Из ярких событий 15-летней давности.
В ночь с 18 на 19 мая 2008 года в Квебеке прошел финал чемпионата мира между сборными России и Канады. Россияне уступали 1:3 после первого периода и 2:4 по ходу третьего, но смогли отыграться. Гол Ильи Ковальчука, первый для форварда на турнире, перевел игру в овертайм. В дополнительное время еще одна шайба Ковальчука, при розыгрыше большинства, принесла России долгожданное чемпионство - первое за 15 лет.
Лучшей тройкой россиян на ЧМ-2008 было вашингтонское звено Александр Овечкин - Сергей Федоров - Александр Семин. Федоров (5 голов и 7 передач в 9 матчах) здорово помог обоим Александрам и выступил мостиком между командой и тренерами. Семин закончил турнир лучшим бомбардиром сборной (13 очков, 6+7), на один балл отстал Овечкин (6+6). Главная звезда «Кэпиталз» перед чемпионатом мира провел сезон с рекордной статистикой и стал лучшим снайпером, бомбардиром и самым ценным игроком НХЛ.
Летом во время отпуска и в конце 2008-го Овечкин дал два больших интервью «СЭ» и вернулся к памятным событиям Квебека.
«Я все контролировал! Все помню!»
- Сколько раз вы смотрели кассету с финальным матчем чемпионата мира? - спросили Ови обозреватели «СЭ» Юрий Голышак и Александр Кружков в летнем интервью для знаменитой рубрики «Разговор по пятницам».
- Несколько раз прокрутил концовку. Как в интернете наткнусь на запись наших празднований, смотрю.
- Увидели потом в торжествах что-то, чего не разглядели на площадке?
- Нет, я все контролировал! Все помню!
- С чемпионата мира вы привезли сувенир - серебряный канадский доллар.
- Перед финалом у нас было собрание в центре круга, а я в такие моменты всегда стою на коленях. Посмотрел вниз: «Ого! Монетка подо льдом!» Канадцы на счастье залили серебряный доллар. И мы тут же с Ильей Никулиным (защитником сборной, бывшим партнером Овечкина по «Динамо». - Прим. «СЭ») сговорились: если выигрываем чемпионат, пробиваю лед и достаю эту монету.
- Пришлось попотеть, чтобы пробить лед?
- Оказалось легче, чем я предполагал. Пяткой конька хорошенько приложился - и все. Монету было видно сквозь лед, ковырял направленно. Потом отдал этот доллар Никулину, он должен сделать два кулончика. Себе и мне.
- Когда вам в самолете объявили, что прямо из аэропорта путь держите в Кремль, о чем подумали? «Хорошо бы поскорее протрезветь»?
- Мы пьяными не были. К тому времени уже напраздновались - весь полет проспали. До этого целая ночь прошла на ногах. Даже выхлопа от нас, по-моему, не было - пили исключительно шампанское.
- Не нравится эта тема?
- О том, сколько выпили? Конечно, не нравится. Это не ваше, корреспондентское, дело - знать, как мы отдыхаем и празднуем...
- Кто-то расстроился из-за того, что вы пришли на прием к президенту России в шлепанцах?
- А чего расстраиваться? Это была случайность - никакой возможности переодеться. Неужели я бы пошел в Кремль в тапочках на босу ногу?
- Недоуменные взгляды на себе ловили?
- Все были чуть ошарашены. Но мама, например, потом лишь посмеялась. А Медведев, думаю, даже не заметил мои тапочки.
«Даже представить себе пока ничего лучше не могу»
- Уходящий год для вас - лучший в спортивной жизни. Оглядываясь сейчас на все, что произошло, какой момент вспыхивает в памяти ярче всего? - вопрос Ови в декабрьском эксклюзивном разговоре во время следующего сезона «Вашингтона».
- Год, конечно, был классный. В плей-офф вышли, чемпионат мира выиграли, я много индивидуальных призов собрал. А главный момент - это когда Ковальчук канадцам забил. Лучше секунды в спортивной жизни у меня еще не было. Даже представить себе пока ничего лучше не могу. В Канаде, в овертайме, в финале, после стольких лет без золота, - и я при этом был на площадке! И вообще в том матче я присутствовал при четырех из пяти наших голов.
- Кстати, а какие у вас с Ильей отношения?
- Самые дружелюбные.
- У вас с ним очень разные судьбы. Вам, наверное, российский болельщик простит все, а ему очень долго пеняли за все на свете.
- У каждого есть какие-то проблемы. Но я знаю Илью и его характер. Если ему плохо, он никогда не будет вымещать досаду на других людях, никогда не станет вредить. На чемпионате в Квебеке Илья долго не забивал, но всегда старался делать все, чтобы команда побеждала. Всех защищал, был нашим тафгаем, дрался, под шайбу бросался. А болельщики иногда не обращают на это внимания. Им голы нужны. По ходу чемпионата как Илью только не опускали, а когда выиграли и он две шайбы забил - вот, пожалуйста, тут же герой: «Мы знали, мы верили»... Вот как бывает.
- Получается, это высшая справедливость, что гол забил именно Ковальчук, а не вы, например?
- Не столько справедливость, сколько признак мастерства - забивать в самый нужный момент.
- Итак, гол Ковальчука - самый яркий момент. А как же тогда быть с историей о «счастливой гагаре» - серебряном долларе, который канадцы закопали на счастье, а вы откопали?
- Это у нас договоренность была с Никулой: если выиграем, то откопаем эту штуку и распилим на двоих. Когда я в последний раз приезжал в Москву и был на матче «Динамо» - «Ак Барс», то с Никулой увиделся и спросил: «Как там «гагара», распилил уже?» Сказал, что распилил, кулончик уже сделал. Летом обещал отдать.