Когда мы говорим о Древнем Риме, в голове сразу же возникают образы Римских легионеров, колизея, Цезаря. Римская цивилизация оставила величайший отпечаток в истории Человечества, по сути своей заложила фундамент современной Европейской цивилизации. От Древнего Рима нам в наследство досталось кое-что важнее дорог - Римское право.
Вообще, что такое это самое «Римское право»? По своей сути это правовая система - то есть упорядоченные положения норм и правил, по которым существовало Римское общество и государство. Римское право является исторической основой крупнейшей в мире Романо-Германской правовой семьи, которая объединяет десятки стран, включая Россию. Чем же так примечательно Римское право? Римское государство пало уже более тысячи лет назад, но почему и по сей день мы обращаемся к нормам и принципам, по которым жила эта удивительная цивилизация?
Ответ на эти вопросы можно получить, если обратиться к изучению основных принципов Римского права, и постараться разобраться, а что вообще из себя представляет Римское общество? Римлянин - это человек. Римлянин - это гражданин. Гражданин - часть государства. Из этих казалось бы простых понятий начинает складываться классическая республиканская теория, вокруг которой и строится Римское право. Почему именно республиканская? Ну, во-первых сама эпоха расцвета Римского права пришлась на период Римской Республики, и даже на период так называемой ранней Империи. По-хорошему раннюю Империю в Риме в общественном смысле трудно было назвать «империей в современном понимании» - республиканские институты продолжали существовать, но они медленно разлагались.
«Ius est ars boni et aequi» - право есть искусство доброго и равного - фраза, сказанная Римским юристом и консулом Публием Ювентием Цельсом вполне отражала суть устройства и положения граждан Рима относительно друг друга. Граждане равны - равны перед законом и перед правосудием. Другой Римский юрист Домиций Ульпиан скажет следующее: «Iuris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedere, suum quique tribuere» - «предписание права суть: честно жить, не вредить другому, каждому воздавать своё». Вообще, римляне уделяли очень большое значению выражению правового равенства через судебную власть - quaestiones perpetuae - постоянные суды.
Постоянные суды в Древнем Риме были созданы ещё во времена Республики, около 149 года до н. э. на основании закона народного трибуна Луция Пизона. Принципам правосудия - «in judicio» Римляне уделяли огромное значение. Как раз судебная практика Рима ляжет в основу теории правосудия как таковой. Регулятором норм жизни граждан было так называемое «Jus privatum» - право частное и «Jus civile» - право граждан. Обе эти отрасли регулировали два главных вопроса в жизни рядового Римского гражданина - частную собственность и политические возможности. Источниками этого права были юридические кодификаторы, например знаменитые «законы двенадцати таблиц» и другие законы, которые принимались на Народном Собрании Рима.
Частная собственность для граждан Рима была этаким важным признаком, определяющим уважение и свободу настоящего гражданина, или латинянина. Но почему для Римлян было важно и политическое участие? Существует даже целая отрасль - «Jus publicum» - публичное право, которое в Риме играло роль этакого «юридического императива», даже над гражданским и частным правом. Вообще государственная теория в понимании Римлян отличалась от современных подходов. Для Римлян государство - это «res publica» - общее дело. Государство - есть результат установленной и достигнутой договорённости между гражданами - свободными людьми государства - в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим правилам - нормам права. При этом государство - целостная вещь, что может отдавать каким-то коллективизмом, но нет, это именно республиканская модель. Разница в том, что частное право сохраняется и не отвергается, как и личностная свобода, а напротив всячески поощряется и охраняется судом, но может быть ограничена в случае пересечения с интересами общества в целом.
Важно отметить, что в Римском праве также есть «Jus gentium» - право народов. Это особая ветка Римского права, которая регулировала отношения в среде «неграждан» - народов, которые были покорены Римским государством. Некоторые называют «jus gentium» прообразом и зачатком международного права, что, в принципе, от части верно. Сами Римские юристы говорили буквально следующее:
«Право народов — это то, которым пользуются народы человечества» - Домиций Ульпиан;
«Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены цивильным правом» - следовало из императорских конституций Диоклетиана, составленных Римским юристом Гермогениамом;
«Право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы. Общенародное право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя известные порядки: войны, захват в плен и рабство; на основании того же общенародного права введены почти все договоры: купля-продажа, договор найма, товарищества и др.» - римский юрист Гай;
Здесь можно проследить некоторые общие моменты с концепцией естественного права, которая оформиться в должном виде только ближе к эпохе Просвещения, но те или иные моменты будут заложены уже в период Античности.
Справедливо спросить, а почему вообще Римляне задумались о создании этакого «права народов». Двигателем правовой эволюции стала …? экономика, а именно торговля. «Jus gentium» появилось во второй половине эпохи Республики в Древнем Риме, когда он стал центром тогдашней всемирной торговли. Прибывавшие в Рим торговцы из самых разных провинций и стран, которые именовались «peregrini», и тут, к слову, важно отметить, что гражданами в Риме были только сами свободные жители Рима и большая часть Италии, а все остальные…. ну… не сказать, что были рабами, но и до граждан не дотягивали. Так как «jus civile» - гражданское право - не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой — иностранец. Были даже созданы «Перегринские преторы» - коллективные органы судебной власти, которые как раз занимались разрешение споров по делам, связанным с иностранцами по «праву народов».
Римское право оставило значительный вклад, став фундаментом юридической науки. Опыт организации государства и власти, отношение к частной собственности, регуляция общественных интересов и меж-народные отношения. Всё это ляжет в основу множества правовых доктрин и теорий, породит основу отраслевой кодификации в современном виде. Можно подумать, что вот он «свет человечества» - тысячи лет назад люди додумались до того, что все они по сути своей рождаются равными перед законом, который не падает с неба, а определяется ими жеНо, нет. Конечно же не стоит идеализировать, в Римском праве есть множество проволочек, примитивных основ и специфик, характерных эпохе, например, рабовладение. Равными перед законом считались только свободные люди, коих в самом Риме было не сказать что много. Здесь важно понимать, что давать оценку исторических эпохам, в частности нормам право того времени, с позиции уже нашего времени разумеется не правильно, но на тот момент это было самым прогрессивным словом для человечества.
Автор : Дмитрий Починский