Найти тему

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Зал Юпитера (107)

Оглавление

Зал Юпитера входит в анфиладу музейных залов Нового Эрмитажа, возведенного в1842-1851 гг. по проекту Лео фон Кленце. Стены и пилястры облицованы зеленым искусственным мрамором (стюком), своды декорированы лепниной. В оформление потолка включены медальоны с портретами знаменитых скульпторов. В зале размещена экспозиция римской скульптуры. На панораме можно видеть один из шедевров коллекции - портрет императора Люция Вера (имп. с 161 г.), соправителя Марка Аврелия ( 161-180 гг.). Бюст и статуя последнего также представлены в этой части зала. Статуя Марка Аврелия представляет большой интерес как памятник истории реставрации, собирательства и вкуса своего времени. Она состоит из разновременных частей: торс выполнен в XVIII в. в Италии и восходит к изображениям типов греческих атлетов, «портретная» голова создана римским мастером во II в.

Статуя Антонина Пия (император 138-161 гг).

Третья четверть II в. Мрамор

Лучшие памятники эрмитажного собрания римского портрета относятся к эпохе Антонинов ( 138-192 гг.). Тит Элий Адриан Антонин ( 138-161 гг.) - получил прозвище Пий (благочестивый). Он избегал войн и сохранил стабильность в Римском государстве на протяжении 23 лет своего правления. Его биограф писал: «Пий всегда любил мир в такой степени, что часто повторял слова Сципиона, что лучше сохранить жизнь одному гражданину, чем убить тысячу врагов». Эрмитажная статуя Антонина Пия представляет императора, одетого в тогу, в позе, символизирующей фигуру Миротворца (Рacator Orbis). Черты благородства и милосердия воплощаются в официальном портрете Антонина за счет сопоставления образа императора с классическими греческими образами - подобные приемы были приняты в искусстве портрета еще в период Адриана. Акцентирование добродетелей правителя - Справедливости (Justitia) и Великодушия (Clementia) - это пропаганда императорского образа, которая проводилась в соответствии с политикой правителя. При преемнике Антонина Пия Марке Аврелии ( 161-180 гг. н.э.) мир и стабильность в Римском государстве сменится периодом парфянских войн.

Статуя Антонина Пия
Статуя Антонина Пия

Адриан (император 117-138 гг).

Первая половина II в. Мрамор

Императоры Траян и Адриан принадлежали к династии Антонинов, однако искусство их периодов правления принято рассматривать отдельно. Для мировоззрения императора Адриана, а также для многих из его окружения был характерен глубокий интерес к Греции, к ее культуре и искусству. Этот интерес был заметен и в моде - император стал носить бороду подобно греческим философам. Стилистика официального портрета меняется. Римские мастера в это время выполнили множество копий с греческих оригиналов, манера нашла свое отражение и в официальных парадных портретах. Наследие этой эпохи во многом сохранилось до наших дней: в Риме сооружён мавзолей Адриана (ныне называемый замком святого Ангела, построена вилла Адриана в Тиволи… Свой любимый город Афины (в то время провинцию Римской империи) Адриан украсил храмом Зевса Олимпийского. Наиболее знаменитой военной постройкой является Адрианов Вал в Британии (протяженность 117 км), сохранившийся до наших дней. В то время он символизировал границу цивилизованного мира, отделяющего империю от варваров.

Адриан
Адриан

Саркофаг "Церемония бракосочетания".

III в. Мрамор

Для усыпальницы знатного римлянина был создан саркофаг, на котором покойный изображен в важный момент своей жизни - в день свадьбы. Такие саркофаги называются биографическими, хотя в них не столько запечатлено конкретное событие, сколько воспеваются основные добродетели римлян: благочестие, воинская доблесть и согласие супругов.

На передней стенке саркофага изображены по обе стороны от алтаря невеста и жених, лицо которого портретно. Молодых соединяет богиня Согласия. Жениха увенчивает Доблесть - крылатая женская фигура с пальмовой ветвью в руке. Рядом с невестой помещена богиня любви и красоты Венера со своим сыном - крылатым богом любви Амуром с колчаном. Бог брака Гименей с факелом замыкает группу небожителей. Их окружают родственники и друзья новобрачных. На крышке саркофага изображены три парки - богини судьбы, а также Юпитер, Юнона и Минерва - главные римские божества. Фланкируют всю эту группу бог Солнца (слева) и богиня Луны (справа). Таким образом, люди, боги и вся Вселенная становятся свидетелями благочестивой жизни римлянина. В этом рельефе влияние греческого искусства проявляется в идеализированной трактовке лиц и фигур, но интерес к портрету, отсутствие свободного фона, любовь к деталям - это особенности именно римской художественной традиции.

