Найти тему
Паралипоменон

Почему я? Даосы и Чингисхан.

Оглавление
Если у тебя нет ничего, кроме прошлых побед. У тебя ничего нет
Если у тебя нет ничего, кроме прошлых побед. У тебя ничего нет

1222 год. Предгорья Гиндукуша. В Ставку Чингисхана прибывает китайский мудрец Чань-Чунь. Взаимная учтивость не мешает задавать вопросы, но.. Где у монгола: как? У китайца: когда?

Продолжение. Предыдущая часть и возможности человека ЗДЕСЬ

Музыка на дорожку

Не выставляйся кем не являешься, чтобы тебя не выставили как есть.

В шатре осталось четверо и разговор был столь важен, что перевод не доверили постороннему. Вопросы Хана и ответы Китайца передавал Елюй Чуцай. А Царевич Толуй понимал и так, научившись языку на войне.

Почему ты избрал мой Дом?

Искренне удивлялся Чингиз

Гостем тебя жаждали видеть Цзиньский и Сунский Дворы

На что Чань-Чунь отвечал прямо:

Потому что твое государство слабо.
И пока (еще!) успеет окрепнуть, люди успеют вздохнуть.

Прибавив

И ты, Государь - не тиран

Сказано смело, и Чингиз не тот кому следует петь панегирики, но!

В отличии от.. иных (Великих) погубителей рода человеческого, он не был тираном в основном смысле, мучая других из-за собственной скуки. В обществе которое строил Монгольский Хан (для монголов) не было насаждения всеобщего страха. Массовой невротизации, делающей из народа податливый материал для лепки чего угодно.

Глину, что не мыслит себя вне Великой Тени и животной похотью сломленной природы, жаждет собственного использования.

Чингиз умел прощать. Не казнил старых (и новых) соратников. Не сажал в лагеря их жен. Тех самых что подливали ему чай, и кормили сливовым вареньем. Чтобы после, как ни в чем не бывало приглашать мужей на ночные пиры. И глядя на натужную радость: хохотать, хохотать, хохотать.

Не то страшно, что дьявол существует. Но что существует в нас.

У монголов не было судебной неопределенности. Когда любого могут наказать за всё. С бесчисленными присказками:

Бей своих, чтобы чужие боялись.
Ваша невиновность не ваша заслуга, а наша недоработка
Был бы человек, а статья найдется

И прочим бахвальством распоясавшегося произвола.

Значение правосудия Чингисхан понимал. Еще как! Испытавший на собственной шкуре своеволие сильных мира. Лишенный имущества и родовых прав. Юноша аристократ низведенный до мальчишки-раба. В самом нежном возрасте унижаемый на глазах родственников..

Он имел все основания (и возможности) воздать своему народу по его чести, но вместо этого дал ему Ясу.

Стихотворную кодификацию степного права. Предполагавшую знание наизусть и применение непосредственно. Законы превращавшие последнего пастуха из объекта посягательств в правовой субъект, способный отстоять себя и защитить справедливость. И наоборот.

Яса Чингисхана явилась в мир практически одновременно с Великой Хартией Вольностей. Ограничивая произвол частный, так же как последняя ограничивала произвол государственный. Оба источника гарантируют свободному человеку неприкосновенность, защиту имущества и суд равных, а также выводят религию из подчиненного положения к светской власти.

В некоторых положениях Яса оказалась не просто прогрессивнее, но и предвосхитила век ХХ. Провозгласив выборность монаршей власти (исключительно из кандидатов Золотого Рода, но все же..). Равенство прав мужчины и женщины. Запрет на лишение свободы и унижение человека.

С точки зрения уважения к правосудию, несовместимого с тиранией органически (одно немедленно исключает другое) - Чингисхан не являлся тираном. Являясь как и Бонапарт одновременно великим завоевателем и кодификатором права, он действовал с оглядкой на справедливость и допустимое. В своем понимании..

Но он и был человеком своего места, и своего времени.

Как бы то ни было, дела Герцога Энгиенского у Монгольского Хана не было. С воровским выманиванием, фикцией "суда" и поспешным убийством. Возможно поэтому и умер он в своем шатре, а не на чужом острове.

Вообще же (что тоже тирании несвойственно), аристократию монголы ценили. Включая аристократию чужеродную.

Аристократическое общество - отвратительно. Общество без аристократии - хуже.
Аристократическое общество - отвратительно. Общество без аристократии - хуже.

Сознавая невозможность сносной жизни общества без власти родовитых семейств, монголы (периода Чингисхана) пытались совместить её с меритократией, выдвигая наверх способных.

В то же время народные бунты не приветствовались. Люди длинной воли прекрасно понимали, что с человеком из народа - людям всегда хуже. Да от Принца Лимона морщатся, но от Чиполлино - плачут.

Подчеркнутое расположение к белой кости завоеванных территорий упрощало управление, взимание дани и налог кровью. Досужий стереотип о нетерпимом отношении Чингисхана к предателям, не выдерживает столкновения с действительностью. Оказываясь не более чем мифом.

Киданьские Елюи, гератские Курты. Духовенство и купечество Мавераннахра. Чжурчженьские (!) гуны, под крепкой рукой Мухали.. Тангуты, уйгуры, карлуки со своими вождями. Грузинские, армянские, русские князья. Сельджукская аристократия ближневосточных султанатов.

Все служили монголам. И служили.. с усердием.

Изредка расставаясь с жизнью, но по другим (не предательство своих) причинам. Целенаправленных репрессий против знати не было, а эпизодические (тиранические) выходки Бату в отношении русских князей, резко контрастируют с политикой его Деда. Который соглашавшихся ему служить - не убивал. Даже при наличии оснований.

Достаточно вспомнить дело Уйгурского Идикута, о котором скоро.

Обобщая - Чингисхан не являлся тираном, в печально знакомом (нам..) смысле. Ценил правосудие. Не издевался от скуки. Не заливал свою память чужим страданием. Отмщая не кому-то за что-то, а этому за то.

В другом ценят собственное. Всех запугивает, кто всех боится. И возможно-ли чтобы человек длинной воли, укорачивал её у ближних. Потому-то приглашенный старыми Дворами, Чань-Чунь увидел как их страница в Книге закрывается и предпочел Двор молодой.

Открывающий в Книге страницу новую.

Пожиратели стариков

Правосудие изгнанное палачами, возвращается с воинами

Отчего Дикарь (так Чань-Чунь называл себя в присутствии Хана), отверг Цзиньский и Сунский Дворы, Государь.. Оттого, что человек не может подпирать страну, которая отвернулась от Неба.

Как узнать, что страна отвернулась?

Когда судом пугают, а не надеются на него.

Где ничего нельзя доказать, уже ничего не нужно доказывать
Где ничего нельзя доказать, уже ничего не нужно доказывать

В юности у меня был Друг, похожий на меня во многом и лучше меня во всём.

Дни напролет проводя в беседах, мы не могли дождаться окончания ночи, чтобы встретиться вновь. И говорить о земном и небесном, не замечая в собеседнике ни зевка, ни насмешливости. Притом, Дикарь всегда оставался мечтателем, а этот человек стоял на земле твердо.

Знал секреты плодов и устройство телеги. Искусство врачевания и ловли рыб. Красивого письма и приготовления чая. Любое железо обращал в плуг и любое поле засевал рисом. Стоит ли говорить, что некая женщина выбрала его (а не меня) и на том наша дружба закончилась.

Дикарь удалился в горы, а на подворье Друга забегала детвора.

Его сыновья были взрослыми достаточно, чтобы отличать Путь от дороги, а некоторых дочерей выдали замуж, когда в дом заявилась беда. Пришла она с достаточно молодым, раскормленным и дерзким (как и все они) человеком.

Выкатив отупелые от жира глаза, он вытянул палец и рявкнул стражникам:

Взять!

Так мой друг оказался в темнице.

Не первый и не последний ученый Цзиньского царства, обвиненный в расположении к Царству Сунскому. Один из тех, кто делает горючие смеси. Те самые, которыми твои сыновья - Государь, испепелили столицу хойхэ. Никакой вины за ним не было, но она никому и не требовалась.

Старика (а он был уже сед) намеренно поместили к (Чань-Чунь помедлил с определением) людям, что обитают в тюрьмах с малолетства. Так что порой кажется, будто рождены для них и ими. Дружеский долг велит умолчать, что с ним сделали. А долг благородства повелевает закрыть глаза на эту (и другие) выходки низменности в отношении человека вообще.

Чтобы мерзкое, не отображалось во внутреннем.

Истерзанное тело вернули семье с усмешкой, и оставили с этим жить. Другим в назидание.

Этому человеку не было цены!

Не сдержавшись воскликнул Чингиз

Да и неполезно невиновных наказывать..

Тирания наказывает невиновных, чтобы боялись все. - ответил Чань-Чунь. Да и... Государь. Не будь злоба глупой, она не была бы злой.

Злобность обнаглела.. В застенки кидали не взирая на пол, заслуги и возраст. Нерожавших девиц, обручали тюремным стенам. Пожилых стариков согревали укусы вшей. Годами томились люди в застенках, в ожидании того что их истязатели называли судом. Требуя доказать порядочность ( в домонгольском Китае имела место презумпция виновности).

Все это делали люди, годившиеся старикам во внуки, девицам в братья и набивавшиеся к Небу в сыновья. Не передать каким умилением светились лица, возжигавших палочки в храмах. И какие вещи пытались ими прикрыть.

