Найти в Дзене
Закрытая книга

Ещё 5 новых имен русской фантастики 2010-х: авторы, за которых не стыдно...

Оглавление

Вот говорят: не пишут у нас, дескать, больше фантастики хорошей. Дрянь какая-то, тьфу! А я вам отвечу: места знать надо, и будет счастье: хорошая отечественная фантастика не кончилась ни на советской эпохе, ни в девяностых-двухтысячных.

А, поскольку места я знаю, и прошлая статья в серии нашла своего читателя — предлагаю устроиться поудобнее и познакомиться с русскими авторами прошлого десятилетия, за которых мне не стыдно.

Присаживайтесь поудобнее, читайте прошлую часть, если ещё этого не сделали... А мы начинаем.

Да, на этот раз условия отбора не исключают попаданцев и фэнтези — поскольку я пересмотрел свою позицию, и понял, что исключать целые жанры — плохо.
Остальные условия все те же: это должны быть именно авторы фантастики в любом её виде, и они должны быть не хуже, чем раньше.
Или лучше.

Ранний Калбазов

Да, в 2015 г. автора то ли стукнуло по голове агитпропом, то ли подкупили — и его книги чем дальше, тем быстрее буквально за год превратились в ура-пропагандистские листки, где и миростроение, и сюжет ушли на второй план за отечественной повесткочкой.

Но. Буквально всё, что вышло до романа «Одиночка. Охотник за головами» включительно — а это двадцать шесть книг, на минуточку — как минимум, хорошо. Как максимум, серии «Вепрь», «Фронтир» и «Бульдог» — я бы вообще причислил если не к шедеврам, то очень и очень достойным книгам. Более того, на все три у меня было по рецензии, каковые и предлагаю прочитать.

Антон Демченко

-2

Ещё один талантливый автор, подаривший нам миры «Небесного бродяги», «Хольмграда» и многие другие. Один из крайне немногих, кто сумел скрестить стимпанк и фэнтези так, что оба жанра от того только выиграли.

Да и на счёт других книг я мнение изменил. Настолько, что пришлось писать отдельную статью-опровержение.

Словом, категорически советую. Ознакомление начинать с «Небесного» и «Хольмграда», а там, если понравится — уже на ваше усмотрение.

Николай Метельский

Один из двух отцов-основателей русской фантастики «новой волны». А его цикл «Маски» всё не теряет популярности больше десяти лет (2013-2023) — что, товарищи, говорит о многом. Равно как и то, что говоря «популярность» я имею в виду «одна из самых продаваемых книг в России».

Стабильные два-три МИЛЛИОНА просмотров на платных, на минуточку, книгах, на одной площадке — это говорит о многом... И, если мне не изменяет память, до сих пор рекорд среди платных книг.
Стабильные два-три МИЛЛИОНА просмотров на платных, на минуточку, книгах, на одной площадке — это говорит о многом... И, если мне не изменяет память, до сих пор рекорд среди платных книг.

И есть за что. Потому как Метельский этим циклом, наряду с Ильином, о котором речь пойдёт ниже, создал целый жанр «Боярского фэнтези». Один из двух абсолютно новых жанров, созданных в постсоветской России и признанных ныне Западом.

Да, это «мастер одной книги». Или, точнее, одного цикла. Но нам ли его винить, если качество с годами не падает, интерес публики тоже, а закончиться эта история может только со смертью героя — с чем он явно не согласен?

Магией и автоматом, знаете ли, можно добиться большего, чем «просто» магией...
Магией и автоматом, знаете ли, можно добиться большего, чем «просто» магией...

Кто-то скажет, что это «пошлятина» или «не жанр вовсе»: я уже предвижу таких комментаторов. На что отвечу, что точно так же характеризовали снобы, скажем, фантастику и фэнтези в целом где-то в шестидесятых. А сейчас? А сейчас «новое поколение» сами взапой читают, причем и старые книги, и новые, разве что написанные правильными авторами.

P.S. А ещё — Метельский был одним из тех людей, которые создали author.today. Один из первых по-настоящему признанных писателей, что пришли на литплощадку, став одним из камешков, спустивших лавину. Уже только за эту решимость — моя сердечная читательская благодарность.

Меняя маски — Николай Метельский | Литрес

Владимир Ильин

Ещё один «соавтор» «боярки» как жанра. Кто из них был первым в этой идее — фанаты спорят до сих пор, но одно очевидно: Ильин оказал на этот жанр огромное влияние. Настолько, что даже название самого жанра от него пошло (как и бОльшая часть миростроения в том, что касается «жанровых стандартов» альтернативной Руси).

-5

И «Напряжение» — одна из тех книг, где я до сих пор не могу подступиться к рецензии, поскольку не знаю, как правильно её написать. Могу лишь сказать, что история «мальчика, который хотел самое вкусное в мире мороженное» — закончена, оставив отпечаток в моей душе. И это хорошо. Что нам расскажет Ильин в следующий раз? Да самому интересно!

Напряжение — Владимир Ильин | Литрес
P.S. Отмечу, так как сегодня это редкость для жанра: в «Напряжении» попаданцев нет. Вообще. Совсем. И это тот редкий случай, когда это делает книгу только лучше.

Дмитрий Рус

Как бы мне ни хотелось этого гражданина вычеркнуть из летописи русской литературы — слов оттуда не выкинешь. К сожалению.

  • Да, его цикл «Играть, чтобы жить» в своё время создал жанр ЛитРПГ как таковой — и оказался достаточно успешен даже за рубежом.
    Он
    первым понял, как надо перенести игровую механику на книжные страницы, чтобы это было интересно читать. Потом был Маханенко, потом все остальные, со своими инновациями и доработками.
    Но первым был он.
  • Да, с художественной точки зрения написан он также великолепно. И общественное признание тоже совершенно заслуженно.
  • Да, он был одним из первых авторов, «ввернувших» в русскую фантастику в целом моду на отсылки к «Лабиринту отражений» Лукьяненко.

Но пока я пишу эти слова — я испытываю примерно те же чувства, как историки, пишущие оды исторически спорной фигуре, вроде короля Леопольда II: да, заслуги несомненны, но этично ли восхвалять такого человека?
Потому что тот же цикл, что сформировал жанр — есть прямая, наглая и неприкрытая
пропаганда этнического превосходства на грани нацизма. Щедро замешанная на ресентименте и прославлении действующего режима.

-6

Причём пропаганда крайне успешная, настолько, что даже на Западе жанр хоть и приобрел популярность, но овеянную славой «книг для альтернативно-правых» (англо-американская характеристика для фашистствующих радикалов).

У нас, к счастью, этого не произошло, но из песни слов не выкинешь: т-щ Дмитрий был (и есть) крайне спорная личность. И я ему, конечно, благодарен за вклад в развитие литературы, но не более.

Играть, чтобы жить. Книга 1. Срыв — Дмитрий Рус | Литрес

Как-то так

Эти писатели, в той или иной мере, но выдержали проверку временем. И у меня в голове крутятся ещё, как минимум, с десяток «новых имён» прошлого десятилетия. Если и эта статья встретит мало-мальски положительный отклик, то я, конечно, о них расскажу. Хоть и не уверен, когда.
А пока — на этом всё. Спасибо, что дочитали.

Можете делиться своими авторами в комментариях. Критериев только два: они написали первую фантастическую книгу в 2010-х; вы считаете, что она удалась.

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)