В статье раскрывается антигуманная сущность современного общества и причины его порочности.
Для понимания социальных явлений необходимо опираться на некую адекватную теорию. Философская концепция пост-имажинэра вскрывает механизм, который управляет всеми процессами в обществе. При этом она имеет параллели с известными закономерностями во Вселенной, что придает ей определенную наукообразность и достоверность. Данная концепция развивает учение известного французского философа Жюльбера Дюрана. Ниже кратко изложены ее основные постулаты в интерпретации пост-имажинэра. Их усвоение логически приводит к пониманию поведения индивида и общества в целом.
=======
Поступки и мышление человека обусловлены способом его выживания (в природе и обществе). Это вполне соответствует философской аксиоме, что бытие определяет сознание. Существует три базовых способа или режима существования индивида: пассионарный режим (или режим диурна), синтетический и мистический. Основная функция этих режимов – обеспечить индивиду чувство безопасности, т.е. борьба со смертью. Они называются режимами имажинэра, т.е. воображения, поскольку человек подменяет истинные мотивы своих поступков воображаемыми.
В режиме пассионарности (или диурна) человек воспринимает среду (все другое) как угрозу и старается подчинить ее себе. Это подчинение может иметь разные формы: явное стремление к превосходству над «другим», его освоение через рациональное осмысление, либо осквернение или уничтожение иного. В обществе это проявляется в том, что пассионарный режим вынуждает индивида проявлять агрессию и достигать превосходства над себе подобными, материализуя его в виде благ и привилегий. Естественным порождением этого режима является иерархическое устройство общества в виде социальной пирамиды и образование в ней "элитарного" слоя, непропорционально потребляющего блага.
В мистическом режиме индивиды существуют в союзе без агрессии и конкуренции между ними. Это – режим тесных связей, взаимопомощи и соучастия, что минимизирует тревоги человека и обеспечивает ему наиболее комфортное состояние. Его высшее проявление - любовь к ближнему, и материнская в частности.
Синтетический режим динамично объединяет в себе активность и пассивность в человеке или между партнерами, а именно - путем чередования их доминирования в циклических и ритмических процессах (наподобие того, как это происходит в музыке и танцах). Он способен захватывать индивида и регулировать давление среды на него (снижать или усиливать остроту восприятия угроз безопасности). Многие продукты цивилизации основаны на этом режиме, например: спорт, культура, игры. В частности, в «демократических» государствах процедура выборов имитирует синтетический режим, где верхи периодически меняются местами с низами. Общение и музыка – наиболее распространенные формы реализации синтетического режима.
Синтетический и мистический режимы образуют группу ноктюрна. Благоприятные режимы ноктюрна реализуются во многих сферах жизни людей (помимо вышеназванных), и в том числе: в семейных и дружеских отношениях, в общении с домашними животными, в благотворительной деятельности и заботе о ближних.
В концепции пост-имажинэра пристутствует также режим люмпена или поглощения, который выражается в неуемном потреблении суррогатов цивилизации (культурных и материальных). Его принцип действия очевиден: в процессе «поглощения» индивид получает удовольствие и отвлекается от угроз безопасности.
Более подробная информация о режимах имажинэра дана в статьях "Физика имажинэра" и "Пост-имажинэр".
=======
Режим пассионарности возникает в человеке как ответная реакция на различные угрозы безопасности, которые существуют даже в благополучном обществе (например, стрессы, болезни или старость). Он побуждает индивида бороться за наилучшие условия жизни, но является некомфортным для него. В этом режиме он практически всегда открыт для острого восприятия всевозможных угроз безопасности и неудовлетворен своим положением (за исключением краткого периода торжества победы). Постоянное ощущение опасности и борьба за выживание изматывают его психику. Поэтому пассионарный режим становится доминирующим в человеке, если нет возможности для его переключения в более благоприятные режимы.
В процессе своего развития общество выработало определенные механизмы, понижающие градус его пассионарности и включающие людей в другие режимы имажинэра. В традиционном христианском обществе сильным массовым гасителем и противовесом пассионарности служил ноктюрнический уклад жизни. В его основе лежат разнообразные циклы и ритмы (в том числе, природные), которые вовлекали людей в многослойный синтетический режим. Христианское мировоззрение в сочетании с традиционными взаимоотношениями (включая семейные) дополнительно снижали остроту угроз безопасности и создавали условия для мистического режима. Обычай уважать старших по возрасту членов общества (и родителей, в частности) позволял им бесконфликтно удовлетворять потребность в превосходстве, обусловленную неизбежным наличием пассионарного режима в обществе.
В наше время роль религии ослаблена, старые уклады разрушены, и функцию компенсаторов пассионарного режима выполняют остатки прежних механизмов и продукты цивилизации: гендерные отношения, институты семьи и психологической поддержки, всевозможные праздники, спортивные мероприятия, туризм, шопинг, интернет-сети; а также сферы питания, культуры и развлечений (в частности, рестораны, шоу-индустрия, кино, театры, игры, музыка, литература, масс-медиа, искусство, мода).
Большинство этих компенсаторов реализуют синтетический режим и режим-люмпена, включая человека в некий циклический процесс или процесс поглощения культурных и материальных продуктов, тем самым отвлекая его от угроз безопасности. Некоторые компенсаторы отчасти восполняют нехватку мистического режима в форме единения, соучастия и сопереживания (например: семья, группы психологической поддержки, секты, благотворительные сообщества). Другие инструменты, помимо прочего, непосредственно реализуют потребность пассионарного индивида в превосходстве (в частности, через спортивные достижения или повышенное внимание в интернет-сетях).
=======
Зачастую компенсационные механизмы связаны с алкоголем, наркотиками, преступлениями или извращениями (если индивиду недоступны «цивилизованные» способы компенсации или они его не удовлетворяют). Алкоголь работает как нейтрализатор угроз безопасности, но иногда при этом высвобождает скрытую агрессию диурна. Совершая преступление, индивид непосредственно реализует режим пассионарности или люмпена, незамедлительно получая суррогат превосходства или потребления.
Сильнейшим компенсатором пассионарного режима служат гендерные отношения (в частности, в форме связей на стороне), поскольку они носят ярко-выраженный синтетический характер и имеют способность нивелировать угрозы безопасности. Поэтому обладание красивой женщиной часто входит в статусный набор пассионария. По совокупности этих причин множество конфликтов и преступлений связано с женщинами (в качестве объекта или повода).
Большинство компенсаторов, которые предлагает общество, приятны «на вкус» и легко усваиваются, но действуют ограниченное время. Поэтому обыватели всегда открыты для нового суррогата. При этом сам процесс поглощения также является компенсатором. На этом основана современная рыночная экономика неуемного потребления. Очевидно, что такое положение дел выгодно пассионариям-предпринимателям, но оно приводит к неэффективному использованию ресурсов (индивида и общества) и их ускоренному истощению. Постоянный поиск новых компенсаторов и суррогатов побуждает пассионарное общество расширять границы дозволенного и снижать нравственные нормы.
=======
Все режимы имажинэра были востребованы в процессе развития общества. От их баланса и форм реализации зависел его прогресс и стабильность. В периоды спокойствия, расцвета культуры или войн в нем преобладал тот или иной режим. В настоящее время режим пассионарности навязывается людям искусственно (сверх обычных причин) как внутри общества через его установки, так и извне через различные формы экспансии. Под угрозой социальной смерти (ничтожности и незащищенности) общество принуждает человека бороться за доминирование (даже вопреки страху естественной смерти). Практически уже весь мир охвачен пассионарностью, что и определяет все негативные процессы в нем.
Несмотря на то, что пассионарный режим отвечает за «прогресс», рационализм и «элитарность», он базируется на том, что индивид не может побороть свои страхи всевозможных угроз иным способом, кроме достижения успеха в той или иной форме. Следствием этого является его стремление к превосходству и конкуренция с другими людьми за более лучшие условия. В некотором роде, в этом режиме человек становится трусливым параноиком, несмотря на то, что он может выглядеть самоуверенно, рисковать, рационально рассуждать и проявлять агрессивность. Отсюда не трудно сделать вывод, что на самом деле представляет собой значительная часть элиты любого общества.
