Найти тему
Флобериум

Издательство или самиздат?

Всё-таки - издательство или самиздат?

К нам всё чаще приходят с вопросами - а может, не стоит книгу отдавать в издательство? А может, лучше самиздат?

Рассказываем о подводных камнях в обоих случаях.

Самиздат подразумевает, что автор либо сам занимается всеми редакционно-издательскими процессами, либо ищет подрядчика - как минимум нужна типография. Просто ли это?

В издательстве над рукописью ДОЛЖЕН трудиться целый штат. В создании книги, как правило, задействованы:
- редактор,
- корректор,
- дизайнер,
- художник,
- верстальщик,
- сотрудники типографии,
- маркетолог.

Однако есть оговорка: если вы попадаете в категорию А, то вам всё это действительно полагается. Но если вы - неизвестный и неопытный писатель, вас определят в категорию Б и положенный вам максимум сократится до дизайна обложки и места на полке интернет-магазина. Впрочем, вы всегда можете “докупить” у издательства недостающие детали редакционно-издательского процесса. Но надо понимать, что продаж это не гарантирует.


Допустим, вы приняли решение: не обращаться в издательства, а опубликоваться самому. Хочется, чтобы книга была замечательной, правда? Тогда вам придется обязательно проконтролировать все редакционно-издательские процессы.

У вас есть 2 варианта выполнения этих работ: либо выполнить их самостоятельно (саморедактура и самокорректура), либо обратиться к компетентным лицам (корректорам и редакторам).


В случае, если вы решили исправлять текст самостоятельно, дайте ему “отлежаться”.
Нельзя редактировать произведение сразу после того, как вы его закончили: глаз устал и “замылился”, а это значит, что вы можете не заметить даже самые простые ошибки.
Дайте себе три недели: не перечитывайте текст, не трогайте, не вспоминайте. А через недели три садитесь за редактуру. Однако по ее завершении не торопитесь браться за корректуру, дайте тексту “полежать” еще две-три недели.

Выбор оформления — еще один важный момент в создании книги. Отчасти он зависит от выбора издательства или типографии. Практически все онлайн-издательства предлагают простые инструменты верстки прямо на сайте, следовательно, вы можете “не заморачиваться” с оформлением книги. Однако если вы все-таки решили пройти все этапы самостоятельно, то вам придётся озаботиться и версткой.

Дело в том, что если вы, минуя онлайн издательство, сразу обращаетесь в типографию, то от вас будут ждать макет в формате PDF. Ознакомиться с требованиями типографий вы сможете на их официальных сайтах. Как правило, в список требований входит выполнение макета в CMYK, векторной графике, разрешение 300 dpi, наличие вылетов, составной черный цвет и 320% краски.

И снова у вас есть выбор. Вы можете:
- выполнить вёрстку самостоятельно в таких программах, как Adobe Indesign, QuarkXPress, Corel Ventura Publisher, TeX и т.д.;
- обратиться к специалисту (вам нужен верстальщик книг);
- заказать верстку непосредственно в типографии, составив техническое задание и указав все пожелания.

Печать даже небольшого тиража может занять несколько дней. Учитывайте это, если готовитесь к презентации, и уточняйте сроки непосредственно в типографии.

Но распечатать книгу - это ещё полбеды. Теперь её нужно продать!

А значит, определить целевую аудиторию, построить стратегию, создать площадку и запустить рекламу. Забудьте, что книга — это история, творчество и результат благородных помыслов. Теперь ваша рукопись — это продукт. И, следовательно, для него нужно определить целевую аудиторию и провести необходимые маркетинговые исследования.

Если вы продаёте книгу через издательство, придётся делиться бОльшей частью прибыли, а самим довольствоваться роялти. Это может быть не самой весёлой частью продаж, особенно если в маркетинг вкладываетесь вы сами. Однако если вы выбрали самиздат (а значит, уже потратились), вся прибыль ваша.

А вы как предпочитаете публиковаться?