Найти тему

«Он хочет «тупить» все лето в гаджет». Как за каникулы не поссориться с ребенком из-за его занятий

Почему не стоит переживать, даже если все планы на лето у ребенка сводятся к зависанию в телефоне или компьютере

Лето, «планов громадье», а дети… сидят в гаджетах.

И даже больше

Допустим, вы вдруг слышите от ребенка: «Я хочу играть в телефоне, а больше ничего не хочу, отстаньте со своими лагерями, походами и занятиями».

Скорее всего, вам захочется сразу выдать в ответ: «Так, стоп! Это плохое желание. Ты и так весь год не отрывался от телефона. Лето нужно проводить не так!»

Но… не торопитесь 🤗

Возможно, за сидением в телефоне у ребенка скрыта потребность не слушать про то, что у него тройка по математике.

Или это потребность оказаться там, где он не будет таким неуспешным, каким он был весь год.

Как бы то ни было, первое, что важно сделать в самом начале лета, - безусловно принять хотя бы те желания ребенка, которые находятся на поверхности.

Почему это важно?

Лето - лучшее время, чтобы попробовать отследить истинные потребности ребенка​ ​​​​(и да, даже если все, что он хочет, - это «тупить в гаджет»).

«Не падайте в обморок, когда он это озвучит», - советует детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.

Интересуйтесь желаниями ребенка: «А чего тебе хочется, какие у тебя планы на лето?»

Это может быть желание пройти какую-то игру.

Или посмотреть все сезоны любимого сериала.

Или чтобы его оставили в покое, никуда не дергали и лишний раз не трогали.

Ребенку важно, чтобы его желания были услышаны.

Не моргнув глазом, предложите включить игру / сериал / «оставьте в покое» в план на лето. Выдайте ручку, бумагу, пусть все запишет.

Составление собственного плана «хотелок» на лето - отличный способ научиться целеполаганию. И первый шаг в закреплении мотивационной цепочки «хочу - могу - делаю».

«Холодно ли тебе, девица?»

Стоп-стоп, можете сказать вы в этом месте, но что за такой план на лето, если там только «оставьте меня в покое?»

Хотения ребенка в раннем детстве начинаются с «хочу есть», когда он голоден, и с «хочу раздеться», когда ему жарко.

Подросшие дети могут ничего не хотеть в том случае, когда их потребности не учитываются, когда родитель лучше ребенка знает, что ребенок хочет есть или когда он замерз, где и с кем ему гулять, как проводить время.

План на лето, в котором ребенок просит оставить его в покое, - это хорошая возможность для самого ребенка узнать свои настоящие потребности и встретиться со своими «хочу» вместо родительских.

«Хорошая мама» на каникулах

Давайте поэкспериментируем 🤗

Вот мама, чей ребенок на каникулах с утра до вечера лежит с книжкой.

В час ночи мама заходит в комнату, а ребенок по-прежнему с книжкой, хотя в полночь клялся, что выключил свет.

И ведь действительно выключил.

Просто теперь он читает под одеялом с фонариком.

Как вы думаете, мама этому радуется?

Далеко не всегда.

Мама переживает, что ребенок должен вовремя лечь спать и выспаться, а утром спать до двенадцати тоже нехорошо и неправильно.

Эта мама может испытывать точно такой же уровень тревоги и переживания, как та мама, которая задает вопрос: «А что же делать, если ребенок целый день сидит в гаджетах?»

А у третьей мамы ребенок ушел в семь утра и вернулся в одиннадцать вечера, целый день прогулял, и она переживает: «Пусть бы лучше сидел в гаджетах или с книжкой».

Каждая из этих историй про то, что у нас есть некое представление, как было бы хорошо и правильно проводить время на каникулах и в каком случае мы бы чувствовали себя хорошей мамой, потому что ребенок именно так и проводит каникулы.

Если родитель правильно организовал каникулы своего ребенка, так, как родитель считает нужным, а потом ребенок делает так, как родитель хочет, даже, если это на самом деле очень вроде бы ресурсо-восполняющее-отдыхательная история, то это — внимание — совершенно не обязательно будет отдыхом для ребенка.

И отдыхом для родителя — тоже.

Потому что организация «правильных каникул», а затем тревога за то, что результат не соответствует ожиданиям, «съедают» родительский ресурс.

Что касается ребенка, то очень важно, чтобы в начале любой отдыхательной истории появилось его «хочу».

То же самое касается любых занятий на каникулах с целью подтянуть что-либо запущенное или выйти на новый уровень.

Учиться летом, потому что «надо» — бесполезно

Даже, если ребенок плохо пишет.

Даже, если у него одни двойки по математике.

Исследования показывают, что эффективность обучения, прежде всего, зависит от того, осуществляет ли обучающийся свой свободный выбор или действует по необходимости (в случае с неуспешным учеником граничащей с обреченностью).

Кроме того, на эффективность обучения влияет самооценка.

Что же делать, если все-таки «надо»?

Начинать с мотивации.

Как за лето найти детскую мотивацию, подобрать к ней ключи и повысить самооценку ребенка, мы будем разбираться в следующих статьях. Подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить.