Почему не стоит переживать, даже если все планы на лето у ребенка сводятся к зависанию в телефоне или компьютере
Лето, «планов громадье», а дети… сидят в гаджетах.
И даже больше
Допустим, вы вдруг слышите от ребенка: «Я хочу играть в телефоне, а больше ничего не хочу, отстаньте со своими лагерями, походами и занятиями».
Скорее всего, вам захочется сразу выдать в ответ: «Так, стоп! Это плохое желание. Ты и так весь год не отрывался от телефона. Лето нужно проводить не так!»
Но… не торопитесь 🤗
Возможно, за сидением в телефоне у ребенка скрыта потребность не слушать про то, что у него тройка по математике.
Или это потребность оказаться там, где он не будет таким неуспешным, каким он был весь год.
Как бы то ни было, первое, что важно сделать в самом начале лета, - безусловно принять хотя бы те желания ребенка, которые находятся на поверхности.
Почему это важно?
Лето - лучшее время, чтобы попробовать отследить истинные потребности ребенка (и да, даже если все, что он хочет, - это «тупить в гаджет»).
«Не падайте в обморок, когда он это озвучит», - советует детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.
Интересуйтесь желаниями ребенка: «А чего тебе хочется, какие у тебя планы на лето?»
Это может быть желание пройти какую-то игру.
Или посмотреть все сезоны любимого сериала.
Или чтобы его оставили в покое, никуда не дергали и лишний раз не трогали.
Ребенку важно, чтобы его желания были услышаны.
Не моргнув глазом, предложите включить игру / сериал / «оставьте в покое» в план на лето. Выдайте ручку, бумагу, пусть все запишет.
Составление собственного плана «хотелок» на лето - отличный способ научиться целеполаганию. И первый шаг в закреплении мотивационной цепочки «хочу - могу - делаю».
«Холодно ли тебе, девица?»
Стоп-стоп, можете сказать вы в этом месте, но что за такой план на лето, если там только «оставьте меня в покое?»
Хотения ребенка в раннем детстве начинаются с «хочу есть», когда он голоден, и с «хочу раздеться», когда ему жарко.
Подросшие дети могут ничего не хотеть в том случае, когда их потребности не учитываются, когда родитель лучше ребенка знает, что ребенок хочет есть или когда он замерз, где и с кем ему гулять, как проводить время.
План на лето, в котором ребенок просит оставить его в покое, - это хорошая возможность для самого ребенка узнать свои настоящие потребности и встретиться со своими «хочу» вместо родительских.
«Хорошая мама» на каникулах
Давайте поэкспериментируем 🤗
Вот мама, чей ребенок на каникулах с утра до вечера лежит с книжкой.
В час ночи мама заходит в комнату, а ребенок по-прежнему с книжкой, хотя в полночь клялся, что выключил свет.
И ведь действительно выключил.
Просто теперь он читает под одеялом с фонариком.
Как вы думаете, мама этому радуется?
Далеко не всегда.
Мама переживает, что ребенок должен вовремя лечь спать и выспаться, а утром спать до двенадцати тоже нехорошо и неправильно.
Эта мама может испытывать точно такой же уровень тревоги и переживания, как та мама, которая задает вопрос: «А что же делать, если ребенок целый день сидит в гаджетах?»
А у третьей мамы ребенок ушел в семь утра и вернулся в одиннадцать вечера, целый день прогулял, и она переживает: «Пусть бы лучше сидел в гаджетах или с книжкой».
Каждая из этих историй про то, что у нас есть некое представление, как было бы хорошо и правильно проводить время на каникулах и в каком случае мы бы чувствовали себя хорошей мамой, потому что ребенок именно так и проводит каникулы.
Если родитель правильно организовал каникулы своего ребенка, так, как родитель считает нужным, а потом ребенок делает так, как родитель хочет, даже, если это на самом деле очень вроде бы ресурсо-восполняющее-отдыхательная история, то это — внимание — совершенно не обязательно будет отдыхом для ребенка.
И отдыхом для родителя — тоже.
Потому что организация «правильных каникул», а затем тревога за то, что результат не соответствует ожиданиям, «съедают» родительский ресурс.
Что касается ребенка, то очень важно, чтобы в начале любой отдыхательной истории появилось его «хочу».
То же самое касается любых занятий на каникулах с целью подтянуть что-либо запущенное или выйти на новый уровень.
Учиться летом, потому что «надо» — бесполезно
Даже, если ребенок плохо пишет.
Даже, если у него одни двойки по математике.
Исследования показывают, что эффективность обучения, прежде всего, зависит от того, осуществляет ли обучающийся свой свободный выбор или действует по необходимости (в случае с неуспешным учеником граничащей с обреченностью).
Кроме того, на эффективность обучения влияет самооценка.
Что же делать, если все-таки «надо»?
Начинать с мотивации.
Как за лето найти детскую мотивацию, подобрать к ней ключи и повысить самооценку ребенка, мы будем разбираться в следующих статьях. Подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить.