Продолжение. Начало тут
Впервые в истории попыток экранизации романа Владимира Богомолова "Момент истины" в титрах появляется
Налицо прогресс. Лед тронулся. Сам писатель, который дважды запрещал упоминать свое имя и название романа в титрах двух предыдущих попыток экранизаций, умер в 2003 г., двадцать лет назад. А наследники за использование имени писателя, наверное, малую копеечку получили. Богомолову то теперь все равно, а им жить надо. И вот что режиссер фильма Сергей Виноградов пояснил.
Книга Богомолова уникальна. Автор очень хорошо знал материал, ничего не выдумывал. Ее стиль очень необычен – это внутренние монологи героев, перемешанные с подлинными документами, свидетельствами. У меня есть секрет, как переложить этот материал на язык кино. Мы не делаем экранизацию. Мы снимаем киновариант по мотивам романа, используя только характеры героев Богомолова. Такой боевик с человеческим лицом.
Это однако новый жанр - боевик с человеческим лицом. То есть там оказывается все люди братья, даже зверюга и лютый вражина Мищенко. И ведь после такого и возразить нечего будет. Чего вы тут плюетесь? Это про людей с человеческим лицом. Понимать надо. И режиссер знает, что делает. У него секрет есть.
Есть два варианта оценить этот пятисерийный, прямо как заказу товарища полковника из "Комсомольской правды" Баранца В.П. ( о нем было в предыдущей части), фильм. Первый вариант начать искать эти самые мотивы "Момента истины" и сопоставлять с оригиналом. Тут все просто. Подойдет даже не большой, а малый "петровский загиб". Одно предложение из 12 слов и ни одного цензурного.
А можно и рассматривать как самостоятельное произведение нового жанра - боевик с человеческим лицом, который, вероятно, не то же самое, что боевик с нечеловеческим лицом. Но произведения этого жанра Сергей Виноградов нам пока не представил.
Вообще-то Сергей Виноградов специализируется на многосерийных боевиках. Почти одновременно с "Операция "Неман" на телеэкраны вышел снятый им шестой сезон "военно-патриотического боевика с человеческим лицом" "По законам военного времени". В свое время мне хватило 15 минут первой серии первого сезона, чтобы сразу же забыть об этом сериале, где прокурорские работники военной прокуратуры с 1941 г. по 1945 г. занимаются оперативно-розыскной работой вместо оперов из военной контрразведки.
Особенно порадовала героиня многодетной матери и кавалера ведомственной медали Министерства Обороны РФ "За укрепление боевого содружества" Екатерины Климовой. Ее героиню Светлану Елагину, опера из Днепропетровского ОУР, где она раскрыла аж 7 преступлений, с первых дней войны сразу перевели помощником военного прокурора Юго-Западного фронта в звании военного юриста или старшего лейтенанта. И носит эта молодая девица на груди медаль "ХХ РККА", которой награждались участники гражданской войны и военнослужащие, прослужившие 20 лет в Красной Армии. Вот эта медаль для меня сразу исключила сериал из списков существующих на этом свете. Думал, что дальше одного сезона он не продвинется, а оказывается уже шестой существует.
Но перейдем к "Операции "Неман" с точки зрения самостоятельного, не имеющего никакого отношения к роману Богомолова, произведения. Фамилии героев и некоторые сюжетные линии будем считать случайным совпадением. Так бывает.
Начинается фильм сурово. Товарищ Сталин вызвал к себе начальника ГУКР НКО "СМЕРШ" генерал-полковника Абакумова и начальника Управления "СМЕРШ" 3 Белорусского фронта генерал-лейтенанта Егорова.
Вот это т. Сталин. Какой-то он упитанный, с животиком, и напомаженный. И нос ему гримеры замастырили, как у Фрунзика Мкртчана. Товарищ Сталин недоволен. Не могут "смершевцы" поймать в тылах 3 Белорусского и 1 Прибалтийского фронтов вражеских шпионов-диверсантов, которые безнаказанно пересылают в свой вражеский Центр "советских заводов план". А это грозит сорвать стратегическую "Мемельскую операцию" Красной Армии.
