пассионарном обществе также востребованы другие режимы (синтетический и поглощения), которым отводится подчиненная роль – помочь выживать и доминировать пассионарному режиму.
В настоящее время режим пассионарности навязывается людям тотально как внутри общества через его установки, так и извне через различные формы экспансии. Практически уже весь мир охвачен пассионарностью, что и определяет все негативные процессы в нем. Более подробная информация о режимах имажинэра дана в статьях "Физика имажинэра" и "Пост-имажинэр".
=======
В настоящий момент не существует абсолютной шкалы пассионарности индивида и общества. Но можно говорить об их относительной степени. Исторически сложилось так, что Запад является гораздо более пассионарным, чем Россия. А среди западных стран лидируют США, поскольку туда в течении более двух столетий происходила миграция наиболее активных индивидов. Поэтому США объективно стремятся доминировать в мире.
Западноевропейское общество в своем основании является диурническим (пассионарным), поскольку оно в течение тысячелетий складывалось в жесточайшей конкуренции народов между собой и внутри себя в условиях наиболее благоприятной природной среды, наличия ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы изначально были причиной конкуренции. Вся западная культура пронизана диурническими мотивами агрессии и достижения превосходства.
Противостояние народов Запада достигло апофеоза в первые столетия нашей эры и могло привести к большой «резне» и зацикливанию кровавой истории, если бы не вмешательство Бога, распространившего христианское учение в массах. Христианство, с его принципами миролюбия, отрицанием социальных пирамид и ноктюрническими традициями, на некоторое время снизило градус пассионарности западного общества и стабилизировало его.
В средние века в Западной Европе происходили преимущественно «разборки» элиты между собой, антихристианской по своей сути, но они не затрагивали основ общества, его ноктюрнический религиозный уклад. Процесс повышения пассионарности народов Европы начался после Великого голода и пандемии Черной смерти (XIV век и позже), унесшие десятки миллионов жизней.
Развитие капиталистических отношений на Западе привело к разрушению традиционных укладов, что кардинально усилило пассионарность западного общества, и вызвало последующую волну масштабных конфликтов и войн. Вторая мировая война стала самой кровавой из них. В свою очередь, движущей силой и источником капитализма были пассионарные индивиды и новые технологии. Последние явились логическим следствием рационального мышления, присущего режиму диурна. Таким образом, первопричина лавинообразного роста пассионарности Запада изначально содержалась в нем самом, а христианство лишь на время замедлило этот процесс. В частности, церковь сдерживала как могла необузданный рост рационализма, который в конечном итоге стал новой религией, вытеснив прежнюю. Фактически, режим пассионарности, приняв форму "прогресса" и рационализма, к началу 20-го века вернул себе доминирующую роль на Западе, утраченную в христианскую эпоху.
Это нашло свое отражение во всех сферах деятельности западного общества, включая философию. В пассионарном режиме (под)сознание индивида открывается для всевозможных угроз безопасности. Отвергнув спасительное Христианство, человек оказался один на один со своими страхами и лихорадочно стал искать опору в самом себе, а точнее, за счет себе подобных. Это выразилось в его стремлении утвердить свое существование (экзистировать) и стать сверхчеловеком (а по сути, залезть повыше на социальное дерево подальше от опасностей). В этом заключается смысл западной философии новейшего времени (в частности, в лице Сартра, Ницше и Хайдеггера). При этом она позволила оправдать агрессивную сущность пассионарной личности. Поскольку ее страхи все равно остаются с нею, а постоянная борьба за превосходство изматывает, то в пассионарном обществе также возрастает потребность в активном синтетическом режиме, который хотя бы на время освобождает человека от давления среды. Этим объясняется его тяга к получению удовольствий (в основе которых лежит синтетический режим), что нашло свое обоснование в философии гедонизма.