Саркофаг "Церемония бракосочетания"
Саркофаг "Церемония бракосочетания"
-5

Саркофаг "Ахилл среди дочерей Ликомеда" или "Гробница Гомера".

III в. Мрамор

Хитроумный Одиссей, собирая величайших героев Греции для похода на Трою, узнал, что богиня Фетида, мать Ахиллеса, спрятала своего сына, чтобы он не попал в отряд и не пал в бою, как это было предсказано оракулом. По настоянию матери, Ахиллес скрывался на острове Скирос, переодетый в женские одежды, среди дочерей царя Ликомеда. Одиссей, желая привлечь Ахиллеса к походу, притворился торговцем, приплыл к острову и разложил свои товары на обозрение. Между шелками, благовониями и украшениями он поместил щит, копье и меч. Девушки с упоением перебирали роскошные ткани и драгоценности. Вдруг зазвучал сигнал тревоги о нападении. Девушки разбежались… Лишь Ахиллес схватился за оружие и тем выдал себя. Так он стал участником похода на Трою.

Самый яркий образ Ахиллеса в античной литературе был создан великим Гомером. Именно поэтому Граф Строганов, из личного собрания которого происходит этот саркофаг, называл его "Гробница Гомера".

Саркофаг "Ахилл среди дочерей Ликомеда"
Саркофаг "Ахилл среди дочерей Ликомеда"

Портрет Домиции Лонгины (ок 55-140 гг), жены императора Домициана.

Первая половина II в. Мрамор

Портрет Домиции Лонгины, жены императора Домициана (81-96 гг. н.э.) - одно из самых характерных произведений позднефлавиевской эпохи римского портрета. Очевидное внимание к классическим греческим образцам, позволяет скульптору оставаться лаконичным, но вместе с тем, точно, реалистично передавать натуру. Сохранилась лишь часть монументальной статуи, официального изображения Домиции Лонгины. Подчеркнута индивидуальность как внешнего облика римской матроны, так и характера, в данном случае властного и жестокого. Небольшое стремление к декоративности проявляется при передаче сложной высокой прически, популярной среди придворных дам.

О Домиции известно немного. Она была женщиной красивой и несдержанной, по словам римского историка II в. Светония, "готова была хвастаться любым своим распутством". Домициан развелся с ней после ее скандального романа с актером Парисом, но затем простил. Домиция знала о заговоре против мужа, в результате которого он был убит, но не разоблачила заговорщиков. Она пережила своего мужа Домициана на 30 лет и умерла в очень почтенном для того времени возрасте.

Портрет Домиции Лонгины
Портрет Домиции Лонгины

Юпитер (Верховный бог римлян).

Конец I в. Мрамор, тонированный гипс XIX в.

Статуя Юпитера из коллекции Эрмитажа - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых на вилле императора Домициана (81-96 гг. н.э.). Колоссальная скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев. При Флавиях Рим достигает наивысшего расцвета, становится столицей цивилизованного мира. В Риме отстроен Колизей, триумфальная арка Тита, для провинций введено латинское (римское) право, во время правления этой династии произошло знаменитое извержение вулкана Везувий и погибли великолепные Помпеи и Геркуланум.

Искусство периода Флавиев является величайшим мировым наследием. Композиция и манера исполнения Статуи Юпитера, напоминают не дошедшую до наших дней статую Зевса (автор Фидий) для храма в Олимпии. Римский скульптор в своей работе, сочетая мрамор, позолоченное дерево и гипс, имитировал отделку золотом и слоновой костью. Статуя считалась одним из чудес света. Римский публицист Дион Хризостом так говорил о статуе: «Кто станет перед этим образом, тот забудет обо всем, что терзает и огорчает человеческую жизнь».

Статуя Элия Вера (112-138 гг), наследника императора Адриана.

Около середины II в. Мрамор

-9

Мельпомена (муза трагедии).

Римская копия по греческому образцу. II в. до н.э. Мрамор

-10

Еще можно посмотреть видео: Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Видео и статьи о Санкт-Петербурге можно найти в этой подборке