Подошел т. Сталин к Егорову, смотрит на него пронизывающе и говорит: " Что-то вы не нравитесь мне товарищ Черкасов, плохо работаете Иван Петрович, все никак "Мосгаз" забыть не можете, Егоров. А не шпион ли вы пяти вражеских разведок?"
"А то ведь нам придется вас нэмножко рэзать." И трубку, как ножик, к груди майора Черкасова генерала Егорова приставил.
Но т. Сталин он добрый, он шутит. Но шпионов надо искать. Вышел Егоров от т. Сталина. "Пронесло на этот раз."
А следующим эпизодом авторы фильма раскрывают нам карты. А чего тянуть, заставлять зрителя ломать голову по поводу кто же тут враг. Нет, врага зритель должен с первых кадров знать в лицо. В человеческое.
Вот он немецкий суперагент Мищенко, в фильме его повысили с майора до подполковника германской армии. Вражина матерый, во как волком на всех смотрит. Сразу видно - агент. Играет его Алексей Кравченко. Актер не слишком напрягается. Ему сказали - побольше зверства на человеческом лице , и этого достаточно. Ну, и "гхэкай" постоянно, нам нужен южнорусский говор.
Показали нам кусочек из "Щит и меч", про то как агентов абвера подвергают проверке. Якобы группу выбрасывают с самолета в советский тыл и тут же всех их ловят и начинают бить якобы "смершевцы", а на самом деле абверовцы. Из пяти двое диверсантов проявляют слабину. И их тут же кончают. В итоге с Мищенко на задание уходит двое.
А майор Черкасов, генерал Егоров весь в возбуждении приезжает к себе в Управление и начинает всем накручивать хвоста. Орет, как не в себе - всех порешу, где диверсанты!! - а кому охота, чтобы ему т. Сталин трубкой в грудь тыкал. Сейчас трубкой, а потом и ножичком.
Капитана Алехина вообще чуть до обморока не довел.
Алехина играет Алесандр Яценко. Он только что из госпиталя сбежал. Его комиссовать хотели, осколок в сердце застрял, извлечь возможности нет. Но он все равно в отдел вернулся, работать некому. А тут еще и генерал орет, и осколок от крика шевелится начинает. А ведь с этим осколком ему бегать еще надо будет за диверсантами.
Но так-то Алехин волчара опытный. Вон как сразу фишку рубить начинает про Мищенко. Взгляд тоже человеческий. Поймаем и обезвредим. И не таких брали.
А вот тут только не падайте в обморок. Это двадцатипятилетний розыскник СМЕРШа, чистильщик-волкодав, стержневая фигура романа - ведь кто-то же должен работать пока начальство друг друга трубками пугает, Евгений Таманцев, пять боевых орденов за розыск. Играет его 51-летний Алексей Макаров. Да, потрепала Таманцева фронтовая жизнь.
Кстати, Макаров играл и в фильме "В августе 44...". Он там изображал майора, машину которого смершевцы в погоне за подозреваемыми обогнали на шоссе. Он там играл почти что буденновские усы майора. Так и хочется сказать:" У вас ус отклеился".
Поскольку сюжет романа довольно прост, висит, как картина на гвозде, на поисках саперной лопатки водителя Гусева, супесь с которой позволила определить место тайника с рацией в Шелковичском лесу, то авторы фильма решили разноообразиться. Придать так сказать динамизму. В фильме мы имеем целую сеть немецких шпионов в нашем тылу. Тут и парикмахер, и модистка, и сумасшедшая на вокзале - засланная немка- шпионка, любовница Мищенко, и "Матильда".
Эта самая "Матильда", немецкий агент, шифровальщик штаба фронта, только упоминается мельком в романе. А тут целая главная роль у Сергея Маковецкого. Подполковник, начальник инженерного отдела штаба фронта, бывший царский офицер, завербованный абвером еще в 1942 г. Его сын попал в плен и шантажом этого "Матильду" заставили работать на абвер. В фильме ему дали имя и фамилию, Иван Саломатин.
Весь фильм опергруппа Алехина гоняется за Мищенко и каждый раз остается с носом. Хитрый и ловкий этот Мищенко, просто так не возьмешь. Бегает быстро, стреляет метко. А у Алехина осколок в сердце, бежал как-то за Мищенко, так чуть не помер. И у Таманцева дыхалка слабая. А что вы хотели от пятидесятилетнего Макарова. Он чуть пробежит за Кравченко и уже задыхается.
И столько там всего - и автобус с артистами Мищенко захватывает и при этом народных артистов, там едущих, перестреляет. И склад со взрывчаткой грабит, в книге Алехин придумал, когда "качал" Мищенко, что склад ограбили, а в фильме Мищенко в натуре склад грабит, а потом эшелон взрывает, чтобы узнать, что там перевозится.
Но лопатка есть. Именно по лопатке Таманцев и Блинов находят тайник с рацией и садятся в засаду ждать группу Мищенко. А "Матильду" в это время "СМЕРШ" разоблачает и перевербовывает. И он помогает дезинформировать Мищенко, но потом узнав, что сын погиб во время воссстания в концлагере стреляется. А че, во сюжет!
В общем, никакой "поляны" в фильме нет. Наши знают, где спрятана рация и знают кто за ней придет, и сидят в засаде. Во время задержания Мищенко ранит Блинова и сбегает. За ним бежит с осколком в сердце Алехин. Тяжело, но надо. Идет голливудская погоня с прыжками по крышам поезда. И у реки Алехин настигает Мищенко. Бросается храбро маленький и худенький Яценко на упитанного Кравченко, как тигр, даже пытается пяткой в нос заехать. А чего не стрелял - так неинтересно ему это, слишком легко.
И так двинул этот задохлик лбом по носу шпиону, что упали они в воду. Решающая схватка. Алехин в воде снял ремень и стал душить Мищенко. Взять живым? А зачем?
- Леша, ты руки подыми, чтобы Саша тебя смог придушить как положено.
- Понял, товарищ режиссер. Так пойдет?
- Пойдет.
В общем, все нормально. И придушил, и утопил для верности. И осколок в сердце особо не побеспокоил.
А где спросите Блинов? А он есть. В принципе как типаж подходит. Это он на рейхстаге расписывается. И скупая слеза бежит по его лицу при воспоминании о погибших Алехине и Таманцеве.
И это финиш.
Значит, если рассматривать фильм вне контекста романа, а только как "случайное совпадение имен героев и событий", то фильм обыкновенная, уже привычная для российского кинематографа, такая кондовая, низко бюджетная халтурка на "военно-патриотическую" тематику. Не хуже и не лучше. Фэнтези, одним словом, или "боевик с человеческим лицом".
Вот только почему авторы фильма посчитали зрителей полными идиотами, когда уведомили, что фильм снят по мотивам знаменитого романа? Решили, что завернув в красивый фантик знакомого продукта упражнения своей фантазии, зритель, развернув этот фантик, не поймет кто кому Вася, и кто есть ху между авторами фильма и зрителем? Дешевый рекламный трюк не оправдал себя. Фантик раскрылся и вся убогость содержимого стала очевидной.
А может вовсе и невозможно экранизировать этот роман? Почему-то из него пытаются сделать примитивный боевичок, хоть с человеческим, хоть с нечеловеческим лицом, а ведь он совсем о другом. Детективная составляющая довольно заурядна, обычный розыск преступников, главную роль играет поиски саперной лопатки, которая и является ключом, который приведет к успеху.
Основной же идеей Богомолова было показать, как работает в экстремальных условиях выстроенная т. Сталиным и его соратниками Система власти. Когда от человека требуется не выполнить или умереть, а выполнить и не умереть при этом. Потому что после придется выполнить и много чего такого же другого. Товарищ Сталин дает невыполнимые задания генералам, намекая на ответственность за неисполнение. Генералы накручивают полковников, а непосредственную работу выполнят лейтананты и капитаны. И нету в них страха, как у генералов за свою должность, они просто знают, что кроме них это никто не сделает. А они свое дело знают.
Им даже помогать не надо, главное не мешать. Они профессионалы. И их начальники профессионалы, и генералы профессионалы, и т. Сталин профессионал. Это роман о профессионалах своего дела, которые знают что и как делать, не всегда это смотрится эстетично и демократично, но дает результат. А можно ли было его добиться другими методами - неизвестно. А роман о профессионалах, написанный автором, который знает то, о чем пишет, всегда читать интересно.