=======
Агрессивный характер западного общества в свое время констатировал английский философ Томас Гоббс, сказав, что «Человек человеку волк» (1651 г). Впервые это прозвучало у древнеримского автора Плавта (III век до н.э.) По сути эта фраза представляет собой лишь другую формулировку режима диурна. Демоническую сущность пассионарного индивида хорошо выразил австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд в своей работе «Недовольство культурой» (1930 г): «Всегда есть искушение сделать ближнего своего средством удовлетворения агрессивности, воспользоваться его рабочей силой без вознаграждения, использовать как сексуальный объект, не спрашивая согласия, лишить имущества, унизить, причинить боль, мучить и убивать».
За тысячи лет западное общество в своей основе не изменилось в лучшую сторону и продолжает массово воспроизводить у себя режим пассионарности. Изначально это было обусловлено объективной необходимостью выживать в условиях недостатка благоприятного пространства. Сейчас диурнический принцип превосходства насаждается западным обществом в условиях своего процветания и вопреки естественной сущности индивида.
В наше время свой эгоистичный принцип достижения превосходства Запад маскирует привлекательным гуманитарным понятием – стремлением к свободе личности. Очевидно, что нельзя быть свободным в толпе. Чтобы стать «свободным», нужно подняться над ней. Стремление вверх – внутреннее свойство режима диурна (пассионарности).
=======
Пассионарный характер Запада и других стран, последовавших их пути (в частности, Китая и Индии), отчетливо проявляется в продуктах их цивилизации, свойственных режиму диурна. Это – мода на высокие здания, всевозможные рекорды скорости и высоты, самые быстрые автомобили и поезда, гигантские корабли, огромные монументы, мегаполисы, амбиции в космосе и во всех областях «прогресса», которые могут дать и продемонстрировать преимущество, стремление быть первыми во всем.
Тотальная диурнизация стран Запада (навязывание пассионарного режима массам) неизбежно приводит к росту в них социальной напряженности, поскольку в социальных пирамидах не хватает места для всех пассионариев, а экономика не в состоянии удовлетворить растущие аппетиты всех потребителей благ. Кроме того, сам режим пассионарности является противоестественным для человека и изматывает его. Поэтому индивидам требуется хотя бы на время переключаться в другие режимы.
На примере США лучше всего видно, как западная цивилизация действует, чтобы справиться с последствиями тотальной диурнизации своих граждан и направить их энергию в безопасное русло. Для самореализации и сдерживания пассионариев там создана самая изощренная система «кнута и пряника»: жесткая репрессивная машина, психологическая подкачка, «демократические» выборы, множество социальных пирамид во всех сферах жизни общества (государственные, политические, экономические, сектантские, научные, культурные, спортивные, преступные, сетевые). Экономика США максимально направлена на удовлетворение потребительского рефлекса их граждан.
Чтобы оптом удовлетворить стремление своего пассионарного населения к превосходству, гражданам США внушают, что они самые прогрессивные, что они правят миром и даже периодически устраивают для них победоносную войнушку с каким-нибудь слабым противником (с вывозом трофеев) или его показательную порку. С этой же целью массового удовлетворения пассионарных рефлексов существовала сегрегация, и было введено понятие среднего класса как главенствующего, с назначением ему определенных атрибутов отличия (в виде набора материальных благ).
Разрешение на владение гражданами США оружием - это еще одно мощное средство для удовлетворения оптом их пассионарного стремления к превосходству. «Демократические» выборы также служат этой цели. Продолжительная театрализованная предвыборная кампания развлекает обывателя и создают иллюзию, что народ в этот период становится главнее элиты.
Вместе с тем в США существует множество механизмов для компенсации энергозатратного режима пассионарности, снижения его градуса и негативных последствий. Этой цели служат психологи, религиозные сообщества всех мастей, публичные дома, всевозможные праздники, мощная индустрия развлечений и общепита, наркотики и т.д. При этом большое количество преступлений и бездомных говорит о том, что эти механизмы не справляются, и люди не выдерживают давления социума.
