Найти в Дзене
Колесо жизни

Как же я ошибался. Моя трансформация, как родителя

У нас с супругой родились дети, когда мне был 31 год. Завести ребенка – это было для нас осознанное решение, когда мы поняли, что уже готовы к такой ответственности и в ментальном плане, и в плане обеспеченности ресурсами. Когда на УЗИ нам сказали, что у нас будут двойняшки – мы были в полном восторге. В 2010 году родились замечательные сыночек и доченька!

У меня было довольно много рефлексии на тему воспитания детей и много фантазий. Как вы понимаете, никаких навыков и знаний как воспитывать детей особо не было. Был опыт, как это делали наши родители и наши дедушки и бабушки. И это давало мне хоть какую-то опору. Я не до конца понимал, что я буду делать, но довольно четко понимал, чего я делать не буду. Основной моей фантазией было то, что я думал, что если «правильно» себя вести с ребенком, то он будет тоже «правильно» себя вести. Я почему-то был уверен в том, что ситуация будет развиваться следующим образом: ребенок естественно будет совершать неправильные действия, я буду ему все объяснять и направлять его и он тогда «исправится» (в нашем понимании) и в дальнейшем в подобной ситуации будет совершать уже «правильные» действия. Видимо, такой в моей голове была основная стратегия. На практике все пошло совсем не так, да и сама стратегия видится сейчас по прошествии лет весьма странновато.

После всех волнений, связанных с рождением деток, суеты с покупкой всех необходимых вещей и торжественного празднования Дня рождения мы остались с супругой наедине с этими двумя прекрасными комочками и далее нужно было учиться всему прямо на ходу. Пока детки совсем маленькие для взаимодействия с ними есть весьма четкие инструкции, которые мы по ходу дела изучали и, наверное, весьма неплохо с этим справились.

Моя некомпетентность стала проявляться, когда, наверное, детям было около 2х лет. Я начал применять в воспитании (тогда это я еще так называл) детей традиционную методику кнута и пряника. Тут присутствовали и шлепки по попе и углы и повышение голоса. А никакой другой методики я и не знал. Надо же было как-то образумливать этих монстриков). Если дочь вела себя для нас ожидаемо в такой ситуации (сейчас я буду писать следующую фразу, от которой у меня будет рвотный рефлекс) «Например, стоя в углу она под натиском прекрасных родителей говорила «Простите меня, пожалуйста, я больше так не буду», то с сыном это не работало даже формально (с дочерью это тоже не работало, но тут все формальности соблюдались и родителям казалось, что это работает). Саша (так зовут сыночка) напрочь отказывался выполнять требования надзирателей, бормотать эту чушь «Простите меня…» и всем своим поведением показывал, что терпеть он это не намерен. Меня глубоко удивлял тот факт, что даже мои манипулятивные действия, связанные с пряником (конфетой или чем-то еще), не приводили к желаемому результату. Наверное, надо привести какие-то примеры, о чем речь-то вообще. Саша закатывал истерики, что он куда-то не пойдет (например, в детский сад) или собирался очень долго, а я опаздывал на работу или отказывался убирать игрушки, а что меня просто выводило из себя – Саша временами колотил свою сестренку Настю. Таким образом, мои отношения с сыном совершенно разладились к его 4ём годам. Мои неуклюжие потуги к воспитанию приводили к истерикам, ругани, хлопанию дверей и соответствующим фразам со стороны ребенка, с моей же стороны — это были все те же шлепки, углы, повышение голоса и это не давало результата от слова совсем. Вернее нет, это давало отрицательный результат, да еще какой. В один прекрасный момент я понял, что мне необходимо сознаться себе самому в своей некомпетентности и начать что-то менять в подходе!!! Учиться быть грамотным и разумным отцом!!! И как обычно, когда у тебя есть намерение и ты прикладываешь усилия, то решение приходит. Кто-то нам посоветовал обратиться к нейропсихологу – к замечательной Светлане Григорьевне. Мы с детьми и супругой пришли к ней на консультацию. Она посмотрела детей, сделала какие-то тесты, затем детей отпустила играть и стала с нами беседовать. Эта беседа была одним из поворотных моментов в моей жизни. Светлана Григорьевна нам сообщила, что у Настеньки левополушаное мышление, а т.к. именно левое полушарие отвечает за логику принятия решений, то наша традиционная (убогая) методика взаимодействия с детьми имеет видимый успех (на самом деле никакого успеха там нет, просто внешне кажется, что ты добился желаемого результата; пример: надо сказать «Простите меня, пожалуйста, я больше так не буду» и ты выходишь из угла, получаешь конфетку и т.д., но это не решает никакой проблемы, т.к. ребенок говорит эту фразу механически, зная, что он получит конфетку, выйдет из угла и т.д.). По поводу Саши Светлана Григорьевна сказала, что у него превалирует правополушарное мышление (правое полушарие – эмоциональное (там нет логики)), т.к. он скрытый левша (это так и есть, и мы догадывались об этом еще до посещения специалиста). А так как в силу возраста у ребенка еще не сформированы межполушарные связи, то левое логическое полушарие головного мозга не получает информацию из правого полушария, поэтому ребенок не может сформировать логический ответ и выдает во внешний мир вот эту эмоциональную алогичную реакцию. Тут мир для меня перевернулся. Оказывается, я требовал от ребенка того, что он физически сделать просто не мог! И если еще какой-то скепсис у меня по поводу выводов и оставался, то он совершенно развеялся через некоторое непродолжительное время. На наш вопрос о дальнейших действиях, Светлана Григорьевна сказала, что необходимо пройти курс, чтобы помочь организму быстрее сформировать эти межполушарные связи. Мы спросили, надо ли проходить этот курс Насте? Ответ был: «Необязательно, но хуже не будет – пусть ходит вместе с Сашей – ему будет веселее». Мы, конечно, незамедлительно согласились на прохождение этого курса. Занятия представляли собой набор упражнений, связанных с тем, что левые и правые конечности тела должны делать одновременно разные движения. На занятия мы ходили один раз в неделю. Через четыре месяца Саша был совершенно другим ребенком. Конечно, его характер никуда не делся, но его поведение стало гораздо более логичным и прогнозируемым. Это была для меня удивительная трансформация и незабываемый урок. После этого сказать, что мои отношения с Сашей улучшились – не сказать ничего. Они изменились кардинальным образом. С тех пор началась серьезная трансформация моего подхода к взаимодействию с детьми. Прошло уже 8 лет с момента начала процесса моей трансформации – я все еще периодически продолжаю совершать ошибки, но теперь они точно не являются критичными, и я нахожу в себе силы извиняться перед кем бы то ни было, в том числе и перед детьми, если осознаю, что совершил ошибку.

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что статья была для вас интересна и полезна. Если есть что сказать по данному вопросу – подписывайтесь на канал и пишите в комментариях.