В картине мира любого человека среди фактов и научно доказанных явлений всегда найдутся мифы и заблуждения.
Распространению самых разных заблуждений отлично способствует искусство: литература, живопись, кинематограф. Сегодня посмотрим на три подобных примера.
№1: Самоубийства леммингов
Лемминги – небольшие грызуны, которые встречаются в основном в северных широтах, в том числе за полярным кругом, и являются важным элементом экосистем своего обитания.
Они – главный источник пищи для вышестоящих в цепочке хищников. В дикой природе, не оказавшись в чужих зубах, лемминг проживает около двух лет.
Наблюдая за этими животными, люди заметили, что в отдельно взятом ареале обитания леммингов их популяция год от года очень сильно варьируется. Это явление породило миф о массовых самоубийствах леммингов в годы, когда популяция возрастает.
Кто-то смог наблюдать, как зверьки толпами подходят к обрыву у водоёма (реки, озера, моря), падают в воду и гибнут. Предполагалось, что они следуют за неким «проводником», который призван своей сознательностью сократить популяцию, чтобы остальным леммингам хватило пищи.
Непроверенный миф преподнёс в виде факта в 1908 году в своей детской энциклопедии английский писатель, журналист и просветитель Артур Ми. Не считая этой оплошности, энциклопедия была точна и сыграла важную роль в просвещении детей. Она издавалась частями и была популярна большую часть XX века.
Но дальше – больше. По-настоящему широко заблуждение о леммингах-самоубийцах распространилось после выхода в 1958 году документального фильма о дикой природе Севера от Disney, который назывался «Белая пустошь». Эта картина собрала престижные кинонаграды, и даже получила Оскар как лучший документальный фильм в 1959-м!
В «Белой пустоши» отражён эпизод гибели леммингов, падающих с обрыва в воду во время массовой миграции.
Вот только сцена была полностью постановочной: в регионе Канады, где снимали фильм, лемминги не обитают, и их закупили для съёмок в другом месте.
А на камеру «миграцию» зверушек запечатлели, просто сталкивая их в реку метлой. Не говоря уже о том, что гибели во время массовых миграций подвержен лишь один вид этих грызунов, а именно – норвежские лемминги.
Лишь более внимательное изучение леммингов позволило развенчать укоренившиеся мифы.
Колебания популяции оказались связаны с погодными условиями: в более благоприятный год – без заморозков и с обильными летними осадками – лемминги более активно размножаются. Осенью же менее благоприятного года толпы грызунов вынуждены более активно искать пищу, которой на всех желающих не хватает. Помимо безопасных растений они начинают хватать ядовитые, иногда в отчаянии нападают на более крупных животных, и конечно в обоих случаях погибают.
Ни за какими «проводниками» к обрывам лемминги не ходят. Выяснилось, что они вообще живут поодиночке и следовать друг за другом не станут.
Просто в поисках пищи лемминги вынуждены перемещаться по большой территории, где им встречаются водные преграды. Так независимые друг от друга зверьки и скапливаются у обрывов. И хотя они неплохо плавают, но оценить свои силы и обстановку вокруг часто оказываются не в состоянии, поэтому нередко тонут.
Тем не менее, заблуждения о самоубийствах и массовых гибелях леммингов оказались очень популярны и живучи, и потребовалось немало времени, чтобы для многих людей эта информация перешла из разряда истины в категорию развенчанных мифов.
№2: Сыновья Раевского в бою под Салтановкой
Бой близ села Салтановка, что под Могилёвом – одно из сражений Отечественной войны 1812 года, ключевую роль в котором сыграл корпус генерала Раевского.
В ходе боя Раевский лично возглавил один из полков, увлекая уже было павших духом бойцов в атаку, и не покинул строй несмотря на ранение картечью в грудь. Николай Николаевич стал с тех пор любимцем солдат и примером настоящего героя, тем более что в той атаке он якобы повёл в бой двух своих сыновей.
Этот эпизод был отражён в известной картине художника-баталиста Николая Семёновича Самокиша, одной из серии его работ, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Только вот Николай Раевский не вёл своих сыновей в эту атаку, как изображено на картине. Это было легендой, связанной с тем, что оба его сына находились на поле боя, а старший в возрасте 16-и лет участвовал в боевых действиях. Младшему же было всего 11 лет, и с оружием он не обращался, лишь помогал солдатам.
Слухи быстро помогли разнести журналисты, ведь страна нуждалась в героях – всеобщих любимцах. В частных беседах генерал Раевский упоминал, что не сражался бок о бок с сыновьями.
Несоответствие легенды и картины реальным событиям было раскрыто лишь более века спустя, уже при Советской власти.
№3: «Элементарно, Ватсон!»
Эта крылатая фраза Холмса – один из примеров того, как литературный герой приобретает в культуре то, чего в оригинале не имел.
Фраза ни разу не употреблялась в рассказах Артура Конан Дойла о легендарном сыщике, однако обрела такую популярность, что человек, не знакомый или плохо знакомый с оригиналом, может и не поверить, что «настоящий» Холмс никогда этого не говорил.
Достоверно неизвестно, где, когда и как фразу начали употреблять.
Однако распространилась она определённо благодаря кинематографу и радиоспектаклям по произведениям Дойла, впервые прозвучав в американском фильме 1929 года «Возвращение Шерлока Холмса».
Выражение стали использовать в многочисленных экранизациях и на радио настолько часто, что оно стало практически визитной карточкой Холмса.
И конечно же, главный герой в исполнении Василия Ливанова из столь любимых и популярных Советских экранизаций тоже использовал эту фразу, которая помимо прочего обросла анекдотами и стала употребляться в повседневности в ироничном ключе.