Найти тему

Салтыков, Аллегрова и все, все, все... Правдивая история "Электроклуба".

Изображения из открытых источников
Изображения из открытых источников

Речь пойдёт о группе, которая в своё время не просто "звездила" и была в Топах, а считалась коллективом № 1 в нашей стране и это немудрено, так как речь сейчас пойдёт об очень известных именах на нашей эстраде и поп-сцене.

Итак:

В 1979 году пятеро музыкантов ВИА "Молодые голоса" организовали группу "Круиз". Ансамбль "Молодые голоса" перестал существовать и художественный руководитель, распавшегося коллектива, Владимир Блехер организовал при Донецкой филармонии ансамбль "Факел". Пела в "Факеле" жена Блехера, Ирина Аллегрова, одна из бывших солисток ВИА "Молодые голоса". В свой коллектив Блехер приглашает работать музыкантов Владимира Дубовицкого, Александра Серова, Игоря Крутого и барабанщика Владимира Головчанского, однако, сам скоро получает срок за валютные операции. "Факел" распадается и Ирина Аллегрова, просидев девять месяцев без работы, устраивается петь в варьете ресторана.

Александр Серов, Игорь Крутой и Владимир Головчанский ранее работали в ВИА "Поющие юнги", руководителем которого был Владимир Блехер (прим. автора).

В конце концов Дубовицкий увёл Аллегрову у Блехера и для её продвижения создал ВИА "Огни Москвы". Блехер, выйдя на свободу, поработал сезон в "Голубых гитарах" у Игоря Гранова и тоже стал участником "Огней Москвы". Этот ансамбль был организован для авторских концертов известного композитора Оскара Фельцмана, ставшего художественным руководителем. Дубовицкий играл на басу и был музыкальным руководителем.

В 1985 году Фельцман пишет песню "Голос ребёнка", с ней Аллегрова дебютирует на творческом вечере композитора и появляется на "Песне года". В этом же году был выпущен диск-гигант композитора Оскара Фельцмана "Остров Детства". На нём записаны песни в исполнении Михаила Боярского, Людмилы Гурченко, Николая Гнатюка, Ксении Георгиади. Три песни из девяти спела Ирина Аллегрова. Аккомпанировал всем исполнителям ансамбль "Огни Москвы".

На первые же гастроли ансамбль отправляется совместно с Людмилой Сенчиной, которая, в качестве аккомпаниатора, взяла с собою своего бас-гитариста Игоря Талькова. Совсем скоро этот талантливый исполнитель, мультиинструменталист, автор песен и прекрасный аранжировик присоединится к "Огням Москвы". Тальков официально в ансамбле не числился, он работал по договору.

К 1986-му году Оскар Фельцман решил, что уже не потянет работу художественного руководителя, да и не особо ему это было нужно. Может сам Фельцман договорился, а может Дубовицкий вышел на композитора Давида Тухманова и предложил вместе работать. В 1986 году почти все участники, вместе с Игорем Тальковым, перешли под патронаж Тухманова. Член Союза композиторов, автор "Последней электрички" и "Дня Победы" был одним из первых, кто почуял, что горбачёвские "перестройка и гласность" открывают уникальные возможности для зарождения шоу-бизнеса в России. К тому же композитору захотелось чего-то свежего, нового. Тухманов задумал превратить "Огни Москвы" в настоящий коммерческий проект, рассчитанный на массовую аудиторию. Главная же задача такого проекта заключалась в следующем - "рубить бабло". Однако, несмотря на столь примитивную цель, коллективу удалось избежать судьбы "однодневки" и закрепиться на вершине музыкального Олимпа.

По совету Талькова ансамбль берёт себе новое, более современное название - группа "Электроклуб". Состав был следующим: Ирина Аллегрова и Игорь Тальков - солисты, Владимир Дубовицкий - бас-гитара, Александр Левич - гитара, Илья Гольдфарб и Михаил Палей - оба клавишники, Дмитрий Матюхин - ударные и саксофонист Валерий Кацнельсон. Все эти высококвалифицированные музыканты до этого играли в "Огнях Москвы".

Песни для нового проекта Тухманов написал достаточно быстро. Очень скоро фирма "Мелодия" выпускает сорокапятку "Электроклуба" с песнями "День Рождения" (дуэт Аллегровой и Талькова) и "Старое зеркало" (в исполнении Аллегровой). С песней "Старое зеркало" Ирина Аллегрова выступила на "Песне года 86", а композицию "Нервы, нервы, нервы" дуэт Талькова и Аллегровой исполняет на новогоднем "Голубом огоньке" того же года. В марте 1987 года их дуэт принимает участие во всесоюзном конкурсе молодых исполнителей "Золотой камертон" с песней "Три письма" (музыка и стихи И. Талькова) и становится обладателем второй премии. Совсем скоро на "Мелодии" подоспел дебютный альбом коллектива, который так и назывался - "Электроклуб". Альбом состоял из восьми композиции, написанных композитором Тухмановым, включая песню "Чистые пруды" в исполнении Талькова.

Изображения из открытых источников
Изображения из открытых источников

Около года в группе работала ещё одна солистка, настоящая непальская принцесса - Раиса Саед-Шах. Перед этим девушка приняла участие в записи песен, которые Тухманов сочинил для кинофильма "Похождения месье Перишона". Принимая шефство над "Огнями Москвы", композитор выдвинул условие - взять в состав юную певицу. Самой известной её работой в группе стала песня "Самый ягодный сезон", музыку к которой написал Игорь Тальков.
Однако, из-за возникшей конкуренции между солистками, юной певице места в составе "Электроклуба", а также на дебютном альбоме, увы не оказалось.

Позже "Самый ягодный сезон" был записан с вокалом Ирины Аллегровой, однако автор стихов к этой песне, мать Раисы Саед-Шах, запретила ей исполнять этот хит. Для Аллегровой написали новый текст и получилась песня "Дай мне слово".

Несмотря на новый репертуар и эксперименты со стилями, "Электроклуб" всё же выглядел и звучал старомодно. Этого мнения придерживался и Тухманов. У группы не было ни поклонников, ни своей публики. Их пластинка особым успехом не пользовалась. Попытка сделать программу "от хардовой музыки до эстрадных песен и романсов" изначально была обречена на неудачу. Нужно было срочно всё менять и двигаться дальше. А куда двигаться руководители группы подсмотрели у сверхпопулярного на тот момент "Форума". К ним на концерт в "Лужниках" и отправились Тухманов и Дубовицкий в компании с Джуной. Втроём они сидели и смотрели на ажиотаж, который творился в зале (по версии Салтыкова - это был концерт "Форума" в Черновцах, куда пожаловали Дубовицкий с Аллегровой).

Решив провести кардинальные изменения, Дубовицкий распускает группу и уже в августе 1987 года формирует новый состав. Из первого "Электроклуба" в строю остались лишь он с Аллегровой и клавишник Михаил Палей.

Игорь Тальков уже до этого собирался уходить в сольное плавание.. Для него было важно проявить себя не только в качестве аранжировщика, но и автора собственных песен. Это было одним из условий его работы в "Электроклубе". Но дальше одной песни "Три письма" дело не пошло. Правда, на концертах он всё-таки исполнял кое-какие свои лирические вещи, однако чувствовал, что как композитора и текстовика его задвигают. Рууководителей ансамбля вполне устраивала позиция Талькова как аранжировщика и второго солиста, даже не первого. А через несколько месяцев после ухода Талькова из "Электроклуба" редакции телевидения и радио были просто завалены письмами - всем пришлась по душе песня "Чистые пруды". На фестивале "Песня -87" Игорь Тальков исполнял эту песню уже как сольный исполнитель и она стала визитной карточкой певца.

К "Электроклубу" присоединяется гитарист Владимир Кулаковский - высокий, яркий, с красной гитарой, игравший ранее в группе "Мистерия-буфф". На место бас-гитариста Дубовицкий переманивает из "Форума" друга своего детства и юности Александра Назарова, который перейдя в "Электроклуб" привёл с собою ещё троих участников своей прежней группы: солиста-суперзвезду Виктора Салтыкова, ударника Александра Дроника и звукорежиссёра Лазаря Анастасиади (ребята покинули популярнейший "Форум", соблазнившись перспективой работать с такой "глыбой" как Тухманов).

Виктор Салтыков: "Володя Дубовицкий всегда был человеком амбициозным. Если он брался за какое-то дело, ему нужно было доказать, что он в этом деле лучше всех. Кому он это доказывал — не знаю. Может быть, самому себе. Таким образом Володя раскручивал и «Электроклуб», и Аллегрову, которая тогда была его женой. Он очень сильно хотел, чтобы Ира стала известной певицей. И, в принципе, он этого добился. Потом уже все остальное делала сама Ира. Но он её подвел к этому, создал ей прекрасную платформу для подъёма. Чего стоил хотя бы организованный им переход в «Электроклуб» почти всего состава группы «Форум», в которой я до этого работал! Никаких причин для перехода у нас не было. «Форум» пользовался бешеной популярностью. У нас было неплохое политическое прикрытие в лице лауреата премии Ленинского комсомола Александра Морозова. И переход был обусловлен только тем, что музыкального руководителя «Форума» Сашу Назарова связывала с Дубовицким давняя дружба. Ещё в их родном Тернополе они жили в одном дворе и даже играли раньше в одном ансамбле. На гастролях в каком-то городе Саша встретил Дубовицкого, который тогда работал с Аллегровой и Игорем Тальковым в «Огнях Москвы». Володя увидел, какой ажиотаж творится на концертах «Форума», как публика поднимает автобусы, и сразу же переманил нас к себе. В итоге из великолепной группы «Форум» он сделал группу «Электроклуб», которая потом сделала популярной Аллегрову. Это все его голова! Формально он считался директором «Электроклуба». Но фактически он уже тогда был настоящим продюсером. О совместной работе с ним у меня остались только хорошие воспоминания. Чтобы он меня задвигал или выдвигал свою жену в ущерб мне — такого никогда не было. Наоборот, как продюсер он все делал в интересах коллектива".

В "Электроклубе" питерские (тогда ещё ленинградские) звёзды принялись сразу же наводить свои порядки.

Одно лишь имя Салтыкова на афишах должно было гарантировать полные стадионы поклонников и первое время Виктору казалось, что Аллегрова в группе лишняя (да и держалась она в группе, потому что была женой Владимира Дубовицкого). По началу возникал вопрос, как смогут два солиста уживаться в одной группе и как вписать певицу в этот обновлённый, чисто мужской коллектив. Однако Ирина оказалась свойской и очень коммуникабельной. До прихода "питерцев" она была вся такая "солидольная" - причёсанная, правильная и совершенно не представляла как завоевать молодёжную аудиторию (Тухманов даже подумывал поменять солистку на более молодую). Ей растрепали волосы, одели в рваные джинсы, всевозможные куртки, нацепили кучу бижутерии - если пришла в молодёжную группу, то и выглядеть надо соответствующим образом. Поначалу Аллегрова даже стеснялась выходить на сцену в таком модном, хулиганистом прикиде. Постепенно в молодёжном коллективе она стала своей девочкой и скоро обрела такую же популярность как у Салтыкова.

Изображения из открытых источников
Изображения из открытых источников

С появлением Назарова, ставшего вторым музыкальным руководителем наравне с Дубовицким и получившего почётное прозвище Дедушка, группа стала играть музыку в стиле электропоп. Благодаря модным в то время аранжировкам Назарова, сначала "Форум", а теперь и "Электроклуб" приобрели свою огромную популярность. Правда пришла она к "Электроклубу" где-то через полгода, а на первый концерт обновлённого ансамбля пришло всего лишь человек двести и это после дворцов спорта по десять тысяч зрителей, после того фурора, когда по завершению концертов "Форума" поклонники подымали автобусы вместе с музыкантами и несли их на руках. Но форумовцы рискнули. С их приходом "Электроклуб" будто бы переродился.

Для "Электроклуба" Давид Тухманов пишет новые, более современные песни и очень скоро был готов магнитофонный альбом "Фото на память". На концертах Салтыков также продолжал исполнять песни, которые слушатели хорошо знали по его выступлениям с "Форумом" - "Белая ночь" и "Островок". К тому же приход форумовских музыкантов в "Электроклуб" совпал с выходом на "Мелодии" суперуспешного альбома "Белая ночь" их прошлой группы. Но без должной рекламы слушатели ещё долго так и оставались бы в неведении, что их любимый Витя Салтыков теперь поёт в "Электроклубе". В то время самой лучшей рекламой было засветиться на телевидении.

