#словоНауке – Битвы за историю: новые школьные учебники
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент и декан истфака ГАУГН академик Александр Чубарьян в интервью «Российской газете» рассказал об особенностях новых учебников по истории для старшеклассников и политизации исторических процессов.
Сроки
Учебники подготовим к концу 2023 года. Но в школах к первому сентября появятся книги для 10-11 классов, которые охватывают XX и начало XXI века.
Содержание
Ситуация, которая сейчас сложилась, требует корректировки старых учебников. Принято решение о том, что на каждую параллель будет одна линейка учебников. Школьный предмет будет называться как и в стандарте "История" и состоять из двух частей: "История России" и "Всеобщая история".
Учебник по всеобщей истории почти готов. Он находится в издательстве. Было много замечаний от учителей и преподавателей. Они все учтены. Насколько мне известно, учебник по истории России также в завершающей стадии.
Отход от европоцентризма
Они серьезно переработаны. Нет, оттуда не исчезла история Европы, как некоторые опасаются. Но добавлены значительные материалы по истории Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.
По просьбе учителей мы немного сократили обилие цифр и подробностей. Существенно скорректирован раздел о первобытном обществе, в частности добавлены сведения о современных открытиях.
Россия и СВО
Расширена и часть о роли России в мировой истории. В конце учебника - рассказ о современной ситуации в мире, в частности вокруг Украины в международном контексте. Анализируются причины сложившегося положения, дается характеристика политики НАТО.
Раздел долгого XIX века
Шла речь о том, что учебник для 9-го класса очень перегружен материалами - приходится изучать темы, начиная с Французской революции и до Первой мировой войны. Решено события во Франции перенести на восьмой класс. А девятый начинать со второй четверти XIX века.
Битва за историю – сражение за будущее
На Всемирном конгрессе преподавателей истории в Москве был представитель США, автор учебников, который заверил, что американские учебники отдают дань Советскому Союзу и его вкладу в Победу. Дело тут в другом. Историю вводят в современный политический контекст.
В XX веке не было более значимой и более позитивной реакции мира в отношении СССР, чем на Победу. Именно поэтому сегодня такие мощные попытки опровергнуть, перечеркнуть позитивный образ России. Это делается для того, чтобы приуменьшить роль нашей страны в истории и современности.
Во время войны мы были вместе. Вместе с США и Великобританией одержали победу. Вместе спасли человечество от нацизма и фашизма. И это не вписывается в сегодняшнюю политическую повестку западных стран. По этой причине идет гиперактивное опровержение истории. Причем стараются в этом не только США.
Это главным образом чисто политическая спекуляция. В истории есть события, которые могут быть по-разному интерпретированы. Мы готовы обсуждать варианты. Но есть явления и события, которые бесспорны. К таким фактам относится и роль Советского Союза в войне. Заявлять что-то иное – абсурдно. Но с абсурдом очень трудно спорить.
Я уверен, что на Западе есть немало историков и политиков, с которыми можно вести диалог, в том числе и по истории Второй мировой.
Министр просвещения Сергей Кравцов на днях сообщил, что силами трех авторов-редакторов предыдущих рекомендованных линеек – Владимира Мединского, Александра Чубарьяна и Анатолия Торкунова – готовится единый учебник по интегрированной (отечественной + всеобщей) истории.
Содержательно, концептуально, идеологически предмет История в 10-11 классе должен будет сопрягаться с модулем по истории в университетах. Следовательно, следующим шагом – ожидаем новый вузовский учебник или учебники (по периодам и(или) макрорегионам).
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/32626