Найти в Дзене
Искусство Жить

Что происходит с мозгом во время чтения?

Вопрос О. Ю. Васильевой: — Что происходит с мозгом во время чтения? Как понять тайну взаимоотношений с книгами? Т. В. Черниговская: — Вы знаете, что меня удивляет? То, что чтение книг является чем-то таким, к чему нужно кого-то ещё привлекать к этому процессу. Я вспоминаю, когда я училась в школе, то у нас была ситуация совершенно обратная, а именно, родители меня всё время оттаскивали от книг и говорили, что у тебя там куча домашних заданий и почему ты в книжках вся погрязла, условно говоря, иди и учи геометрию. Я куда вас клоню, к тому что, чтение является настолько замечательным и интереснейшим занятием, что перед нами даже не стоял вопрос о том, что это как бы надо делать. Это именно то занятие, что ты всё время делать хотел, делать с большим интересом и удовольствием, ведь это правда же? Вы, наверное, согласитесь со мною, когда мы вспоминаем те годы, а это было именно так. Ты рвался туда, чтобы успеть погрузиться в процесс чтения. Это во-первых. Вторая часть моего ответа будет

Вопрос О. Ю. Васильевой:

— Что происходит с мозгом во время чтения? Как понять тайну взаимоотношений с книгами?

Т. В. Черниговская:

— Вы знаете, что меня удивляет?

То, что чтение книг является чем-то таким, к чему нужно кого-то ещё привлекать к этому процессу. Я вспоминаю, когда я училась в школе, то у нас была ситуация совершенно обратная, а именно, родители меня всё время оттаскивали от книг и говорили, что у тебя там куча домашних заданий и почему ты в книжках вся погрязла, условно говоря, иди и учи геометрию.

Я куда вас клоню, к тому что, чтение является настолько замечательным и интереснейшим занятием, что перед нами даже не стоял вопрос о том, что это как бы надо делать. Это именно то занятие, что ты всё время делать хотел, делать с большим интересом и удовольствием, ведь это правда же?

Вы, наверное, согласитесь со мною, когда мы вспоминаем те годы, а это было именно так. Ты рвался туда, чтобы успеть погрузиться в процесс чтения. Это во-первых.

Вторая часть моего ответа будет вот какой. Наша цивилизация получилась потому, что какие-то из наших гениальных предков, очень, очень далёких, они придумали, что нужно что-то сделать такое, чтобы информацию можно было сохранять, потому что храниться она у нас, в нашем мозгу. А мы все смертные. Значит, в какой-то момент все эти накопленные нами знания, даже правильно будет сказать, не информация, а именно знания, все знания вместе с нами просто исчезнут, а это просто жалко, если такое произойдёт когда-то, потому что за нашу жизнь мы накопили огромный запас знаний, и было бы неплохо, все эти накопленные знания, нашим потомкам каким-то образом оставить и передать. И вот тогда появилось именно то, что мы сейчас прочитываем в другом смысле, а именно - появилась внешняя память.

Когда мы начинаем читать антропологическую литературу, то, говорят что, появилось внешняя память, кому-то пришла в голову замечательная идея, что можно это зарисовать или сделать какую-то схему, слепить что-то, а потом, глядишь, и изобразить. И это было крупнейшее из всех достижений человечества, потому что именно это обеспечило переход знаний от поколений к поколениям - это и есть книга. Ценней книги ничего представить себе невозможно...

Что происходит у нас в мозгу?

— Хочу сказать следующее, когда вы случайно встретите где-нибудь информацию, а такого плана материалов к сожалению сейчас, полным полно гуляет в интернете, например: Нашли ген чтения, ген гения, ген математика и ещё много чего такого... Всегда будьте уверены, этого никто не нашел, и никогда не найдёт, потому что, это очень сложные процессы, которые разумеется, не могут обеспечиваться одним геном, и точно также не могут обеспечиваться каким-то локальным участком в мозгу.

Я просто хочу сказать, что речь идёт о сложнейшей вещи, которая если искать места в мозгу, задействованные, когда мы читаем, то этих мест, к примеру, будет штук двадцать, потому что невозможно отделить сам процесс чтения, от работы памяти, или работы ассоциаций. Ассоциативное поле очень огромное, оно зависит от разных видов памяти, как временной, так и долговременной, от зрительного восприятия и соотнесения звука и графемы. Ведь ещё нужно найти именно ту графему, которая обозначает этот звук т.е., на самом деле это огромная работа. Но у нас очень сложный мозг, который когда создавал наш Создатель, он уже, наверное, имел ввиду, что он понадобиться нам для такой сложной работы, когда много участков в мозгу должны включиться в единый процесс для того, чтобы это чтение организовалось. Это сложнейшая вещь, но у нас такой мозг, который может это всё сделать.

Насколько мы знаем, у наших соседей по планете ничего подобного нет, но речь не идёт именно о чтении, просто сложность нашего мозга - она на порядок больше по сложности всего другого в этом мире. Мы это всё получили по праву нашего рождения.

Я так долго отвечаю на вопрос, но подвожу вас сейчас к одной очень конкретной вещи — мы такие, потому что мы такими родились, и у нас такой геном, у нас сложный мозг, который много чего умеет делать, и при всём этом мы настолько безумны, что мы, как исключительный инструмент используем наш мозг, для чего?

Для «чупа-чупсов» «бургеров» или для рассматривания каких-то глупых картинок...

Когда я начинаю про всё это думать, а так бывает иногда, то я не могу не вспомнить одну очень поучительную историю. Дорогие зрители и слушатели, кто читал книгу Марка Твена «Принц и нищий» если вы вспомните, там был такой сюжет, про двойников принца и нищего. Сюжет складывается следующим образом, они меняются местами, и вот нищий, когда он оказался на троне, перед ним оказывается королевская печать, и он не понимает, что это такое, и начинает ей колоть орехи, королевской печатью, разумеется ей можно колоть орехи, но это не главная её функция.

Поэтому использовать наш мозг, наш великолепный мозг для того, чтобы колоть им орехи, вместо того, чтобы делать сложные вещи, которые он умеет делать, от этого становится как-то стыдно - это сложнейшая работа для нашего мозга.

Хорошо ли это для мозга?

Мой ответ будет вот какой: Нейронная сеть тем лучше, чем она сложнее устроена - это просто её качество, т. е. всякое может быть.

Можно, конечно, алюминиевой и дырявой ложкой что-то есть, а можно взять замечательную ложку, которая изготовлена, к примеру, в XVI веке, с инкрустациями, ещё Бог знает с чем, то это будет другой уровень. Нейронная сеть, которая построена сложным образом, она другого качества. Вопрос в том, мы себя к какой категории причисляем, всё зависит от того, кем мы хотим быть.

Если мы хотим быть простыми, примитивными существами, которые только умеют переваривать пищу или смотреть на глупые картинки, тогда да. Тогда можно не читать книги, и не слушать музыку, не ходить в театры, не ходить в музеи, ни чего в физическом смысле с нами не произойдёт. Но мы все должны иметь ввиду, мы сознательно, своей рукой, то бишь судьбой поместили себя в другой класс более низших индивидуумов. Если мы на это согласны, тогда будим жить именно так. А если мы претендуем на то, что мы сложные, интересные люди и что нам интересно общаться со сложными, интересными людьми, тогда другая жизнь! Да, и она требует огромной работы от нас, она требует работы над собой, для того чтобы прочесть Н.В. Гоголя, который на первый взгляд выглядит как простой писатель.

Н. В. Гоголя я читаю всё время. Я его знаю наизусть, но это не останавливает меня от того, чтобы получить невероятное удовольствие от его изысканной работы, когда ты читаешь его произведения, ведь там же дело не в сюжете, дело в том, как это гениально всё выстроено. И это так прекрасно, что я ощущаю чуть ли не такие почти физиологические удовольствия, как от вкусной изысканной еды, или от какого-то праздного звука. Извините, что я так долго отвечала на ваш вопрос.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент транскрибированной версии беседы президента РАО, академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой и члена-корреспондента РАО, доктора биологических наук, профессора Татьяны Владимировны Черниговской, посвященной влиянию чтения на мозговую активность в рамках проекта «Академические вечера».

Видео версию выпуска проекта «Академические вечера» на тему «Влияние чтения на мозговую активность». Ольга Васильева и Татьяна Черниговская можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=9w_EkInhUEU&t=257s

Директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования, профессор Татьяна Черниговская
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования, профессор Татьяна Черниговская