Кажется, я готов предоставить всем заинтересованным лицам образцы фотоснимков в формате RAW с широко известного в узких кругах Sony RX10 - того самого RX100-переростка, представленного в 2013 году. Десять лет назад.
Сразу скажу, что людей я фотографирую мало - только близких мне. Понятное дело, здесь этих фото не будет. Впрочем, некоторый фото с людьми будут, пусть и не портреты. Тут уж извиняйте.
Фото выведены через CameraRAW14.1 с автоматической настройкой. Осторожно - работает ИИ :D
Камера замечательна тем, что предоставляет отличные возможности для съёмки FullHD-видео (4K ещё нет), которое захватывается с большей части площади дюймового датчика изображения. Вместе с тем, видеокамера имеет неплохие фотовозможности. Во всяком случае, RX10 на редкость легко настроить под себя и корпус на удивление достаточно ухватист.
Фокусы с объективом
В первую очередь RX10 для меня - фотоаппарат. В одной из предыдущих статей я не рекомендовал сегодня тратить на эту камеру 15-20 тысяч рублей. Всё из-за объектива Zeiss, который, если верить инструкции, действительно собран под бравые марши и пылкие речи Ангелы Меркель :D
Может быть, этот Zeiss и собран в Германии, но это достаточно примитивный объектив. К нему у меня все претензии. В отличие от эталонного объектива Olympus E-20, объектив RX10 нестабилен. На разных фокусных он будет демонстрировать разные фокусы - простите за каламбур. Это признак несовершенной конструкции. Возможно, компактный универсальный объектив просто физически (оптически) не может быть хорош с 24 по 200 экв. мм. Хотя, как мне кажется, Zeiss могли постараться лучше. Вероятно, ограничения бюджета не позволили создать что-то стоящее.
Дикие искажения, виньетирование, аберрации и бог (точнее - инженеры) его знает что ещё - всё здесь исправляется программно - мозги у фотокамеры уже взрослые. На дворе, всё-таки тогда уже был 2013 год. Отключите записанные в RAW параметры коррекции, чтобы убедиться, насколько плох объектив оптически.
Та же тенденция пышным цветом расцветает сегодня. Откровенно плохое стекло исправляется процессором. Что приводит к патологическому замыливанию в углах, потере резкости. Добавим в плюс лишь успешную борьбу с цветным шумом ("рождественскими огнями"). "Зерно" здесь неожиданно получается доброе старое плёночное.
Короче, объектив в первой версии RX10 - посредственный. И дальше стало только хуже (особо - в суперзумных вариантах). Фотоаппарат никак не тянет сегодня на 15-20 тысяч, которые за него просят. Это уровень и качество дешёвенького масс-объектива к системному аппарату начального уровня. Когда-то я купил G2 с объективом за 4 тысячи. RX10 не стоит настолько больше :D
С другой стороны, была ли какая-то альтернатива RX10 в 2013 году?
Напряги дизайна
Первое - неубедительное кольцо управления диафрагмой на объективе. Какого чёрта делать кольцо гладким на большей его площади. Оно банально плохо прощупывается в слепую. Механизм переключения со щелчков на плавную регулировку несовершенен, постоянно сбивается - я его просто залил термоклеем и забыл.
Да, датчик глаза на ЭВИ действительно чрезвычайно чувствителен, что не перестаёт раздражать. Более того, к стыду дизайнеров Sony, корпус ЭВИ заслоняет собой значительную часть откинутого монитора. Установив камеру на ряд штативных площадок вы вообще лишаетесь возможности изменить положение монитора. Да и само штативное гнездо слишком близко к краю фотокамеры (пусть и по оптической оси).
На камере нет джойстика, как на Sony F828, например. Это странное упущение, т.к. джойстик практически занимает место одной кнопки, а возможности его замечательны.
Задний управляющий диск (переднего нет) слишком глубоко посажен и пользоваться им неудобно. Вероятно, боялись его случайных срабатываний. Не является кнопкой.
Кнопка AEL плохо прощупывается вслепую и неотличима от других кнопок. В этом отношении Olympus E-20 по прежнему лидирует - там все кнопки различны по форме, размеру, случайно не нажмёшь.
По картинке с мониторов - почему-то сетка не указывает на границы видеокадра (если мне вдруг захочется снять видео не переключаясь в соответствующий режим). Удивительные недоработки.
Встроенная вспышка выглядит совершенно по-детски. Будто она пересажена с какого-то карманного фотоаппарата. Явная жертва компактизации и урезанного бюджета.
Монохромный жк-дисплей на верхней панели фотокамеры совершенно бесполезен и выступает лишь индикатором статусности. Нужно было или вывести на него больше съёмочных параметров (что сделало бы камеру дороже) или вообще убрать, заменив на полезный переключатель.
Дизайн меню отвратителен. Пусть и реализован принцип одного окна (без прокрутки), но настроечные параметры плохо систематизированы, логики не хватает. Sony нужно было поучиться у Canon с его 1D.
Важная мелочь - при показе снимка не отображается имя файла. Камера не умеет обрабатывать RAW-файл в режиме просмотра (если, например, при съёмке не была создана JPEG-копия). В камере есть Wi-Fi, поэтому это может быть важным. Wi-Fi, кстати, достаточно неудобен в настройке. Canon делает лучше.
В сети говорят о защите от пыли и брызг на RX10. Очень сомневаюсь. Много незащищённых входов для воды внутрь корпуса.
Что сделано здорово
А вот управляется камера на удивление замечательно. Всё необходимое для фотографа можно настроить прямо с корпуса - большая редкость в этом сегменте фотокамер. Есть отлично программируемое быстрое меню, вызываемое по кнопке Fn. Я сниму отдельное видео, чтобы показать, насколько удобно можно настроить RX10 под себя.
Два элемента для управления зумом - правильное решение. Камерой стало возможным полноценно управлять одной рукой. Так и нужно делать на компактах, хотя это влечёт за собой отказ от использования механического привода зума на объективе.
Дизайн камеры полностью соответствует принципу приоритета съёмки. На диске выбора режимов нет каких-либо настроечных параметров. Вы выходите из режима просмотра или меню по полунажатию кнопки затвора.
Меня удивила ухватистость фотокамеры при её размерах. Корпус полностью металлический и очень качественно обклеен прорезиненным покрытием. Прорезинены даже углы. Я ношу камеру в руке безо всякой страховки прямо на кончиках пальцев. Отличное сцепление. Здесь многим можно поучиться.
Скорость работы фотокамеры вполне приемлемая на сегодняшний день. С хорошей картой памяти вы не заметите никаких ограничений.
Возвращаем снимкам "душу"
Что касается снимков, с моей точки зрения, на базовых настройках ISO они чрезвычайно скучные. Гладкий невыразительный отпечаток. Нет "души". Я уже молчу про цвет в JPEG.
Решение было найдено чрезвычайно простое - снимать RAW на 320ISO - это даёт мне тот "плёночный" эффект, который я так ценю в Olympus E-20. Скажем так - на 320ISO камера превращается в E-20 и мне это нравится.
Встроенный автоматический ND-фильтр решает проблему с избытком света. Кстати, на RX10 куда приятнее снимать в солнечную погоду с ND-фильтром, нежели на E-20 - из-за усиления сигнала в ЭВИ. На E-20 с навинченным ND-фильтром по его оптическому видоискателю фокусируешься как "в тёмных очках". Неудобно.
Что касается выбора значения диафрагмы, то для "душевных" снимков лучшие резкостные характеристики моего экземпляра где-то в пределах F3.2-4. На F5.6-8, как мне кажется, изображение становится хуже. Максимальные F16 - это, вероятно, для сурового макро, где важна каждая крупная деталь.
Если хотите дать "воздуха" - придётся открывать диафрагму и мириться с потерей глубины резкости (точно продумывать, как пройдёт линия резко отображаемой информации по кадру). Всё-таки здесь дюймовый датчик изображения.
Итак, большинстве случаев останавливаюсь на F3.2-5.6 (ближе приближаете - ставите большее значение диафрагмы) и снимаю RAW на 320ISO. Такова моя рекомендация.
Пишите в комментариях, как вы "укрощали" Sony RX10 и какие интересные лайфхаки нашли.
Смотрите также
Загрузить много RAW-файлов с фотокамеры мы можете с Яндекс-диска здесь (1Гб). Приятной съёмки на старые цифровые фотокамеры ;)