Кому и когда выраженная набожность мешала творить омерзительные для Неба дела и кого она спасала от Его гнева.

Ко всем пришел страх.

Кто больше всего пугает, тот больше всего боится
Кто больше всего пугает, тот больше всего боится

Страшились говорить и страшились молчать.

Восторженности избыточной и восторженности недостаточной. Закрытость карали как враждебность, открытость как шпионаж. И метавшийся человек напрасно искал каким быть, чтобы не быть наказанным.

Чтобы быть наказанным, достаточно было быть человеком.

Лжесвидетели и доносчики шныряли между людьми как крысы. И тщетно отцы увещевали (а матери умоляли) детей - не болтать лишнего. От наушничества ничего никого не спасало.

Узнав о гибели Друга от его сыновей, Дикарь удалился в горы Шаньси, где предался плачу. А когда слезы омыли сердце от гнева, обратился к Небу с единственным словом

Воздай!

И Небо не замедлило

Открыв в видении прорывы бесчисленной конницы, разрушенные крепости, перекошенные от ужаса рты и нашу нынешнюю встречу - Государь.

Тон Чань-Чуня сделался по отцовски строг.

Мерзости тирании и презрения к возрасту, цзиньцы усвоили от сунов. Но проезжая по становищам, я заметил что твои люди непочтительны к своим родителям. И если ты не уймешь этих, они закончат как те.

Хотя те, еще не закончили.

Так в Ясе появился параграф

Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных.

И кто скажет, что это слишком высоко для Средневековья, тот не слишком - ли высокого мнения о себе..

Притом, что беседа Хана и Мудреца не закончилась.

Что-нибудь хорошее

Все не такие, и все так делают

Правосудие занимало, но не так чтобы полностью. Чингиз старел, и неумолимо. Иной раз не мог заснуть из-за потерявшегося щенка, что скулил в овраге. В его поисках ночь напролет, три сотни кешиктенов прочесывали степные балки. Хан корил их за нерасторопность, а к утру понял что щенок скулит у него в голове.

И это он сам, вернее его к себе жалость.

Всего Китайцу не передать, но кое на что - этот годился. Хан послал за чаем, а пока слуги суетились, спросил: как отличать хороших людей от дурных.

Чань-Чунь возразил, что под Небом не бывает явления без смысла и человека без добрых качеств. Задача мудреца их разглядеть, а задача государя использовать.

На это Чингиз прищурился, предложив старику красивую женщину из каждого народа покоренного монгольским войском. Сто мешков риса чтобы их кормить и сотню воинов чтобы охранять от тех.

В каждом из которых, что-нибудь хорошее да найдется..

Чань-Чунь посетовал, что когда человеку нужны женщины, они на него еще не смотрят. А когда женщинам нужен человек, он их уже не видит. И поступи такое предложение в юности, оно сделало бы его счастливым, но едва-ли направило искать Путь.

Человек это выбор между приглашениями Неба и предложениями царей
Человек это выбор между приглашениями Неба и предложениями царей

Заживешь как все. - не унимался Чингиз.

Не как все живут, но как все мечтают. Увидишь улыбки, услышишь смех, начнешь засыпать в тепле, спать с теплом и в тепле просыпаться.

Проняв до сердца, улыбка Отшельника оставляла отказ без обиды.

Такие предложения делают не многим, а немногим кто готов отказаться. Все хотят тепла, но иные рождены на холоде. Когда-то глупцы сверстники хвастались друг перед другом меткими стрелами и подстреленными девицами. А Дикарь, не успевающий за ними - страдал.

Преодолевая застенчивость, что твое войско индийские перевалы. Тщетно.

Доходил даже до покупной любви, но и в ней не находил толку. Женщины возвращали ему деньги и горестно вздыхали, что не все на земле принадлежит им. Даже из блудников получаются - лучшие мудрецы, чем из мудрецов блудники. Осознав это, я перестал хмурить Небо, а вскоре и хмуриться.

Как удержать власть?

Как коня за хвост и женщину за тень. Никак.

Предлагаешь отпускать коней и упускать женщин?

Врученное Небом - не уйдет, присвоенное самовольно - не удержится.

Расскажешь как стать бессмертным?

Ожидая главного вопроса, Чань-Чунь кивнул. Но перед тем попросил ввести Чжун-Лу. Нехорошо оставлять за дверьми тех, кто делил к ним дорогу.

Ожидая Посланника все замолчали, чтобы услышать о невозможном вместе. Потому что чего бы человек еще не сделал, а за сделанное уже ждет Суд.

Покаялся бы. Что-ли..

Кто? Я? Ты. Ты.

Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ

Канал в Телеграмм (тексты выходят раньше)

Поддержать проект:

Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)

Яндекс деньги 410011870193415

Карта 2202 2036 5104 0489

BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w

ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc

LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU

DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC

ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u