Страсть как люблю сообщения о новых археологических находках. Очередная, хоть и сделана не в наших водах, очень необычна и хороша. Однако коллеги задались вопросом - а что же получил человек, сделавший открытие. Похоже, мне удалось найти ответ.
История вопроса изложена в CBS News так:
Дайвер обнаружил у берегов Израиля корабль, потерпевший крушение около 1800 лет назад - с "редкими мраморными артефактами" на борту.
Управление древностей Израиля назвало находку "старейшим морским грузом такого рода, известным в Восточном Средиземноморье". Артефакты - это архитектурные элементы, в том числе прекрасные резные капители коринфских колонн и огромный мраморный архитрав (или эпистиль - панель, опирающаяся на ряд опор, балочное перекрытие, поддерживающее верхнюю часть здания).
Вот здесь удачливый пловец его измеряет.
"The Times of Israel" добавляет такие снимки:
Итак, продолжает CBS News, Гидеон Харрис, купался на пляже Бейт Янай, недалеко от Тель-Авива. В месте, довольно популярном у пловцов и дайверов. И как только обнаружил на дне потрясающие артефакты, связался с Управлением древностей Израиля.
Коби Шарвит, директор отдела подводной археологии, говорит, что власти "уже некоторое время знали о существовании этого затонувшего груза". Однако было неизвестно, где именно он находится, поэтому сообщение Харриса было "с благодарностью принято".
"Мы не знали точного местонахождения, так как он был засыпан песком, и мы... поэтому не могли его обнаружить. Недавние штормы, видимо, обнажили груз, и благодаря важному сообщению Гидеона, мы смогли зафиксировать его местонахождение и провести предварительные археологические исследования, которые в дальнейшем приведут к более широкому исследовательскому проекту".
Власти заявили, что, скорее всего, предметы, которые перевозились на торговом судне, потерпевшем кораблекрушение во время шторма, "предназначались для великолепного общественного здания - храма или, возможно, театра".
- По размерам архитектурных элементов можно вычислить размеры корабля. Речь идет о торговом судне, которое могло нести груз не менее 200 тонн, - говорит Шарвит. - Эти изящные детали характерны для масштабных величественных общественных зданий. Даже в римской Кесарии такие архитектурные элементы изготавливались из местного камня, покрытого белой штукатуркой, чтобы выглядеть как мрамор. Здесь же речь идет о настоящем мраморе.
По его словам, эти предметы, скорее всего, были привезены из Эгейского или Черноморского регионов, из Турции или Греции.
Помимо того, что находка Харриса помогла исследователям найти давно пропавший груз, он помог разрешить серьезную дискуссию экспертов. Археологи годами спорили о том, были ли архитектурные элементы, подобные тем, что нашел Харрис, полностью изготовлены в местах их происхождения или перевозились в частично обработанном виде и доводились до нужного результата в месте назначения. Поскольку найденные Харрисом предметы обработаны частично, последнее утверждение теперь считается верным.
О пловце - Харрис награжден сертификатом признательности за хорошую гражданскую позицию.
- Сообщение Гидеона демонстрирует ценность осведомленности граждан о древностях и еще большую важность информирования о них Управления древностей Израиля, - сказал Эли Эскусидо, директор ведомства. - Сотрудничество общества (с нами) играет важную роль в археологических исследованиях. Мы просим граждан, которые натыкаются в море на предметы старины, отмечать точное местонахождение и вызывать нас на место. Это дает бесценную возможность получить информацию, способствующую сохранению истории и культурного наследия страны.
***
В "The Times of Israel" лично я пока наткнулась лишь на несколько деталей, дополняющих рассказ о находке.
Случилась она три недели назад. Гидеон, проплывая всего в 200 метрах от берега центрального пляжа поселка Бейт-Янай, нырнул примерно на четыре метра и наткнулся на клад. Найденные им колонны являются частью примерно 44-тонных мраморных блоков, которые остались от затонувшего корабля, направлявшегося, возможно, в Ашкелон или Газу - для разгрузки ценного груза.
Шарвит, директор отдела подводной археологии IAA, подтвердил, что на морском дне нет никаких видимых останков корабля. Он сказал, что на следующей неделе Управление начнет подводные раскопки вместе со студентами из Университета Род-Айленда в надежде обнаружить подтопленную древесину под массивными мраморными блоками или близлежащую подводную песчаную дюну, которая могла похоронить и сохранить части корабля.
Формирование участка дает подсказки о том, куда направлялся корабль. Все массивные мраморные плиты расположены определенным образом, что говорит о том, как они были размещены в трюме корабля. Судя по расположению плит, он считает, что корабль сорвался с якоря во время шторма на побережье.
"Такие штормы часто внезапно налетают с побережья страны, и из-за ограниченных возможностей маневрирования судов их часто затягивает на мелководье, и они терпят кораблекрушение", - сказал Шарвит.
По его опыту, большая часть древесины с подобных затонувших кораблей вымывается волнами на берег и берется местными жителями для повторного использования. Эти доски с металлическими гвоздями и свинцовыми накладками были редкой удачей в древности.
"В древнем мире все перерабатывалось вторично", - сказал он.
Да не только в древнем, подумала я.
Команда Шарвита отправила образцы мрамора на лабораторный анализ, чтобы подтвердить происхождение роскошного строительного материала. Датировали находку серединой II века н.э. на основании архитектурной типологии, а также исторических римских источников, в которых упоминается использование драгоценного мрамора в качестве строительного материала. В ходе раскопок Шарвит надеется обнаружить монеты .
По его словам, мрамор предназначался для элитного строительного проекта. Есть примеры использования мрамора в Ашкелоне и Бейт-Шеане.
*****
В общем, друзья, где бы вы ни ныряли, смотрите и не перепутайте банальные камни на дне морском с уникальной находкой
И сразу звоните куда надо. Получите сертификат и останетесь в истории.
Вот то, что увидел и, наверное, обалдел от счастья Гидеон Харрис. Эта картина будет стоять у него в глазах всю жизнь. И это круче любого сертификата.
Мне снимка счастливого Гидеона не хватило. А под водой его глаз и улыбки не видно.