У русского поэта А.С. Пушкина в произведении «Евгений Онегин» есть фраза, которая прекрасно иллюстрирует сущность режима диурна: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Другой образец пассионарного индивида и люмпена в одном лице представлен ненасытной старухой в его «Сказке о рыбаке и рыбке».
=======
Глубинный смысл и содержание режима диурна (пассионарности) – постоянная борьба с угрозами безопасности. Многие из них имеют абстрактный, безликий или непредсказуемый характер, либо не устранимы в рамках системы. В таких условиях пассионарному индивиду трудно вести войну с ними. Поэтому он проецирует угрозы, причины своих страхов и неудовлетворенности своим положением на какой-либо подходящий реальный объект, и начинает «разборки» с ним, пытаясь за его счет утвердить свое превосходство.
По этой причине возникает множество бессмысленных и жестоких инцидентов внутри общества (от бытовых ссор до погромов). Элита Запада, где всегда имелся переизбыток буйных или обделенных пассионариев, давно осознала этот факт и регулярно подсовывает им какой-либо ненужный объект для ненависти (козла отпущения), на котором они могут оптом и безнаказанно удовлетворять свой пассионарный рефлекс и «спускать пар». Отсюда получили широкое распространение и поддержку властей такие абсурдные акции как “Me Too” (аналог «охоты на ведьм»), в ходе которых многие люди страдают невинно или несоразмерно. Вместе с тем, эти легитимные репрессии позволяют безболезненно освобождать в социальных пирамидах места для новых пассионариев и создавать пристройки к ним.
Но ситуация доходит до крайности, когда элиты отдают на заклание своим бесноватым пассионариям целые народы и страны. Евреи, цыгане, славяне и мусульмане уже не раз служили в качестве «мальчиков для битья». Сейчас Запад снова назначил на эту роль Россию. Естественно, что у западных элит есть свои «объективные» причины ненавидеть нас (как и всех прочих, включая друг друга). Но они сознательно через СМИ втаскивают и раздувают эту тему в свои сообщества, материализуя абстрактные угрозы безопасности в реальном объекте, чтобы их распаленные пассионарии могли дать выход своим подсознательным страхам и неудовлетворенности своим положением. Тем самым, их элиты решают социальные и политические проблемы внутри своих стран за счет других.
В свою очередь, истерия по поводу тех или иных угроз раздувает у обывателей рефлекс «нутритивного поглощения», что ведет к росту потребления ими суррогатов и благоприятно сказывается на экономике Запада.
=======
Режимы ноктюрна являются позитивной альтернативой агрессивному режиму диурна. В них есть механизмы снижения восприятия угроз безопасности (религия, культура, традиции) и мирного сосуществования людей (в том числе в семейных парах, между коллективом и руководством, населением и властью). В режиме синтетического ноктюрна происходит бесконфликтное чередование активности и пассивности индивидов, их поочередное доминирование.
В режиме мистического ноктюрна есть дополнительные средства сплочения людей, такие как: склонность к коллективизму, способность снижать и нивелировать агрессию, психологическая устойчивость индивида, готовность к восприятию другого и его ассимиляции, способность к сопереживанию и самопожертвованию.
=======
В стабильном обществе не должно быть слишком много пассионариев и люмпенов. Первые не живут, а переживают некую психическую болезнь с названием «параноидальное стремление к превосходству, спровоцированное не скомпенсированным инстинктом самосохранения», принуждая всех прочих жить по своим правилам. Они стремятся к постоянному наращиванию своего превосходства (в форме власти, славы, капитала и дорогих суррогатов). Эпатажное поведение многих пассионариев - это разновидность агрессивного навязывания себя обществу, на которое хорошо "ведутся" обыватели-люмпены.
