Найти тему
Алексей Лебедев

Из рассказа "Разбойник Али"

В одном ауле сидел очень старый мужчина с голубыми глазами, устремленными в даль. Его лицо было покрыто тысячей морщин, но образ производил впечатление благородства, свободы и мира. Бобик попросил Люку остановиться. Они слезли с лошадей, поклонились старику и поцеловали его руку. Он видел, что они чужаки, и на неотчётливом русском спросил, откуда они. Бобик объяснил. Старик ожил, когда услышал, что Бобик живёт в "проклятом доме". Он был знаком с принцессой и её супругом, против которого воевал под предводительством Шамиля. Бобик был в восторге:

– Пожалуйста, дедушка, расскажите нам о Шамиле!

– Бен Мохаммед Шамиль, Эфенди, был моим другом, моим отцом, моим пророком, моим предводителем! Я мальчиком был отдан ему в услужение в качестве оруженосца, и был с ним до самого его пленения. О! Мы боролись как львы с неверными. У нас была маленькая армия, а их было много, очень много! Но впереди и за нами стоял Аллах! И мы сражались за нашу веру, за наш мусульманский народ, за Кавказ! О, я был тогда, когда ворвались наши в Цинандали и княгиню Чавчавадзе и её сестру княгиню Обелиани с детьми увезли в наши горы. Сначала их хотели убить, как врагов, но Эфенди Шамиль, мир его памяти, нас отговорил.

Я сопровождал детей. Я был ещё молод и не был женат, у меня не было собственных детей, но я полюбил их, как своих детей. И тогда на этой любви я понял, хотя они и были неверными, касались руками собак и ели свиное мясо, что они тоже люди и тоже дети, может быть приёмные дети Аллаха. После этого стало мне тяжело воевать против русских гяуров. Неожиданно я увидел в них не только врагов, но ещё и людей. Что было делать? Я много плакал.

Я похудел. Вы можете себе представить героя, который плачет? Эфенди Шамиль всё видел, но долго ничего не говорил. Он думал, что я несчастливо влюблён, а в такое дело мужчины не вмешиваются. Но однажды вечером, когда мы лежали у огня под открытым небом, я не мог спать и метался туда-сюда, он спросил меня тихо, как спрашивает отец: «Что с тобой, Али, какой шайтан мучит твою душу?» – Тогда я покаялся ему в моей слабости души и перевороте в моём отношении к гяурам, происшедшем благодаря детям.

Он долго раздумывал, как будто сопоставляя свои мысли с законами пророка, потом сказал: "Их тоже нужно любить и беречь, такова Воля Аллаха! Но от этого не должна ослабевать твоя воинская доблесть. Не обязательно гяуров ненавидеть. Но они захватили нашу страну и стали нашими врагами, они чужие для нас. Мы верный и благородный народ, мы хотим здесь на земле приготовить место пребывания Аллаха. И за это мы должны благородно и верно бороться. Ты же знаешь, что не бывает более благородной и возвышенной смерти, чем смерть в бою. Так думали наши отцы и так должны думать и мы. Хорошо жить в мире и способствовать процветанию земли и её плодов, людей и их семей, и всех животных. Но если враг нас принуждает к борьбе, мы должны бороться с мужеством!". – Эти слова вернули ясность моей душе.

Я боролся на его стороне, пока он не погиб в борьбе с преобладающей силой гяуров. Этот день я никогда не забуду. 6 Сентября 1859 года. Что мне было делать, я потерял своего отца? Осталась небольшая группа, не имевшая предводителя. Мы продолжили борьбу, скрываясь в ущельях и пещерах, куда гяуры не могли пробраться. Мы питались дикими фруктами и животными, которых дарили нам горы. Добрые люди обеспечивали нас боеприпасами и одеждой. Мы не брезговали и разбоем. Но потом эта жизнь стала бессмысленной, и тогда мы вернулись назад в деревни. Люди помалкивают о нашем прошлом не из боязни перед нами, а из солидарности. Я уже давно жду здесь, что Аллах пошлёт за мной Ангела своего и меня призовёт к себе!

– Дедушка, ты всё ещё нас ненавидишь? – Он посмотрел на Бобика пронизывающим взором и промолчал. Бобик подумал, что старик не расслышал вопроса, но потом он ответил медленно:

– Нет, я вас не ненавижу, я рассматриваю вас как пришельцев. Вы чужие, у вас свои обычаи и своя вера, другие, чем наши. Вам здесь ничего не принадлежит. Видишь эти горы, это небо, мы едины с нашей природой. Мы, как наши кипарисы, стройные и гибкие, тёмные и жесткие. И посмотри на вас, вы не принадлежите к нашей природе. Наши горы также чисты, как наше учение – Нет Бога, кроме Аллаха! – У нас один Бог. И у нас один закон – Коран – которого мы придерживаемся, это наш свод законов, направляющий нашу жизнь. Поэтому всё просто. У вас всё очень сложно, непрозрачно и невероятно. Вы учите одному, а делаете другое. Это плохо! Но Аллах приказал уважать всех, слушающихся и других пророков.

– Но, дедушка, мы слушаемся не просто пророков, но Христа, Бога нашего! – воскликнул Бобик.

– Христос родился от женщины, он конечно великий пророк, но он не Бог, он сын Бога, также, как ты и я. Есть старшие сыновья, любимые сыновья – таков и он. Аллах говорил и учил через его посредство, так же, как учил через Мохаммеда. Аллах нуждается в своих сыновьях, чтобы остальным людям передать свою весть. Но Бог только один. Ты сейчас не понимаешь, потому что ещё слишком юн и воспитан на вашем учении. Может быть позже ты поймёшь. Тогда вспомни о нашей встрече! – Бобику хотелось возражать, но у него не хватало слов. Он хотел возмутиться против мнения старика, но внутренний голос говорил, что не нужно напрасно его сердить.

– Когда я вас уруссов так рассматриваю, то удивляюсь. Я знаю, что ваш Господь в том же смысле, как и Аллах проповедовал вам братское равенство. Но вы не живёте по Его закону. У вас одни высоко вознесены, другие унижены. И ваши крестьяне принадлежат вам, как вещи!

– Ты имеешь в виду крепостное право? Так это в прошлом, оно отменено ещё в 1862 году!

– В прошлом или не в прошлом, а когда я был молодым, оно ещё было, и с тех пор мало что изменилось. Кроме того, ваши предки тоже были христианами и это допускали. И когда солдат перед офицером стоит навытяжку и говорит: "Здравия желаю, ваше Благородие!", – разве это не рабство? У нас такого не бывает. Эфенди Шамиль был великим героем, мы его очень почитали, как отца родного, но стоять навытяжку перед ним не было принято. Мы тоже были неплохими воинами. Аллах говорит, что мы все Его дети, а между собой братья, даже если имеем кожу другого цвета, бедны или богаты, молоды или стары, все равны! Поверь мне, с тех пор, как я вместе с Шамилем, благословенно имя его, в горной крепости на Гунибе потерпел поражение от превосходства уруссов, я уже больше пятидесяти лет живу под их властью и хорошо вас изучил. Вы мельтешите туда-сюда перед моими глазами. Я вас не люблю, и я вас не трогаю. Вы ходите в ваши церкви, но не живёте по вашему учению. Вы не говорите правды и не набожны, не говоря уж о том, что, тьфу шайтан, едите свинину и играете с собаками и держите их в домах. Вы не живёте по заповедям Бога, и вы не живёте просто, это плохо!

Бобику стало грустно, что такой чудесный старик, которого он принял за местного старца, так плохо отзывается о его народе и его вере. Люка уже некоторое время скучала и дёрнула его за рукав, не пора ли заканчивать. Но Бобик, очарованный встречей, не хотел уйти не примиренным со стариком.

– Как же нам жить, дедушка, научи, пожалуйста!

– Я не могу тебе этого сказать в нескольких словах, сынок, но ужасный разбойник, такой же, как я, стал позже суфием, Фозейл Айяз, сказал однажды такие слова Гаруну аль Рашиду, который его разыскал – слушай внимательно и сохрани их в своём сердце и передай своим детям и внукам, чтобы они передали своим внукам. Таков обычай у нас, я это слышал от моего деда. Я дарю тебе это тебе в наставление. У меня нет никаких других вещей. Мой чубук, мой кинжал и моё ружьё нужны мне самому. Итак, так говорил Айяз халифу, когда могущественнейший халиф пришел к бывшему грозному разбойнику, ставшему нищим: "Почитай стариков твоего народа, как своего отца, молодых, как своих братьев, а детей, как своих детей, и поступай в соответствии с этим, тогда ты будешь свободен от всех грехов и не будешь иметь вины. Смотри на свою страну, как на свой дом, на его население, как на свою семью. Будь добр к ним, как к брату, заботься о них, как о своём отце, будь добр к ним, как к своим детям. Пусть возвышается твоя душа, и знай, что ты на последнем суде будешь в ответе за состояние каждого твоего подданного. Если хоть одна старая вдова проведёт голодную ночь, потому что у неё не было куска хлеба, будешь ты, о, халиф, держать за это ответ!" – Бобик пил эти слова своим сердцем. Люка вскочила и топнула ногой:

– Пора наконец ехать, я устала от этих разговоров! Помоги мне сесть на лошадь, и поехали домой, иначе я расскажу маме, как далеко мы ездили! – Лицо у неё было сердитое. Бобик встал. Старик спокойно наблюдал вспышку девочки.

– Упаси тебя Бог от женщин, они в союзе с шайтаном! – Бобик извинился, что должен ехать, поцеловал старику морщинистую руку и помог Люке сесть в седло. Они ехали молча рядом. Бобик был глубоко тронут встречей и нуждался в тишине и осмыслении, чтобы переработать разговор. Вмешательство девочки казалось ему неуместным.

– Ты плохой кавалер, и вообще так себя с дамой не ведут. Говоришь и говоришь со старым разбойником, как будто это твой оживший дедушка, и предоставляешь мне сидеть и скучать, как будто меня совсем нет. Если бы я такое предвидела, я бы с тобой не отправилась!

– Но ты разве не можешь понять чуда этой встречи? Как редко судьба посылает нам таких людей! Это же мой друг!

– Ба, твой друг, старый грязный нищий, я сожалею, что по твоему примеру поцеловала его руку, я дома как следует помоюсь!

– Ты просто ревнуешь, потому что я долго говорил не с тобой, а с ним!

– Правильней сказать, что вместо меня со стариком. Кавалер должен ухаживать за своей дамой!

– Я представляю, что если мы поженимся, ты изгонишь всех моих друзей!

– Конечно так и будет! Мама говорит, что друзья не нужны, они не принадлежность дома. Они уводят мужчин из дома, чтобы выпивать, играть в карты и к другим женщинам, а я буду поступать точно так же, как мама!

– И как она это делает?

– Очень просто: когда папа приводит друга, мама начинает с ним кокетничать и папа сам прогоняет друга из ревности, боясь, что тот станет маминым любовником. Или она находит в друге столько недостатков, что папе становится стыдно. Это действительно забавно, только с одним другом она расправится, как папа приводит другого. У мамы это стало видом спорта, она играет мужчинами.

– Ну а твой папа, судя по твоим словам, та ещё тряпка, раз он такое допускает. Со мной такие штучки не пройдут. У меня много друзей, и я их люблю, и я не дам их в обиду! – сказал Бобик решительно. Он побледнел от гнева. Она посмотрела на него и свистнула сквозь зубы:

– Ха, мы что-нибудь придумаем, дадим немного подёргаться, а потом сам приползёшь!

– Да, кажется твоя мама тебя хорошо научила. Тогда желаю тебе большого успеха, но не со мной! Ты совсем не знаешь, что такое дружба, что друг это твоё второе Я. Это прекрасный подарок, который даёт жизнь. Жалко, что ты этого не понимаешь, видимо ты слишком глупая и поверхностная! – Они замолчали. Бобик вдруг почувствовал, что его внутреннее чувство влюбленности куда-то улетело. Куда делось эльфообразное существо, которое он боготворил? Неожиданно он представил её подобной её маме кокетливой, напудренной и подкрашенной дамой, ему стало противно. Они приехали в Ессентуки. Он соскочил с лошади и помог ей сойти. Он подал ей руку, но не пожал её и не поцеловал. Она сделала порывистое движение к нему, но её остановило его холодное:

– До свидания!

– Адье, завтра увидимся?

– Нет, у меня другие планы, я хочу ещё раз съездить в этот аул!

– Я не должна тебя сопровождать?

– Нет, премного благодарен, после сегодняшних откровений не нужно!

– Возможно бабушка не разрешит тебе туда ехать!

– Она не узнает, куда я поеду!

– Кто знает, возможно она будет знать!

– Ах так, ты ещё и ябеда! Ну, что же, ябедничай на здоровье. Адье! – Он взял поводья обеих лошадей и повёл их в конюшню. Ему было грустно. Он стал на одно открытие богаче. "Шайтан состоит в союзе с женщинами!" – сказал старик. Девочка, которую он казалось полюбил на всю жизнь, оказалась неожиданно обычным болтливым существом, как и все остальные. Бабушка заметила его озабоченность, но промолчала, за что он ей был благодарен.

Следующим утром он после завтрака поехал один, предупредив, что вернётся только после обеда. У террасы стояла только одна лошадь. Красный зонтик виднелся через кусты на террасе соседней дачи. Бабушка опять ничего не сказала. Он бесцельно скакал по горным тропинкам вверх и вниз. Девочка осталась вдали.

Предстоял разговор со стариком. Был ли он, Бобик, готов вести простую природную жизнь в братстве, ответственности за себя и за других, дружелюбии и готовности на помощь, без высокомерия и самомнения, на которые ему всегда указывала мама? Как было бы прекрасно, если бы ему это удалось! Но его мир, его семья, общество будут против. Хватит ли у него мужества пойти против всего, желательно без больших конфликтов и не принося страдания близким? Он не знал ответа на свои вопросы.

Он нашел старика, который ещё издали, увидев приближающегося всадника, встал ему навстречу и распростёр руки. Бобик соскочил с лошади, они обнялись. В присутствии этого человека Бобик чувствовал себя уверенно.

– Я тебе рассказывал о детях княгини Чавчавадзе, которых Шамиль увёз, и которых я полюбил. Я их никогда не забуду! Но тебя я тоже люблю, хотя ты урусс и гяур. Ты мой брат-урусс и брат-гяур! Да благословит тебя Аллах!

День за днём Бобик скитался в горах верхом, изучая дальние аулы и недостижимые для курортников чудесные долины, вершины гор и ущелья, каждый раз останавливаясь в ауле старика. Они делили скромную пищу. Однажды старик приказал открыть рот, Бобик послушался, старик бросил ему в рот щепотку соли, и засмеялся:

– Теперь ты мой удостоверенный друг. Теперь никто из моего народа не посмеет причинить тебе зло. Ты под покровительством моим и Аллаха! Это древний обычай. Какой бы ни был враг и убийца, если он со мной съел соль, он неприкосновенен! – Бобик был горд, что удостоился приобщиться этому обычаю. Бабушка напрасно ждала, что он расскажет о своих вояжах. Наконец она не выдержала и очень по-дружески и заботливо спросила, всё ли у него хорошо. В вопросе не звучало ни насмешки, ни осуждения. Бобик рассказал о своих исследованиях местных гор и дружбе со старым Али. Бабушка внимательно слушала.

– Здесь в горах сидит один легендарный старик, это знаменитый разбойник и адъютант самого Шамиля! Много лет после пленения Шамиля он возглавлял банду опасных разбойников. Он, как гром с неба, нападал на военные конвои, охранявшие караваны с золотом и потом раздавал награбленное населению. Его в народе любили и прятали от русского преследования. Теперь он стар и сидит в совершенном покое. К нему приходят паломники даже из отдаленных областей Грузии, Армении и Персии. Ему сейчас больше восьмидесяти! – Бобик торжествовал. – Он назвал меня своим другом! Это мой друг, Али, великий Али! – бабушка удовлетворенно кивнула.

– Я тут постоянно вижу прогуливающуюся юную даму с красным зонтиком. Вы больше не ездите вместе? Она тебя отягощает? Или вы поссорились?

– Ох, нет, то есть да, ей было утомительно, к тому же ей были скучны мои разговоры со стариком, он показался ей примитивным, она светская дама. Она ещё глупая девочка!

– Значит вся любовь уже испарилась?

– Ну, она конечно очень красивая, но это не имеет большого значения, она будет похожа на свою мать!

– Вы больше не видитесь?

– Нет, и у меня нет большого желания, она меня больше не интересует!

– Но честно говоря ты был в неё сильно влюблён. Казалось, что кроме неё нет никого в мире!

– Я глубоко разочаровался. Она хочет, чтобы только вокруг неё увивались, она ревнива и ничего не понимает в мужской дружбе!

– Тебе не хочется её больше видеть?

– Нет!

Позвали к столу. Было уже темно. Темнело теперь рано. В гостиной зажгли свечи. Бабушка как всегда раскладывала пасьянс. Она спросила Бобика, не составит ли он ей кампанию выпить по стаканчику кахетинского. Он согласился. Она очень изменилась, она стала человеком! С ней можно стало разговаривать. Раньше это было невозможно, она держала Бобика за глупого ребёнка. Она неторопливо раскладывала пасьянс.

– Знаешь, о чём я думаю?

– Нет, конечно!

– Я думаю, что не совсем хорошо совсем не общаться, когда живёшь так близко по соседству. Другие не должны думать, что вы поссорились. Это портит кровь. Люди злорадствуют, сплетничают, это вредит нашему имиджу. Не нужно так делать. Конечно выйдет наружу, что вы расстались. Связь ослабла, но нужно быть в достаточной степени джентльменом и предложить оставаться друзьями. Это ужасная и незрелая способность людей, стоит только поссориться, – а часто это происходит из-за пустяков, – и больше знать друг друга не хотят, а ещё хуже, что иногда начинают чернить другого в глазах общества. А это обычно возвращается как бумеранг на собственную голову. Ты же был в Люку влюблён. Неужели от этой связи не осталось ничего хорошего?

– Нет, я отучился грызть ногти! – улыбнулся Бобик. На следующий день, только он выехал, как увидел Люку и подошел к ней. Он её не поцеловал, но протянул руку и крепко пожал. Она покраснела и сказала грустно:

– Я давно тебя не видела!

– Да, извини, я каждый день навещал своего старого друга, ты знаешь какого!

– О, да, я знаю, из-за которого мы поцапались!

– Совершенно верно!

– Я хочу с тобой помириться, мне очень жаль!

– Что тебе жаль? То, что ты была невежлива со старым человеком, которого я очень почитаю?

– Нет, этого мне не жаль, я не нахожу его достойным почитания, он противный, он отобрал тебя у меня. Но я жалею, что ты переменился ко мне!

– Я предлагаю остаться хорошими знакомыми. Я был в тебя очень влюблён и мечтал прожить вместе с тобой всю жизнь. Вероятно, это звучит глупо, но так было. Но при первом же испытании ты показала, что не разделяешь моих интересов и симпатий и думаешь только о себе, и считаешь это любовью. Я не хотел бы причинять тебе страдание, но моё воодушевление твоей личностью как объектом любви исчезло. Я не умею лгать и не могу себя переделать. Ты необыкновенно красивая и ты конечно найдёшь себе мужа, который захочет тебе принадлежать полностью и будет танцевать под твою дудку, как это делает твой папа. – Девочка побледнела, её любовь и гордость были задеты словами Бобика.

– Тогда живи, как хочешь, я желаю тебе полный мешок старых нищих и разбойников, которые ничего не имеют, кроме вшей и блох! – Бобику хотелось сказать что-нибудь колкое, но он предложил ей мир, хотя отчуждение установилось окончательно.

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич