Выставка «Первая позиция. Русский балет» 21 мая 2023 года завершила свою работу. До последнего дня у входа стояла очередь из желающих попасть в выставочный зал «Манеж». Я четырежды пыталась. Две последних попытки были удачными.
Рассказывать об этой выставке можно много. Но я, пожалуй, начну не с итальянцев в русском балете и не с роскошных «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Меня поразили несколько черных табличек с текстом. По сути, это была краткая летопись борьбы за сохранение нашего балета. И главным защитником стал Луначарский. Оказывается, благодаря ему и «всесоюзному старосте» Калинину «в области балета мы впереди планеты всей».
Нелирическое отступление
Я была уверена, что цитата – из песни Владимира Высоцкого. Ан нет! Из стихотворения Юрия Визбора.
Сижу я как-то, братцы, с африканцем,
А он, представьте, мне и говорит:
В России, дескать, холодно купаться,
Поэтому здесь неприглядный вид.
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!
Приведу полностью название: «Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом форума стран Азии, Африки и Латинской Америки, которая состоялась 27 июля в кафе-мороженом “Звездочка” в 17 часов 30 минут при искусственном освещении». Стих этот (как коротко выражаются некоторые) Визбор написал в далеком 1964 году. И знаете, абсурдность этого длинного названия, на мой взгляд, соответствует странной переписке с уже 100-летней историей.
9 черных табличек
«Неловко, – пишет Ленин в 1920 году, – содержать за большие деньги такой роскошный театр, когда у нас не хватает средств на содержание самых простых школ в деревне <…> Это кусок чисто помещичьей культуры, и против этого никто спорить не может».
Информация к размышлению. Мне кажется или я ошибаюсь, но и через сотню лет у нас всё так же не хватает средств на школы в деревне?
И всё же на спор с Лениным отважился Луначарский, первый нарком просвещения.
12 января 1922 года Ленин возмущенно пишет Молотову:
«Узнав от Каменева, что СНК (Совет народных комиссаров) принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой оперы и балета, предлагаю Политбюро постановить:
1. Поручить ВЦИК отменить постановление СНК.
2. Оставить из оперы и балета лишь несколько артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления <…> могли окупаться».
Анатолий Васильевич Луначарский бросается в бой. Но сражаться нужно было осторожно – чтобы и балет защитить, и свою голову не потерять. Так что в письме, адресованном Ленину, он подробно описывает финансовую ситуацию в Большом театре: «Ни один из артистов не получает более 20% своего прежнего заработка, а некоторые значительно меньше». И завершает послание предположением:
«<…> Уверенный в том, что Вы, Владимир Ильич, не рассердитесь на мое письмо, а наоборот исправите сделанный промах, крепко жму вашу руку».
К Луначарскому присоединяется и Калинин. В эти же дни, с 13 по 17 января 2022 года, он пишет большое письмо (приведу лишь отрывки):
«Политбюро ЦК РКП 12 января внесло постановление <…> о закрытии Большой оперы и балета. Почему вдруг неожиданно получилось гонение на оперу и балет.
Разве этот вид искусства не совместим с советским строем? Или зрительные залы бывают пусты? Все данные говорят как раз об обратном <…>
Если вопрос стоит о закрытии театра в целях экономии, то это соображение, мне кажется, также не выдерживает критики. Ибо кому же придет в голову, например, закрыть, уничтожить в целях экономии Румянцевский музей или Публичную библиотеку <…>
Несомненно, своей работой они [артисты] выполняют большую культурную работу в самых дьявольских условиях».
Далее Михаил Иванович Калинин приводит убийственный аргумент: он вспоминает, как какой-то царь сжег греческий храм искусства – «чтобы прославиться в истории». И завершает письмо такими словами:
«Я думаю, ЦК РКП имеет достаточно положительной за собой работы, чтобы не прибегать к столь сомнительным средствам, и я надеюсь, что Политбюро пересмотрит и отменит свое решение».
Однако 2 ноября того же 2022 года вышло постановление Политбюро ЦК РКП(б). В нем говорилось:
1. Признать невозможным перевод Большого театра и бывш. Мариинского театра на начала самоокупаемости.
2. <…> Закрыть Большой театр и бывш. Мариинский театр, прекратив выдавать им субсидию, <…> и ассигновав необходимые средства на охрану театрального имущества и театральных зданий».
Итак, в ноябре прошлого года мы могли отметить печальный юбилей – столетие ухода из жизни великих театров России.
Но менее чем через неделю – 8 ноября 1922 года – на защиту артистов встали жители Петрограда:
«Закрытие бывш. Мариинского театра поведет к окончательному распылению тех и без того немногочисленных серьезных артистических сил, которые в неимоверно тяжелых условиях удалось сохранить только благодаря действительно героической преданности своему делу работников этого театра».
А 10 ноября 1922 года Луначарский отправляет письмо: «Спешно в собственные руки Владимиру Ильичу Ленину». Он обращается уже не только к нему, но и к Крупской. И идет на отчаянный шаг: приглашает их вдвоем прийти «в воскресенье в 1 час дня» в Большой театр.
«Может быть, Вы, воочию увидев, что такое сохраненный мною и моими помощниками театр <…>, сами поймете, с каким глубоким огорчением воспринимаем мы нынешнюю попытку задушить его».
Не знаю, посетили ли Ленин и Крупская тогда Большой театр, но в декабре вышел новый правительственный документ. Академические театры закрывать не стали. Но субсидии им резко сократили. Однако требовали:
«Не гнаться за многочисленностью постановок, но они должны обставляться с подобающей роскошью 😮 в сценическом отношении».
P. S. Мариинский театр стал называться ГАТОБ: Государственный академический театр оперы и балета. А c 1935 по 1992 год назывался так: Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
Как говорится, без комментариев.
#балет #история_балета #русский_балет #рассказы_петербурженки #первая_позиция #мариинка