Люмпены ведут себя как наркоманы, которым постоянно нужна «доза» в форме нового суррогата, чтобы снизить восприятие угроз безопасности. Экономика общества, где преобладают пассионарии и люмпены, работает, главным образом, на удовлетворение их потребностей в разнообразных суррогатах, а не на прогресс и решение реальных проблем. Такое общество внутренне разобщено. Оно стабильно пока большинство его членов удовлетворено в суррогатах, и эффективно работают механизмы компенсации и реализации пассионарного режима. Если этого не происходит или появляются новые угрозы безопасности, для которых нет методов компенсации, то начинаются беспорядки. Так произошло на Западе во время пандемии ковида.
Общество может быть стабильным при определенном балансе режимов имажинэра. При этом только режимы ноктюрна способны обеспечить мирное сосуществование частей социума без принуждения и адекватно «без паники» отвечать на угрозы безопасности. Двойственный режим синтетического ноктюрна благоприятен для творческой деятельности и рационального мышления, т.е. для развития культуры и науки.
В раннем христианском тексте "Евангелие от Фомы" есть фрагмент, который можно трактовать как описание режимов ноктюрна и указывается их важность для человека: "Иисус сказал им: когда вы из двух сделаете одно и когда вы внутреннее сделаете таким же, как внешнее, и внешнее – как внутреннее, и высшее – как нижнее, и когда вы сделаете мужеское и женское одним, чтобы мужеское не было мужеским и женское не было женским... тогда вы войдете в Царствие."
================================================
Пороки тотальной диурнизации и люмпенизации общества.
Диурнизация общества, т.е. распространение в нем режима диурна (пассионарности), неразрывно связана с оправданием разной значимости людей, что соответствует главному принципу этого режима – стремлению к превосходству. Из этого корня проистекают все прочие пороки общества. И здесь неважно, по каким критериям делить людей на достойных и менее достойных. Даже если значимость индивида привязать к его заслугам перед обществом или его талантам, мы рано или поздно придем к тому, что людей будут делить на полезных и бесполезных, которыми можно пренебречь, а сами понятия полезного и бесполезного извратят до неузнаваемости.
То, что все люди - равно значимы, нетрудно обосновать рационально. Начнем с очевидного. Любой гений - безусловно значим для общества по своему влиянию на него. Также невозможно отрицать, что все предки этого гения - не менее значимы, поскольку без них его бы просто не существовало. Многие люди, которые повстречались потенциальному гению на его пути, или разнообразные события с участием множества людей вольно или невольно способствовали формированию его талантов и их реализации. То есть, своим существованием, гениальностью и ее воплощением он обязан бесконечному числу прочих людей (вплоть до Адама и Евы).
А теперь главное. В чем состоит предназначение гения? Разве не в служении людям? Может ли гений быть таковым вне общества и вообще быть? В Евангелии этот вопрос сформулирован так: «Что больше: золото или храм, освящающий золото?» Ответ очевиден. Таким образом, все люди - одинаково значимы, поскольку любой из нас – если не гений, то его создатель или приговор. Отрицание этого принципа привело наше общество в конечном итоге к тому, что оно переполнилось злыми гениями и лжезвездами, которые вредят ему и перекрывают дорогу истинным талантам. Для тех же, кто хочет особого всевышнего признания, Евангелие дает понятное наставление: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
=======
Общество, где преобладают пассионарии и люмпены, страдает экзистенциальным пороком: в нем заложена тенденция искусственно придавать материальным и нематериальным вещам избыточную ценность, фетишизируя их. Для пассионариев это необходимо, чтобы материализовать и демонстрировать свое превосходство. С этой целью они окружают себя редкими вещами, подчеркивающими их социальный статус, и получают некий эквивалент накапливания превосходства (помимо нестабильного денежного). Для люмпенов фетишизация - это способ ориентации в мире потребления.
Кроме того, благодаря способности фетишизировать любые вещи, пассионарии могут создавать новые социальные пирамиды и реализовывать в них себя. Типичные примеры новых пирамид - книга рекордов Гиннеса, безумные реалити-шоу, конкурсы красоты, всевозможные перфомансы, соревнования по поеданию сосисок, бои без правил между женщинами. Сюда же относится коллекционирование любых артефактов (марок, монет, предметов древности). При этом ценится не эстетическая сторона предмета, а его редкость (в частности, из-за дефекта).
