Перед дооснощением своей машины э/х (электрохром) зеркалом салона, потратил достаточно времени на изучение внутреннего устройства и принципов его работы, чем с радостью поделюсь с вами. Зеркало я покупал от японки E39, но изучая электрические схемы стало ясно, что оно чаще встречалось на E38.
BMW e39 / e38 (IR) infrared electrochromatic mirror.
Отличительная особенность этого зеркала — наличие ифракрасного приемника, позволяющем открывать и закрывать машину с помощью ИК ключа (ключ в форме гитары с инфракрасным светодиодом). Помните инфракрасные ключи от Mercedes Benz, так вот мы имеем ту же технологию, только в BMW. Дальность действия ИК лучей не больше 10 метров, а ключ в момент нажатия кнопок нужно направлять на приемник, согласитесь не очень то и удобная технология. Почему на японках часто встречаются такие зеркала остается только предполагать. Скорее всего причина была в законодательстве Японии запрещающем передачу информации на радиочастотах. Кстати именно по этой причине частота передачи в Европе 433МГц отличается от американской 315 МГц. Но это актуально только для тех лет, т.к законы уже наверняка поменялись.
Различные крепления зеркал.
Насколько мне известно существует 2 вида крепления зеркал на наших машинах, стандартное стоковое и так называемый "Homelink". Хотя я слышал что они взаимозаменяемые, все-равно перед покупкой нового зеркала стоит обязательно уточнить этот вопрос. Также формы зеркал на наших машинах более чем разнообразно, поэтому и внутреннее их устройство может отличатся наличием тех или иных блоков. С распиновкой фишек тоже имеются нюансы, соответственно схемы немного отличаются по годам.
Инструкция по привязке ключей для дистанционного открывания автомобиля.
Принцип активации и добавления ключей одинаковый как для RF ключа (радиоволны), так и IR ключа (инфракрасные волны). Единственное отличие в том, что радиоключ нужно направлять на заднее стекло автомобиля, где расположена антенна, а инфракрасный ключ нужно максимально близко держать возле красной крышечки салонного зеркала, направляя светодиод на крышечку. Документация сообщает, что в момент инициализации ключей, передатчик ключа работает с пониженной мощностью. Это необходимо для обеспечения безопасности, т.к в момент инициализации генерируется и передается ключ шифрования.
Привязка ключей BMW e39 / e38
Привязка ключей BMW e39 / e38
Разобрать фотохром зеркало намного проще, чем стандартное зеркало с механическим козырьком. Если механику приходилось безжалостно выковыривать из защелок, то фотохром зеркало имеет 3 винтика сверху и 2 защелки снизу. Чтобы не повредить корпус зеркала, необходимо для разбора использовать пластиковую карточку.
Внутренности зеркала
Зеркало состоит из 3х плат и выключателя. Все 10 контактактов зеркала используется. При детальном изучении этих плат выяснилось их назначение.
Выключатель фотохром зеркала
Снизу на зеркале расположен красный выключатель функции фотохром. На первый вгляд кажется, что вращая его можно что-то регулировать, но это не так. У выключателя есть только 2 положения ВКЛ ( | ) / ВЫКЛ ( O ). Выключатель в первую же очередь был измерен мультиметром чтобы окончательно разоблачить все мифы и проверить его работоспособность.
Белая плата регулирующая эффект фотохрома
Плата функций фотохрома
Белая плата расположена на задней части стекла зеркала. Пусть вас не путает обилие проводов соединяющих две платы. Питание +12В берется от 15 контакта (зажигание), идет на зеленую плату, а уже с нее по красному проводу через выключатель подается на белую плату. Земля также идет сначала на зеленую плату, а далее по синему проводу на белую плату.
Это ранняя модификация, используемая чаще на e38. На схеме видно что белая плата управляет фотохромом боковых зеркал по двум проводам №7 и №9. Еще один провод служит для отключения зеркала в момент, когда включена задняя передача №1.
А это более поздняя модификация уже под e39. Отличие заключается в том, что в новой модификации для управления фотохромом боковых зеркал используется 4 провода. Хотя скорее всего, эти отдельные провода все равно соединяются внутри зеркала, но мы может только предполагать.
Плата приемника инфракрасных сигналов.
Плата IR приемника
В нижней части зеркала расположена плата приемника ИК-сигналов. Плата подключена посредством шлейфа из 3-х проводов. По двум крайним проводам к плате подходит питание 5В (тут я не уверен, но точно не 12В). Средний провод используется для передачи цифровых данных.
Питание необходимо для работы микросхемы усилителя-преобразователя аналоговых сигналов в цифровые. Микросхема с маркировкой TKF97336 / U2528B / 45A706, найти даташит на нее не удалось.
В плате приемника используются 3 инфракрасных фотодиода соединенных параллельно. Красная крышечка сделана из прозрачного пластика для ИК-излучения стекла, и непрозрачного для видимых лучей.
Вся передача данных идет только в одном направлении от ключа к машине. Обратная передача данных невозможна! Это означает что в момент инициализации внутри ключа генерируется ключ шифрования и передается на машину, после чего этот ключ шифрования храниться и в ключе и в машине неограниченный срок, до следующей инициализации. Этот вывод наверняка касается и радиоключей, технология которых отличается разве что только методом передачи данных.
Светодиод сигнализации DWA в зеркалах без IR приемника.
Есть модификации зеркал без ИК-приемника, но имеющем светодиод штатной сигнализации DWA. В таких зеркалах красная крышечка сделана из красного прозрачного пластика, отличного от тех крышечек которые ставят на IR зеркала. Сразу видно что крышечка для DWA не имеет оси, а значит ей нельзя включать / выключать фотохром зеркало.
IR модуль внутри салонного зеркала
Зеленая плата IR модуль дистанционного управления
На этой плате расположен микропроцессор, основная задача которого считывать и обрабатывать цифровую информацию с ИК приемника. Если ключ прислал верные данные, этот микропроцессор посылает сигнал на блок EWS для отключения противоугонной системы, а также посылает сигнал на PM (пассажирский модуль) для управления центральным замком.
Модуль RF внутри салонного зеркала
Аналог IR модуля — это RF модуль. Оказывается антенна и усилитель для радиоключей не всегда были на заднем стекле автомобиля. Сначала его устанавливали внутри салонного зеркала.
Синий провод ни что иное как антенна RF модуля.
Наверняка RF модуль владеет тем же функционалом что и IR, т.е выключает противоугонку EWS и отприрает центральный замок через блок PM. Это значит штатная сигнализация салона в тое времена либо отсутствовала напрочь, либо включалась / выключалась через PM модуль.
С определенного года BMW решила перенести весь функционал этих модулей в основной блок GM3 дополнительно впихнув в него всю систему комфорта обозвав ее ZKE. На моей машине уже стоит блок GM3, поэтому необходимость в этой плате никакая. Даже если её удасться подключить, то можем получить кофликт двух систем, этого модуля и GM3 блока.
Модуль IR дистанционного управления
Как всегда фото платы, где видно номиналы каждой детальки.