Найти в Дзене

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Зал Геракла (114)

Этот зал Нового Эрмитажа по замыслу Лео фон Кленце создавался для библиотеки иностранной литературы Императорского музея. Современное название зала определили выставленные здесь многочисленные статуи Геракла. Римская работа II в. По греческому оригиналу первой половины IV в до н.э. скульптора Праксителя Поступление: 1851 г. Подарена Папой Пием IX. Сатир - лесной демон, спутник бога вина и веселья Диониса. Был представлен греческим скульптором Праксителем (390-330 гг. до н.э.) в виде обнаженного юноши, на звериную сущность которого намекают острые уши, почти скрытые пышной прической, и чуть раскосые глаза. Сатир стоит в томной позе, опираясь не столько на левую ногу, сколько на пень, который придаёт фигуре устойчивость. Радость чувственного бытия, любование юностью и красотой, наслаждение как цель жизни - вот то, что лежало в основе философии гедонизма, которая в IV в. до н.э. распространилась среди той части греческого общества, которую приводила в восхищение ясная гармония прекрасны
Оглавление

Этот зал Нового Эрмитажа по замыслу Лео фон Кленце создавался для библиотеки иностранной литературы Императорского музея. Современное название зала определили выставленные здесь многочисленные статуи Геракла.

Зал Геракла
Зал Геракла

Отдыхающий сатир

Римская работа II в. По греческому оригиналу первой половины IV в до н.э. скульптора Праксителя

Поступление: 1851 г. Подарена Папой Пием IX.

Сатир - лесной демон, спутник бога вина и веселья Диониса.

Был представлен греческим скульптором Праксителем (390-330 гг. до н.э.) в виде обнаженного юноши, на звериную сущность которого намекают острые уши, почти скрытые пышной прической, и чуть раскосые глаза. Сатир стоит в томной позе, опираясь не столько на левую ногу, сколько на пень, который придаёт фигуре устойчивость. Радость чувственного бытия, любование юностью и красотой, наслаждение как цель жизни - вот то, что лежало в основе философии гедонизма, которая в IV в. до н.э. распространилась среди той части греческого общества, которую приводила в восхищение ясная гармония прекрасных образов Праксителя.

Отдыхающий сатир
Отдыхающий сатир

Геракл-мальчик

Римская работа. Вторая половина II в. По греческим образцам конца IV в. до н.э.

Поступление 1851 г. Из коллекции Демидовых.

Геракл - греческий герой, сын Зевса и Алкмены.

Геракл-мальчик
Геракл-мальчик

Статуя Геракла

Римская работа II в. По греческому оригиналу середины IV в. до н.э.

Геракл, сын верховного бога Зевса и фиванской царицы Алкмены, был популярнейшим героем Древней Греции, где его культ был распространен повсеместно. Образ Геракла по-разному осмысливался на протяжении веков. В первой половине IV в. до н.э. в творчестве великого скульптора Скопаса ярко отразилось трагическое восприятие мира. Вероятно, из художественного окружения Скопаса и происходил тот прототип, от которого отталкивался римский автор эрмитажной статуи Геракла. Патетическое выражение лица, характерное для работ мастеров круга Скопаса, достигается сильным затенением внутренних углов глубоко посаженных глаз и усиливается скорбными складками, идущими к опущенным уголкам губ приоткрытого, как при страдании, рта. Именно такое внутреннее трагическое переживание при внешнем спокойствии и составляет особенность этого типа образа Геракла.

Пирующий Геракл

Римская работа II в. По греческому оригиналу третьей четверти IV в. до н.э. скульптора Лисиппа.

Поступление: 1920 г. Из Академии художеств

Геракл - греческий герой, сын Зевса и Алкмены.

Пирующий Геракл
Пирующий Геракл

Отдыхающий Геракл

Римская работа II в. По греческому оригиналу конца IV в. до н.э.

Поступление: 1852 г. Из коллекции Лавалей.

Геракл - греческий герой, сын Зевса и Алкмены.

Отдыхающий Геракл
Отдыхающий Геракл

Эрот, натягивающий лук

Римская работа II в. По греческому оригиналу второй половины IV в. до н.э. скульптора Лисиппа.

Поступление: 1851 г. Подарена Папой Пием IX.