В большинстве случаев мы имеем дело с виртуальными ценностями. Поэтому значительная доля энергии такого общества расходуется на создание, достижение и потребление мифов, а большинство людей растрачивает свою жизнь на преследование ложных целей.
Апофеозом фетишизации псевдо ценностей является криптовалюта. Это – фетиш пустоты, которую диурны умудрились завернуть в современную цифровую упаковку и продать под видом денег. Она позволила создать параллельную экономику, легализовать теневой сектор и расширить социальную пирамиду. Благодаря этому неудовлетворенные пассионарии получили возможность продвигаться социально вверх по запасному пути, не нарушая покой старой элиты. «Чем бы дитя не тешилось», лишь бы не требовало поделиться. При этом прежняя элита ничем не рискует, ибо она владеет "казино".
Фетишизация "духовных ценностей" позволяет пассионариям оправдывать себя и навязывать обществу свои правила игры не насильно, влияя на их поведение через (под)сознание. Яркий пример такой псевдоценности - свобода личности, под которой на самом деле понимается право пассионария на пренебрежение всем тем, что может ему помешать достигать превосходства над другими (т.е. двигаться вверх по социальной пирамиде).
Из концепции имажинэра следует, что полная свобода индивида возможна только при отсутствии угроз безопасности, т.е. страха биологической и социальной смерти. И если первую угрозу можно нивелировать режимами ноктюрна (в частности, через религию), то вторую - нет. Современное общество вполне достигло того уровня, чтобы ликвидировать боязнь социальной смерти, но оно наоборот всячески способствуют этому и, тем самым, насаждает режим пассионарности, который вынуждает человека "карабкаться по головам людей" по социальной лестнице вверх и плодит ненасытных люмпенов.
=======
Без постоянной генерации новых псевдоценностей, всевозможных пирамид и теневой экономики современное общество не могло бы существовать. В нем шла бы непрерывная война новых пассионариев с утвердившейся элитой, неудовлетворенных индивидов с удовлетворенными. Сейчас эта борьба имеет латентную и относительно безопасную форму. Экономика неуемного потребления также могла бы зачахнуть без люмпенов, которые находятся в постоянном поиске того, что их вернет в естественное состояние ноктюрна или отвлечет от угроз безопасности. Они не могут все время удовлетворяться прежними суррогатами, не оправдавшими их «надежды». Феномен изменчивой моды помогает направлять внимание люмпенов на новые суррогаты, поддерживая в них потребительский спрос и создавая некое подобие смысла жизни. Вместе с тем, эти процессы разрастания пирамид и спектра суррогатов неминуемо приводят к экономическим кризисам.
=======
Поскольку неравенство людей в современном обществе является необходимым условием существования социальных пирамид и следствием доминирования пассионарного режима, то требование какой-либо справедливости в нем - бессмысленно. При этом само понятие неравенства здесь также в значительной степени виртуально, ибо оно основано на виртуальных ценностях. Насилие в той или иной форме – обязательный фактор такого общества, так как без него невозможно создавать, поддерживать и реформировать пирамиды неравенства.
Еще более страшным пороком является то, что распространение пассионарного режима в массах порождает расизм, фашизм и войны. Эти явления позволяют оптом удовлетворить стремление пассионарных индивидов к превосходству за счет других, а люмпенам – дать изобилие суррогатов. При таком мироустройстве даже неудачные войны оказываются «полезными», если избавляют общество от лишних пассионариев и люмпенов, и снижают аппетиты оставшихся.
=======
Режим диурна содержит в себе еще одну неявную ловушку. Пассионарная личность своими «достижениями» старается громко заявить о себе, чтобы "всплыть" не только в настоящем, но и продлить свою жизнь после смерти. Это может быть баснословное материальное состояние, известность, даже «слава Герострата». В любом случае, индивид стремится к превосходству, преследуя ложную цель. Не случайно в христианской религии тщеславие считается грехом. Очевидно, что этот фактор является одной из причин терроризма и громких актов вандализма.
