"...мать после пяти дней грудного кормления была госпитализирована с тяжелой родильной горячкой, потребовавшей гинекологического вмешательства. И в последующие дни ребенок наотрез отказался принимать что бы то ни было из рук отца и тети, присутствовавшей дома с самого ее рождения: ни водичку из ложечки, ни бутылку с соской. Новорожденная совсем отказалась от еды.
По совету моего знакомого педиатра, безоружного в данной ситуации, отец позвонил мне. Должна сказать, что событие происходило во время войны в провинции и, вследствие этого, привезти ребенка не было никакой возможности. Я лишь ответила обеспокоенному отцу: «Езжайте в больницу, привезите оттуда рубашку, которую носит ваша жена, но так, чтобы она сохранила весь ее запах. Вы обернете ею шею ребенка и дадите соску». Содержимое соски было высосано в то же мгновение!
Работа с понятием "образа тела" как раз и помогла мне придумать такой ход и подсказать, что делать. Чего не хватало грудному малышу в отсутствие матери, чтобы уметь глотать? Она не болела, но теряла вес - была голодна. После трех-четырех дней вскармливания она вдруг лишилась обонятельного образа матери, и ей этого не хватало. Первоначальный нарциссизм субъекта (позволяющий телу жить) укоренен в первых повторяющихся отношениях, которые одно- временно сопровождают дыхание, удовлетворение потребностей в питании и удовлетворение частичных желаний - обонятельных, слуховых, визуальных, тактильных, иллюстрирующих, если можно сказать, коммуникацию от психизма к психизму субъекта-малыша с субъектом - матерью".
Франсуаза Дольто