Эрот - бог любви, сын Афродита был одним из древнейших богов Греции. Его особо почитали в городе Феспии, в Беотии, где находилось главное святилище бога, в которое помещали его изображения самые знаменитые скульпторы Греции, например, Пракситель и Лисипп. К оригиналу Лисиппа, жившего во второй половине IV в. до н.э., восходит римская копия времени императора Августа из коллекции Эрмитажа. Эрот изображен в виде подростка, тело которого уже приобрело некоторую угловатость, но еще не утратило детской мягкость форм. Юный бог натягивает тетиву лука. При полной естественности позы Лисипп создал сложную пространственную композицию, расположив части фигуры в разных пресекающихся плоскостях. Благодаря этому изображение приобретает особую динамичность.

Эрот, натягивающий лук
Эрот, натягивающий лук

Торс Афродиты

Римская работа II в. По греческому оригиналу третьей четверти IV в.

Поступление: 1852 г. Из собрания К.В.Нессельроде.

Афродита - богиня красоты и любви Торс Афродиты. В середине IV в. до н.э. греческий скульптор Пракситель впервые изобразил богиню любви и красоты Афродиту обнаженной. Это было настолько смело, что жители города Коса, заказавшие статую, отказались её взять. Отвергнутую статую приобрели граждане Книда, и Афродита Книдская, воплощение совершенной женской красоты, стала образцом для художников многих поколений в Греции и Риме. Копия римского времени в эрмитажном собрании восходит к раннеэллинистическому оригиналу.

Сохранился только торс статуи, формы которого передают красоту и гармонию зрелого женского тела. При этом, учитывая вкусы III в. до н.э., мастер сделал пропорции фигуры легче и стройнее, а очертания тела мягче, чем в произведении Праксителя.

Торс Афродиты
Торс Афродиты

Персефона

Римская работа II в. По греческому оригиналу IV в. до н.э.

Поступление: 1862 г. Из собрания маркиза Д.П.Кампана в Риме

Персефона - богиня плодородия, дочь Деметры.

Персефона
Персефона

Геракл

Римская работа II в. По греческим образцам второй половины IV в. до н.э.

Поступление: 1852 г. Из коллекции Лавалей.

Геракл - греческий герой, сын Зевса и Алкмены.

Геракл
Геракл

Пьяный Силен

Римская работа. Вторая половина II в. По греческим образцам конца IV-III вв. до н.э.

Поступление: 1851 г. Из коллекции Демидовых.

Силен - лесной демон, сын бога Гермеса и нимфы, воспитатель бога вина и веселья Диониса. Его считали отцом семейства силенов - лесных демонов, в которых смешивались черты людей и животных. Как люди, они некрасивы: курносые, с глазами навыкате, толстогубые, лысые. От животных силены получили лошадиных хвосты и копыта. Но не всегда изображения лесных демонов имели ярко выраженные звериные черты. Как спутники Диониса, дикие и похотливый силены были любителями вина, олицетворением стихийных сил природы, ее плодородия. Однако силены могли быть и мудрыми, предсказателями будущего.

Существовал древнейший статуарный тип, изображавший Силена с младенцем Дионисом на плече. В эрмитажной копии соединились разновременные прототипы. Спокойно стоящая с опорой на одну ногу массивная фигура восходит к типу, разработанному во второй половине V в. до н.э. греческим скульптором Поликлетом и мастерами его круга. Голова имеет прототип в греческой скульптуре середины IV в. до н.э. В I в., когда была создана эрмитажная статуя Силена, в Риме увлекались греческим классическим искусством. Статуя лесного демона могла украшать перистиль городского дома или загородную виллу.

Эрот

Римская работа. II в. По греческому оригиналу первой половины IV в. до н.э.

Поступление: 1924 г. Из Павловского дворца.

Бог - любви, сын Афродиты.

Эрот
Эрот

Аполлон

Римская работа I в. По греческим образцам IV в. до н.э.

Поступление: 1862 г. Из собрания маркиза Д.П.Кампана в Риме.

Аполлон - бог света, покровитель искусств.

Аполлон
Аполлон

Отдыхающий сатир

Римская работа II в. По греческому оригиналу первой половины IV в. до н.э. Скульптора Праксителя.

Поступление: 1851 г. Из коллекции Демидовых.

Сатир - лесной демон, спутник бога Диониса.

Отдыхающий сатир
Отдыхающий сатир

Еще можно посмотреть видео: Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Видео и статьи о Санкт-Петербурге можно найти в этой подборке