Найти тему
ЛизаАлерт Питер

Все рыжие, а он чёрный

Игорь – человек без позывного. В «ЛизаАлерт» так не принято, но он занимается настолько уникальным делом, что ему можно. Он один из тех, кто развивает в отряде недавно зародившееся водное направление. Это люди невероятной выдержки: они ищут тех, кто, скорее всего, утонул.

Родился и вырос в Гатчине. Мама работала в администрации, папа был начальником столовой. Совершенно сухопутная семья. Но Игорь с детства решил, что будет плавать. Попал в спортшколу олимпийского резерва. Стал кандидатом в мастера спорта по водному поло, был вратарём. Играл за команду «Балтика».

— В вестибюле школы висели нарисованные от руки плакаты про разные кружки, среди них было приглашение на дайвинг, тогда это называлось подводное ориентирование. Сподвиг Жак-Ив Кусто. По одному из центральных каналов показывали сериал про его погружения, многие мальчишки бредили просто. «Свой-чужой» мы узнавали по красным шапкам – как у исследователя, делали их на заказ. Тренеру давали время в бассейне и оборудование, он учил нас подводному плаванию, а мы за это дно чистили. Потом выходили в открытый водоём в Гатчинском парке. В общей сложности в воде я проводил 360 дней в году. Шесть раз в неделю тренировки по водному поло, а в воскресенье был выходной, но я шёл в бассейн нырять.

Поисковую деятельность начал с командой «Добротворецъ». Это волонтёрское сообщество, занимающееся поисками людей на воде.

— Они попадали в поле зрения. Но всё думал: потом-потом. А однажды гулял с ребёнком и увидел сообщение, что нужны водолазы на поиск девочки в карьере в Ленинградской области. И меня переклинило. Собрал вещи, связался с координатором, прыгнул в машину и рванул туда. Пока ехал, запросил информацию у друзей, которые имели опыт погружений там, нужно было понять, что за водоём. На месте познакомился и с ребятами из «ЛизаАлерт», они помогали организовать работу. Водоём был тяжёлый, «песочник». Видимость очень плохая, как в глубокий туман опускаешься. Пока ты в воде, тебе кажется, что время быстро идёт. Для тех, кто ждёт наверху, наоборот – всё очень долго. Я шёл от берега, потом обрыв такой мощный. Увидел девочку. Точно помню, что я сказал про себя: «Ну, сейчас ты вернёшься к родителям». Вот и всё. Большое горе для семьи.

— Вспоминаешь первый поиск?

— Да, я проигрываю его в голове с какой-то периодичностью. С тех пор начал ездить на водные поиски. Понимать, что ты никогда не увидишь близкого человека, даже попрощаться с ним не сможешь – это трагедия.

-3

Сейчас Игорь – инструктор водного направления «ЛизаАлерт». Учит товарищей обращаться с эхолотом, камерой, проводит курсы по управлению лодкой, страховке, объясняет правила безопасности на воде. Знать нужно очень много: как вообще строится поиск, сколько нужно людей, какое оборудование задействуется, как работать в команде с водолазами, как устроен акваланг, как правильно подать оборудование, как понять сигналы напарника под водой… Новобранцы водного направления говорят, что учиться у него – одно удовольствие. «Для Игоря не бывает глупых вопросов, самое главное, чтобы человек понял. Какое-то безграничное понимание и терпение».

— Ключевую часть работы проводит административная группа водного направления. Выходу на воду всегда предшествует сбор информации и аналитика – необходимо узнать, что за водоём, какая температура, какой подъезд к месту поисков, какая растительность, какое дно, есть ли песок, взвесь, ил и сколько его, какая видимость, нужно учесть ветер, движение льда, если это зима. Таких неизвестных очень много. Был поиск, на который привлекали научного сотрудника из Института гидрологии и океанологии – нужно было разобраться, что с течениями. Оказалось, течения там двойные – на двух-трёх метрах уже обратно тянет. Ребята также учатся читать снимки с эхолота, это только с опытом приходит, они очень похожи на снимки УЗИ, если не знать, что искать – ничего не понятно. Неподготовленный человек не поймёт, что палка среди тростника – это удочка. К поискам подключаем ребят из направления беспилотной авиации – всё, что можно, осматриваем сверху, это своего рода разведка, потом проверяем артефакты. Пешие группы изучают береговую линию. В отряде «ЛизаАлерт» уже собрана большая информационная база о водоёмах. Важно понимать, куда мы погружаем человека. Водолаз – он как взъерошенный ёж под водой: всё время перестраховываешься, постоянно крутишь головой, сердце колотится, темно, холодно, может быть крупный мусор, рисков много. Когда один человек работает под водой, на берегу должна быть очень сплочённая команда, где люди понимают друг друга с полуслова.

Водолазом себя Игорь не считает. Погружений с аквалангом сделал много в своё время, но больше предпочитает действовать как подводный охотник – из оборудования у него гидрокостюм, маска с трубкой, ласты и собственные лёгкие. Говорит, так мобильнее.

Профессию он выбрал всё-таки земную: работает главным инженером компании по монтажу лифтового оборудования. Но вода из жизни никуда не делась. Например, рыбалка. В Неве выловить здоровенного судака – вот это удовольствие! Удочки, спиннинги и рыболовные сети Игорю не нужны. Выглядит это, как в мультфильме «Ну, погоди!» – подводный охотник стреляет из ружья с вилкой. Всю Неву от Ладоги до Финского залива прошёл, встречал не только сомов и раков. Старинные книги на дне, кружки, якоря с пароходов – сокровищ на дне реки много, но их Игорь не коллекционирует. Хотя признаётся, что нырнуть на затопленный корабль было бы интересно.

Дома его ждут красавица жена Ирина и двухлетняя дочурка София – юная любительница фотографировать, на день рождения дома сделали выставку её снимков. В ближайшем фотосалоне малышку знают и уважают. Совместный отдых с семьей – это пару раз в месяц балет, обязательно на старой сцене Мариинского театра, или консерватория. Да-да, вместе с дочкой. Юная театралка сидит от начала до конца представления, хлопает, кричит «Браво!».

Супруга, конечно, переживает, когда Игорь уезжает на поиски, но относится с пониманием. Говорит: «Все в отряде рыжие, а ты чёрный»…

Но это он только в воде в мрачном чёрном гидрокостюме. В обычной жизни друзья зовут Игоря «Гуччи» за умение выглядеть ну очень презентабельно. Кстати, отличный был бы позывной!

-5