Склонность к коррупции и преступлению – это неотъемлемые пороки режимов диурна и люмпена, поскольку они дают быстрый способ их реализации. При этом люмпену важно только получение новых суррогатов или их денежного эквивалента для удовлетворения своего «нутритивного» рефлекса. Пассионарии совершают преступления для достижения превосходства. Им необязательно нужны блага или их денежный эквивалент. Это может быть «слава» или демонстрация своей власти над жертвой. В последнем случае преступление часто совершается с особой жестокостью, ибо для режима диурна унижение или уничтожение «другого» - это норма. Социопат – это порождение пассионарного режима, который только внешне имеет респектабельный вид. Это явление нашло отражение в произведении английского писателя Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886 г).
=======
Пассионарность и традиции не совместимы.
Любое открытое общество, где есть тотальная диурнизация (распространение пассионарного режима в массах), неизбежно будет избавляться от всякого «балласта», который мешает пассионарным индивидам продвигаться по социальной лестнице вверх и сохранять достигнутое привилегированное положение. В первую очередь, оно избавляется от религии и всякой традиционной идентичности человека, т.е. его принадлежности к какой-либо неравноправной группе (даже в тех случаях, когда эта неравноправность естественна). Во вторую очередь режим диурна постарается избавиться от самой человеческой природы, ибо она слаба для него.
Этот путь хорошо прослеживается на примере США, Западной Европы и России. Христианство там уже вытеснено на периферию общества, поскольку его установки отрицают главные принципы пассионарности (агрессию, тщеславие и стяжательство). Когда агрессивный режим диурна распространился на женщин, то это на подсознательном уровне привело их к отказу от своего миролюбивого женского начала, которое мешало им конкурировать с мужчинами. Но именно это их начало скрепляло семью и помогало стабилизировать общество. В России массовой диурнизации подверглись крестьяне (помимо прочих групп населения), и деревни стали исчезать, поскольку в них негде было «развернуться» пассионарной личности. А эти деревни когда-то были опорой стабильности России, хранилищем русской идентичности и христианских ценностей.
В США пассионарность последовательно захватила чернокожее население. В результате, они не захотели больше называться неграми и даже поменялись с белыми людьми ролями. Теперь в современном обществе агрессивной диурнизации подвергаются дети, и те озаботились вещами, которые могут дать им статус «взрослых» и открыть возможности для продвижения. Естественный недостаток таких возможностей побуждает их громко заявлять о себе (через субкультуру, агрессивное поведение, теракты), а также толкает на обычные преступления. Либеральное общество вынуждено им потакать в мелочах и отвлекать на второстепенное, лишь бы они не бунтовали и не терроризировали его. С этой целью детей накрыли Интернет-сетями, а их неокрепшее сознание загрузили гендерными отношениями, сменой пола и борьбой за климат.
Наивно полагать, что в каком-либо открытом обществе, которое исповедует пассионарный режим и массово плодит пассионариев, можно затормозить эти негативные процессы и сохранить старые добрые ценности. Понадобятся репрессии, которые неизбежно приведут к закрытости общества и росту эмиграции. При этом оно все равно будет нестабильным и агрессивным.
=======
В настоящее время практически весь мир охвачен тотальной диурнизацией и люмпенизацией. В большинстве случаев это происходит под влиянием внутренней социальной политики или экспансии извне. При сохранении этой ситуации его ожидают большие потрясения (в том числе, из-за нехватки ресурсов), если только социальные пирамиды и потребление не будут переведены в значительной степени в виртуальную сферу (в частности, Интернет), и не будут созданы дешевые безопасные наркотики или их виртуальные аналоги. Тогда пассионарии будут конкурировать и самореализовываться в Интернет-сетях, а люмпены потреблять цифровые суррогаты. Легальные наркотики или их эквиваленты обеспечат дополнительную компенсацию. Тенденция к осуществлению этого сценария отчетливо проявляется. Общество погружается в «Матрицу», как в одноименном знаменитом фильме.
Другой вариант развития событий - это изменение природы самого человека, его физиологии и психики. Такие опыты по трансформации человека уже начались.
В самом режиме диурна содержится конфликтное противоречие. С одной стороны пассионарий стремится к постоянному наращиванию своего превосходства, а с другой – ему нужна стабильность, чтобы закрепить достигнутое ранее превосходство и другие неудовлетворенные пассионарии не свергли его с пьедестала. Это противоречие неминуемо приводит пассионарное общество к внутренней или внешней конфронтации и периодическому саморазрушению с перспективой конца света.
Поэтому режим диурна изначально обречен на самоубийство. И есть два сценария. Он может сделать это без человеческих жертв своим же оружием, через рациональное осознание собственной ущербности и добровольное прекращение диурнизации общества, либо он самоликвидируется вместе с большинством человечества в ходе многочисленных конфликтов, порожденных им же. Но этот режим в своей агонии предлагает нам еще одну альтернативу - трансформировать человечество в иную форму жизни.
=======
А что же люди? Нельзя сказать, что они совсем не сопротивляются тотальной диурнизации общества. В разных странах малая их часть объединяется в различные сообщества на основе коллективизма, взаимной поддержки и соучастия, тем самым создавая у себя мистический режим или близкий к нему. (В частности, в России это – монастыри и староверческие общины.) Но официальное общество о них предпочитает замалчивать или выставляет в негативном свете, стараясь не допустить их разрастания, ибо это грозит отмиранием значительной части существующей социальной пирамиды. В недалеком прошлом власти в США их даже уничтожали физически, но потом осознали, что в ограниченном количестве они могут быть полезны и повышают стабильность общества.
Помимо этого на Западе в 60-х и 70-х годах прошлого века было мощное движение «хиппи» под лозунгом - «любовь, а не война». Тем самым его сторонники неявно призывали ликвидировать агрессивный режим пассионарности, заменив его на синтетический режим. Среди прочего они предлагали поп-культуру, раскрепощение гендерных отношений и легализацию наркотиков. Но результат оказался противоположным, и режим диурна только укрепился. Он дискредитировал их движение, но использовал их предложения для своего процветания и ослабления негативных последствий: поп-культуру превратил в бизнес, секс сделал религией и практически легализовал наркотики. Таким образом, вместо лечения запущенной болезни обществу выписали сильное обезболивающее.
=======
Интересная «неновость»: в США ведутся активные разработки чипа-имплантанта под патронажем Илона Маска, снижающего чувство тревоги. Возникает вопрос: как будет вести себя индивид с таким имплантантом? Выйдет ли он из пассионарного режима и станет по-настоящему свободным человеком, на которого не будут давить страхи, или он лишится последних социальных тормозов и бесстрашно пойдет "по трупам" к вершинам социальных пирамид? Известно, что алкоголь и наркотики, также снижающие чувство тревоги, зачастую высвобождают у человека скрытую агрессию диурна и побуждают его совершать преступления. Не получим ли мы в итоге более совершенную и роботизированную версию пассионария, этакого мистера Хайда, освобожденного от доктора Джекила?
Но, скорее всего, эти волнения напрасны и рациональные американцы сделают несколько вариантов чипов: один для обывателей, чтобы сделать из них покорное трудолюбивое "быдло", другой - для элиты, чтобы она могла без тревоги ходить по их головам, а третий - для робокопов и робовоинов, чтобы они без сомнений выполняли приказы элиты. Идеальный образец социальной пирамиды, мечта Гитлера. Может обществу, в котором еще осталось что-то человеческое, стоит переосмыслить себя и направить свои усилия на создание для людей более человечных условий жизни?
=======
Выбор есть, но где воля?
В Евангилии написано «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». В этой фразе содержится суть проблем современного общества и путь их преодоления. Что не божие, то - дьявольское. Пока общество превозносит кесаревы ценности, оно будет их создавать и отдавать кесарям. А если ценности станут христианскими, то и отдавать кесарям будет нечего, а значит и кесарей не будет, то есть рухнут социальные пирамиды неравенства, и не будет тех негативных последствий, которые они неизбежно порождают.