Несмотря на весь негатив, в США сохраняется наиболее агрессивная тотальная диурнизация населения и внешний приток пассионарных мигрантов, что постоянно усугубляет ситуацию. Поэтому американская система сдержек и противовесов периодически дает сбои, что выливается во внутренние беспорядки и рокировки в социальных пирамидах (под предлогом борьбы за права «ущемленных» групп населения). Кроме того, высокая степень пассионарности США обуславливает ее воинственную позицию на международной арене. Вместе с тем, эти контролируемые проявления агрессии позволяют разрядить напряженную ситуацию внутри США и вернуть общество в обычное состояние. Такова специфика их бытия.
=======
Повышение пассионарности любого общества неизбежно приводит к разбуханию его паразитического слоя и росту потребления в целом. Наступает момент, когда внутренняя экономика не справляется, возникает кризис и требуется экспансия вовне или глубокая реформа экономики (с обновлением технологий). Поэтому западные страны издавна развязывают войны и занимаются колонизацией для использования чужих природных и трудовых ресурсов. Раньше эта экспансия была откровенно воинственной, а теперь проводится, главным образом, через "демократические" революции, "гуманитарные" проекты и финансово-экономические инструменты в сочетании с коррупцией.
Продолжительная конкуренция западных стран между собой и выяснение отношений посредством войн привели в 1945 году к построению единой прозападной «либеральной» пирамиды власти во главе с США на принципах вассалитета, который всегда был свойственен западному обществу. (Выстраивание пирамид – это внутреннее свойство пассионарного режима.) После закономерного падения СССР прозападная пирамида стала общемировой. Мир был поделен и всем странам были назначены свои роли.
Казалось бы все «устаканилось». Но дело в том, что либеральная экспансия неминуемо приводит к диурнизации других стран и возникновению в них западных «болезней», т.е. к масштабному росту в них числа пассионарных потребителей благ с их претензиями на превосходство. В результате на международной арене появились такие крупные игроки как Китай, Индия, Турция и множество поменьше. Они в своем развитии перешли к этапу экспансии и теперь претендуют на свой кусок мирового "пирога". Зашевелилась и Россия, которая пошла по западному пути.
Все это привело к тому, что режим пассионарности перешел на новый более глобальный уровень, и конкуренция стала общемировой. Перед Западом встал вопрос выживания и сохранения своего доминирующего положения. В наше время начинается очередной виток выяснения отношений, который грозит перейти в третью мировую войну с перспективой конца света.
Очевидно, Запад попытается стравить новых игроков между собой и без сожаления пожертвует своими младшими партнерами в конфликтах с ними (по примеру Украины). Если результат будет неудовлетворительным, то могут быть использованы самые последние технологии и достижения науки, вплоть до биологического оружия под видом естественной пандемии. (Не зря же США так активно занимаются биологическими исследованиями в секретных лабораториях по всему миру.) Все это позволит Западу продлить на какое-то время свое лидерство, но не остановит всеобщую диурнизацию и ее пагубное влияние.
Проблема человечества совсем не в доминировании Запада, Китая или кого-то еще. Даже если какая-либо страна или коалиция стран сможет выстроить глобальную общемировую систему (пирамиду), то это не изменит ситуацию в целом. Режим диурна продолжит плодить новых пассионариев и ненасытных потребителей благ, и скоро наступит момент, когда общемировая система не сможет удовлетворить их всех. Болезни Запада станут всеобщими, и социальная напряженность выйдет на новый уровень.
Неудовлетворенные пассионарии будут использовать любые поводы для своего продвижения и, прежде всего, национальные и расовые факторы (как это было в США и других странах). Властям придется постоянно включать проверенные механизмы успокоения и, в частности, назначать на роль «козла отпущения» те или иные группы населения. Внешние конфликты просто перетекут во внутренние и «день сурка» будет повторяться, пока не наступит конец человечества или оно не будет трансформировано в иную форму жизни. Но есть и другой путь, предложенный еще Христом - диурническая «матрица» должна быть уничтожена.