В "Новогоднем огоньке" 1987 года группа "Электроклуб" представлена двумя номерами: Салтыков спел песню "Ты замуж за него не выходи", а Аллегрова, в новой электропоп аранжировке, перепела "Тёмную лошадку". Обе песни тут же стали хитами. На следующий год в "Утренней почте" группа появляется с двумя новыми песнями: "Дай мне слово" в исполнении Ирины Аллегровой и "Кони в яблоках". "Кони в яблоках" стала пожалуй самым большим хитом "Электроклуба" и визитной карточкой Виктора Салтыкова.

На "Песне года 88" "Ты замуж за него не выходи" получает "золото", а Аллегрову, которая тоже участвовала в этом мероприятии с "Тёмной лошадкой", читатели газеты "Комсомольская правда" назвали лучшей певицей года. В общесоюзном хит-параде ТАСС "Музыкальный Олимп" песня "Ты замуж за него не выходи" занимает 4-е место среди лучших песен 1988 года, а "Кони в яблоках" - 8-е.

Когда, разорвав с грохотом всю нашу эстраду, группа поехала по стране, то куча поклонниц была такого невероятного количества, что в пору было говорить о новой "битломании".

В 1989 году фирма "Мелодия" издаёт новый диск-гигант группы, который называется "Электроклуб-2". В том же году в рубрике "Звуковая дорожка" газеты "Московский комсомолец", согласно опросу читателей, группа занимает второе место среди лучших групп.

Кроме перечисленных хитов, в эти годы группа отметилась исполнением целого ряда отличных песен, которые так же полюбились слушателям и с восторгом встречались публикой на концертах: "Синяя роза", "Последнее свидание", "Ворожи (Ворожея)", "Эх я (Эх я. Эх ты)", "Схожу с ума".

В конечном итоге Давид Тухманов стал терять интерес к группе, решив, что она исчерпала свой ресурс. Последней песней, написанной им для группы в мае 1989 года, становится "Я тебя не прощу". Вероятно композитору вновь захотелось чего-то нового, а вскоре он неожиданно для всех уехал в Западную Германию где и остался на постоянное место жительства. Но, в принципе, уход композитора не особо повлиял на деятельность "Электроклуба", ведь всю основную музыкальную работу, как и в "Форуме", за композиторов выполнял Александр Назаров. В августе 1989 года Михаила Палея за клавишными меняет Василий Савченко.

Новые песни для группы попросили написать Игоря Николаева, благо он жил по соседству с Аллегровой и Дубовицким. Совсем скоро появляется магнитофонный альбом "Игрушка". Открывала альбом николаевская композиция "Полчаса" (слова к ней сочинил Назаров) - настоящая "жемчужина" в исполнении Салтыкова. Ирина вовсю блистает с николаевскими хитами "Глупый мальчишка" (в альбом не вошла), "Верьте в любовь девчонки", "Игрушка" и "Мой ласковый и нежный зверь". Две последние композиции звучат на "Песне года". Салтыков выступает на этом фестивале с "Я тебя не прощу" и "Маменькиной дочкой", которую написал Назаров.

В начале лета 1990-го года коллектив вдруг решает покинуть Виктор Салтыков. С одной стороны тридцатилетнему певцу надоело изображать вечного юношу-подростка, а с другой стороны Салтыков поддался на уговоры первой жены, которая всё время твердила: "Витя, сколько ты собираешься кормить всех? Вам платят 15 тысяч на всех, а основной репертуар на тебе. Ты и один способен выступать за половину этой суммы..."

Со своим товарищем ещё по группе "Мануфактура" Олегом Скибой Виктор создаёт свой сольный проект "Армия Любви" и выпускает более взрослый и более близкий к корневой "новой волне" материал.

Через пару месяцев, после прощального "чёса" по городам и весям Советского Союза, группу покидает Аллегрова. У Ирины с Дедушкой (Назаровым) стали расходиться репертуарные и стилистические вкусы. Оставаться такой, какой он её "видел", певица больше не хотела. Ей надоело быть хулиганкой и хотелось больше лирических песен, но её новые песни не особо вписывались в группу "Электроклуб" и воспринимались Назаровым в штыки, а "Верьте в любовь, девчонки" его просто раздражала (во время исполнения этой песни он демонстративно клал свой бас и уходил со сцены). Более-менее сносно он отнёсся к "Игрушке" - сам сделал аранжировку, правда учтя пожелания Николаева. Назаров даже не скрывал, что мечтает о том, чтобы Ирина ушла из коллектива, да и сама Аллегрова чувствовала, что выросла из рамок группы. Аллегрова хотела двигаться дальше, а группу рассматривала как стартовую площадку для сольной карьеры (на тот момент певице было 38 лет). В 1990 году она разводится с Дубовицким и летом того же года покидает "Электроклуб", забрав с собой звукорежиссёра Лазаря Анастасиади и ударника Александра Дроника, и неожиданно быстро становится "звездой" и гастролёром в горячей десятке!

