Недавно упомянула в разговоре с сербскими друзьями улицу Пиарона де Мондезира, на что они синхронно подняли брови - улицы с таким названием они не знали, и услышали о ней впервые именно от меня. Действительно, часть улицы Тадеуша Костюшко переименовали совсем недавно - летом 2020 года. Неудивительно, что горожане пока к новому названию не привыкли. Восстанавливаю историческую справедливость - рассказываю о том, кто такой де Мондезир и почему получил своё место в центре Белграда.
Француз из Гатчины
Жан Фредерик Луцеин Пиарон де Мондезир родился в 1857 году в Гатчине, в Российской империи. Его отца пригласили в Россию как инженера, который занимался строительством мостов и дорог, в том числе железнодорожных путей из Варшавы в Петербург. Пиарон де Мондезир окончил Артиллерийско-инженерную школу и даже получил чин подпоручика. Свою карьеру он начал в Алжире, французской колонии.
Быстро стало понятно, что рождённый в Гатчине француз был как будто создан для военной службы - его карьера стремительно шла в гору, и к 28-и годам он стал капитаном, а после и командующим офицерами пехотного полка, и наконец в 1898 году - начальником батальона.
Следующим направлением после службы в Алжире и на Мадагаскаре стал Уругвай, а вслед за этим начинается балканская глава его жизни - Пиарон де Мондезир принимал участие в обеих Балканских войнах в 1912-1913 году.
Албанская голгофа - эвакуация сербских войск на остров Корфу
Но в первую очередь генерал де Мондезир запомнился руководством операцией по эвакуации обескровленных в 1916 году Первой мировой войной сербских военных через албанское побережье на греческий остров Корфу. Армия Сербии и мирное население спасались от уничтожения войсками Австро-Венгрии и Германии. Задача была незаурядной - необходимо было спасти 150000 человек в условиях, когда противники делали всё возможное, чтобы убить как можно больше людей. Природа тоже как будто сражалась не на стороне сербов, и военные в ходе отступления погибали от голода, мороза и многочисленных ранений.
Корфу был выбран самим де Мондезиром, а сама операция была сложной ещё и с дипломатической точки зрения. Именно он наладил переговоры между союзными войсками, с тем, чтобы они решили, кто из них возьмёт на себя задачу по перемещению сербских войск, и именно благодаря действиям генерала русский царь Николай II написал союзникам известное письмо о том, что если сербы не будут спасены, Россия выйдет из союза и не будет участвовать в войне.
Французы отдали все доступные корабли Мондезиру, чтобы завершить операцию как можно быстрее - австрийские войска были уже у Скадарского озера. За полтора месяца на Корфу удалось эвакуировать 135000 человек. Благодаря генералу де Мондезиру, спасённые и оправившиеся от ранений военные, позже смогли присоединиться к союзным войскам на известном Салоникском (в сербском - "Солунском") фронте, где продолжили защищать свои земли до самого окончания войны, дойдя до Вены.
Престолонаследник Александр тогда в своём письме генералу благодарил его самыми тёплыми словами, ведь помимо прекрасно выполненной задачи, Пиарон де Мондезир так оповещал французский Генеральный штаб об успешности операции: "Обновленные сербские войска состоят из самых храбрых и крепких военных, которые пережили катастрофу отступления и оправились от разных болезней. Каждый солдат восхищается принцем и любит его. Все они знают, что пойдут отвоёвывать потерянную родину, и именно поэтому имеют высочайшую мораль. На мой взгляд, сербские войска станут жемчужиной Восточной армии".
Любовь генерала де Мондезира к Сербии
Помимо военной миссии, генерал принимал и другие решения, позволившие сербам обеспечить будущее своему народу - так после эвакуации на Корфу больше 4000 сербских детей отправились учиться в школы Франции, а еще 1000 человек получали образование в Сорбоне. Сербская интеллигенция, почти полностью уничтоженная в ходе войн, получила свой шанс на существование.
Генерал де Мондезир выучил сербский язык и свободно говорил на нём, уважительно относясь к небольшому народу, который не стал покоряться более сильным противникам. В 1917 году генерал написал книгу о том, что пришлось пережить сербам, назвав её "Албанская голгофа".
Открытие памятника на Калемегдане
В 1930 году генерал де Мондезир стал почетным гостем короля Александра Караджорджевича на открытии Памятника благодарности Франции, в тот день получив из рук короля Орден югославской короны. Это была последняя встреча двух старых военных друзей - бывшего регента, а теперь короля Александра Караджорджевича и генерала, который как никто другой верил в сербов.
В 2020 году по решению городских властей появилась улица генерала де Мондезира, которая с одной стороны упирается в улицу Париска, а с другой приближается к тому самому памятнику, на открытии которого когда-то присутствовал генерал, всем сердцем любивший Сербию.