Найти в Дзене
Закрытая книга

Дискуссия о русской фантастике: Мы движемся в правильном направлении или в гроб? 3 аргумента «За» и «Против»

Оглавление

Я задался вопросом: а в какую сторону идёт наша фантастика? Будет ли это светлым будущим, или мы наблюдаем последние дни? Что ж, ответ на этот вопрос у меня есть. Но перед этим приведу по три аргумента за обе точки зрения. Выводы? Выводы делайте сами.

Свои же я сделаю в конце. И, готов поспорить, эти выводы удивят.

Аргумент «за гроб»:
Конец редактуре и корректуре

Современный рынок издательств ориентирован на коммерческий успех книги, а не на ее литературные достоинства. Редактура и корректура, которые существовали в советскую эпоху и были доведены до совершенства, практически исчезли.

Сейчас же писатель, в большинстве случаев, вовсе выкладывает текст прямо по ходу написания, редакторы остались не у дел, а корректоры либо вообще не участвуют в процессе, либо только слегка вычитывают и корректируют готовый текст.
Это, безусловно, приводит к снижению качества современной фантастики, поскольку писатель теряет профессиональную обратную связь и развивается без надзора. Вряд ли в таком формате современные писатели смогут достигнуть уровня мастерства классиков фантастики, которые работали в тесном взаимодействии с редакторами.

Правда, есть мнение, что функции редактора взяли на себя сами читатели за счет прямой обратной связи... Но я об этом уже рассказывал в отдельной статье.

Аргумент «за светлое будущеее»:
Конец эпохи издательств

Безусловно, снижение роли издательств в литературном процессе открывает перед авторами и читателями целый спектр неосвоенных возможностей.

  • Во-первых, без высоких прибылей издателями книги могут подешеветь в разы. При этом писатели, публикующиеся самостоятельно на литературных площадках, получают от 70 до 85% дохода с продаж вместо несчастных 5-25%, как у изданных авторов.
  • Во-вторых, появляется полная свобода творчества – нет «формата», рамок, ограничений. Авторы сами выбирают темы, стилистику, объем, оформление обложки и иллюстрации, а также полностью контролируют процесс продвижения своих книг.

Безусловно, большинство нынешних писателей успешно справляются с поиском читателей и продвижением, а кое-кто добился и вовсе феерического успеха с миллионами просмотров — что, на минуточку, сравнимо с цифрами советской эпохи.

Четырнадцать МИЛЛИОНОВ просмотров! Статистически, о книге хотя бы слышал каждый пятнадцатый россиянин... А то и больше.
Четырнадцать МИЛЛИОНОВ просмотров! Статистически, о книге хотя бы слышал каждый пятнадцатый россиянин... А то и больше.

Однако есть опасение, что некоторые авторы «старой школы» окажутся просто не готовыми к полноценной самостоятельной работе и потеряются без поддержки издательств, когда те все же «отдадут концы», что вновь приведет к снижению качества.

Собственно, почему некоторые ещё и держатся за издателей даже вопреки объективно лучшим условиям литплощадок.

Кроме того, никуда не делись трудности с вычиткой, о которых я уже упоминал. Таким образом, исчезновение издательств – двусторонний процесс, несущий и позитивные перемены, и определенные риски.

Правда, вполне вероятно появление «субподрядчиков», которые возьмут это на себя: в конце концов, первые ласточки уже есть в лице рекламных агентов, готовых взяться за продвижение авторских книг за деньги или процент от прибыли. То же самое, полагаю, может случиться и с остальными бывшими функциями издательств...

Аргумент «за гроб»:
Сужение жанрового спектра

Еще один аргумент противников современных тенденций в русской фантастике – предполагаемое сужение жанрового спектра. Многие литераторы утверждают, что литературные площадки «продвигают» в основном три-четыре самых коммерчески выгодных жанра – фэнтези, фантастику, детектив и любовный роман — и игнорируют все остальные направления.

-3

Однако это не совсем так. Скорее, литературные площадки просто выстроили жанры по степени их популярности у читателей, а значит, и коммерческого потенциала. Рыночная экономика, конкуренция как она есть. Фактически, они лишь отразили ситуацию, сложившуюся на книжном рынке – а именно доминирование самых читаемых и покупаемых жанров.
Это не значит, что все остальные жанры исчезли совсем. Просто они имеют меньшую популярность и, соответственно, меньше представлены.

Хорошая книга в любом жанре по-прежнему имеет шансы на успех, просто для этого автору придется приложить больше усилий к её продвижению.

Ну и написать, скажем, хорошую фантастику без попаданца просто объективно сложнее...

Аргумент «за светлое будущее»:
Новые жанры как доказательство прогресса

Не стоит забывать, что за последние тридцать лет в русской фантастике было буквально изобретено несколько новых жанров, которые не только прижились, но и обрели популярность как на родине, так и за рубежом. Например, славянское фэнтези, ЛитРПГ и «боярское» фэнтези.

-4
Два последних даже стали «визитной карточкой» русской фантастики, эти книги активно переводят и издают за границей. Что до последних пары десятилетий было нонсенсом, доступным лишь титанам «старых жанров» вроде Лукьяненко.
Да, даже после 24 февраля прошлого года.

Если появление новых жанров, которые находят отклик у читателей, это не признак прогресса русской фантастики, то я не знаю, что еще может им быть. Разве что умение поддерживать интерес к классическим жанрам, модернизируя их и сохраняя актуальность, что наши авторы, хотя и с переменным успехом, тоже демонстрируют.

Аргумент «за гроб»:
Литературная штурмовщина

Одна из серьезных проблем современной фантастики – быстрый темп работы писателя. Чтобы соответствовать запросам читателей и конкурировать на перенасыщенном книжном рынке, авторам приходится писать и публиковаться в бешеном темпе. Иначе они рискуют быть забытыми.

-5

Такой подход, конечно, выгоден читателям, которые получают новые книги любимых писателей иной раз вообще ежемесячно. Однако в долгосрочной перспективе такие интенсивные писательские «скорости» могут привести к профессиональному выгоранию, эмоциональному истощению и потере вдохновения. Не говоря уже о чисто физических рисках износа организма от десятичасового рабочего дня без выходных и отпусков.

Об этом я писал в отдельной статье, куда и перенаправляю за подробностями.

Ведь десятичасовой рабочий день без выходных и отпусков – это не только изнурительная физическая, но и психологическая нагрузка для любого творческого человека. Так что если эта тенденция сохранится, через несколько лет мы рискуем остаться без интересных и оригинальных произведений, поскольку многие талантливые авторы просто сгорят на таких оборотах.

Конечно, есть и противоположное мнение, что именно интенсивная писательская практика позволяет авторам быстрее развивать мастерство. Возможно, как и во всем, здесь важна золотая середина, умение чередовать периоды интенсивной работы с отдыхом и восстановлением творческих сил.

Но пока читатели продолжают требовать все новых книг в кратчайшие сроки, а рынок будет поощрять такой подход, сложно рассчитывать на разумный баланс.

Аргумент «за светлое будущее»:
Обороты растут

Несмотря на экономический кризис (ой, пардон, отрицательный рост экономики), книжный рынок в целом и рынок фантастики в частности продолжают демонстрировать рост.

-6

Даже в этих условиях продажи книг не падают, а, наоборот, растут рекордными темпами. При этом если издательства действительно испытывают серьезные трудности, то литературные площадки, напротив, продолжают увеличивать обороты «с опережением». Они успешно справляются с санкциями и ограничениями, а некоторые даже находят возможности для расширения.

Например, в прошлом году площадка Author.Today запустила собственное подразделение по выпуску аудиокниг — еще один перспективный сегмент рынка, который долгое время был под контролем издательств.
Если такие тенденции сохранятся, вскоре именно литературные интернет-площадки станут определяющей силой в развитии русской книги. Да что уж там, уже стали.

Моё мнение:
Русская фантастика движется в правильном направлении?

Подводя итоги, я прихожу к выводу, что русский литературный мир уже никогда не будет прежним. Мы стали первой страной, где произвол некоторых издателей довел авторов до предела, а отрасль – до упадка. Но, похоже, Россия же первой постепенно избавляется от их гнета благодаря развитию литературных интернет-площадок.

-7

И это... хорошо? Да, мы видим определенные позитивные перемены и прогресс. Но и отрицательные моменты тоже имеют место быть, о чем я рассказывал выше. Так правильно ли движется русская фантастика? На мой взгляд, она просто движется – к новой парадигме, с другими преимуществами и недостатками, нежели в старой системе. И это неизбежно.

В конечном счете, главное, что сохраняется интерес читателей к фантастике и появляются новые площадки для творчества писателей. Как сложится ситуация дальше, покажет время. Но я оптимистично смотрю в будущее русской фантастики, веря, что она способна не только выжить, но и достичь новых высот.
А вы как считаете? Предлагаю обсудить в комментариях.

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)