Кулаковский, не долго думая, организует собственную группу "Купе".

В начале 1991 года уходит Дубовицкий, чтобы заняться сольной карьерой Тани Овсиенко.

После того как все разбежались, а Давид Фёдорович Тухманов остался жить в Западной Германии, бразды правления остались в руках Александра Назарова и он же стал основным композитором группы. Отойдя от "шока" Назаров реорганизует "Электроклуб". Вместо ушедших солистов теперь поёт клавишник Василий Савченко. За барабаны Назаров ставит своего сына Павла. А из группы "Белая ночь" экс-форумовца Николая Каблукова приходит ещё один солист и по совместительству гитарист Александр Пимонов.

В начале 1991 года песня "Белая пантера" (солист - Василий Савченко) часто крутилась по музыкальным каналам. Эта песня стала последним заметным хитом "Электроклуба". В теле-шоу "50Х50" группа удачно выступала со "Школьницей" (вокал - Александр Пимонов). На телеэкранах также мелькали "Садовая скамейка" и "Незаметная девчонка". Летом в студиях звукозаписи появился альбом "Маменькина дочка". Первоначальный вариант альбома включал в себя 6 песен и 1 инструментал (интро). Несколько уже записанных песен, включая "Садовую скамейку", Назаров приберёг для следующего альбома этого же состава, которому так и не суждено было появиться. Для веса дельцы из звукозаписи дополнили альбом "Маменькина дочка" тремя песнями Салтыкова, который к группе уже не имел никакого отношения, а так же песней "Странник мой", что дала начало ослепительной сольной карьере Ирины Аллегровой.

Казалось, что "Электроклуб" третьего созыва представляет собою перспективное "поп-детище", но уже осенью 1991 года Назаров распускает и этот состав. В 1993 году альбом "Маменькина дочка" был выпущен на "SNC Records". В нём не было двух композиций из первоначального издания, зато он был доукомплектован теми самыми неизданными песнями.

Василия Савченко позвал в своё "Купе" Владимир Кулаковский. После он стал работать сольно, а с 2006-го три года пел в легендарной группе "Аракс", работал в "Синей птице", в ВИА "Пламя". В 2017 году Василий создаёт новый собственный музыкальный проект "Голоса 70-х",

Александр Пимонов в 1995 пел в группе "Пари". В 2000-е годы Александр занимался бизнесом: предоставлял услуги манипулятора и занимался перевозками по Ленинградской области. Сейчас живёт и работает в Магнитогорске.

Дальше начинается сольное творчество самого Александра Назарова. Он решил не искать новых вокалистов, а предпочёл всё делать сам. Из электроклубовцев на постоянной основе с ним работал его сын Павел, что и не удивительно. Гуру советского и российского электропопа теперь выдавал кабацкий шансон. В 1992 году выходит его диск "Верни мне прошлое, скрипач". С несколькими песнями Дедушка продолжает мелькать на телевидении, а "Жизнь-дорога" он под вывеской "Электроклуб" исполняет на "Песне 93".

Финальный альбом выпущен в 1996 году как Александр Назаров и "Электроклуб". Его название "А я люблю как девушку, милую Москву". В составе "Электроклуба" здесь значатся всё тот же Павел Назаров теперь за синтезаторами, гитарист Е. Гаськов и бывшая участница газмановского "Эскадрона" Галина Романова на подпевках. Это был совсем провальный альбом, напичканный всё теми же "недоблатняком" и "недопопсой". Хитами в этом альбоме совершенно не пахло.

Отойдя от вокального промысла, Александр занялся продвижением молодых артистов - это, в частности, проект-однодневка "Кошки-мышки", Юлия Ахонькова, его собственная дочь Александра, а также реанимация "Электроклуба" в качестве девичьей "конторы" - "Электроклуб Woman".

А закончить статью мне захотелось выступлением Виктора Салтыкова на шоу "Суперстар!" в 2021 году. Просто послушайте как он красиво исполнил песню Димы Билана "Я просто люблю тебя". Браво, Виктор!