Найти тему

Анка-пулемётчица стала феей - как советские артисты получали и теряли лучшие роли своей жизни

Бывает, что еще только приступая к созданию фильма режиссёр уже знает, кто будет у него играть. Порой роли специально пишут под тех или иных исполнителей. Но чаще все решают кинопробы. А иногда непопадание даже на одну роль может изменить всю жизнь артиста. Особенно, если эта роль стала звездной.

Владимир Дружников и Людмила Касьянова в фильме "Люди на мосту", 1959
Владимир Дружников и Людмила Касьянова в фильме "Люди на мосту", 1959

Артистка самодеятельности Людмила Касьянова начала сниматься в роли Леночки Крыловой у Эльдара Рязанова в "Карнавальной ночи". Она произвела очень хорошее впечатление на начинающего постановщика еще на пробах, но потом выяснилось, что именно тогда она и показала все, на что способна. По словам Рязанова, играть Касьянова не могла, он с ней намучился и заменил на Людмилу Гурченко, которую изначально пробивал глава "Мосфильма" Иван Пырьев. Сложно сказать, насколько прав был Рязанов, ведь через год Касьянова убедительно сыграла Альдонсу (Дульсинею Тобосскую) у самого Козинцева в "Дон Кихоте" и появилась в еще одной главной роли в ленте "Во власти золота" у патриарха советского кино Ивана Правова. Вряд ли эти режиссеры стали бы работать с актрисой, которая "ничего не умела". Да, она окончила журфак МГУ, но почти в те же годы с ней там училась и Ия Саввина - будущая народная артистка СССР. И отсутствие актерского образования Саввиной не мешало, к примеру, играть у того же Рязанова в "Гараже". Ясно лишь, что если бы Касьянова осталась Леной Крыловой, её жизнь в кино наверняка сложилась бы по-другому.

Варвара Мясникова в фильме "Золушка", 1947
Варвара Мясникова в фильме "Золушка", 1947

Как, к примеру, могла сложиться у балерины Марии Мазун, которую активно пробовали на роль Золушки в одноименной советской киносказке. Да, сценарист фильма Евгений Шварц очень хотел, чтобы эту героиню играла Янина Жеймо, но худсовет резонно возражал - актрисе почти 40 лет, какая еще Золушкав таком возрасте? 22-летняя Мазун прекрасно смотрелась на фотопробоах, но не прошла испытания перед камерой - опыт драматической актерской игры у неё полностью отсутствовал. Зато Шварц возражал против Фаины Раневской, так как боялся, что эта своенравная звезда переделает персонаж мачехи под себя. На эту роль пробовались Софья Големба и Надежда Нурм - театральные актрисы. Увы, с Раневской их даже сравнить было нельзя. А вот фею-крестную почти стопроцентно должна была играть Любовь Орлова, которая очень хотела дебютировать в сказке. Существует несколько версий того, почему этого не произошло - от личного конфликта с режиссерами Шапиро и Кошеверовой до отъезда актрисы в Прагу. В результате, феей стала исполнительница легендарной роли Анки-пулеметчицы в "Чапаеве" Варвара Мясникова.

Несостоявшаяся "жена Штирлица" Мария Пахоменко
Несостоявшаяся "жена Штирлица" Мария Пахоменко

Марк Захаров не сомневался, что роль графа Калиостро в "Формуле любви" сыграет актер его театра Олег Янковский, но тому не понравилась "чертовщинка" в образе героя. Отказался от Калиостро и Никита Михалков, у которого просто не было на это времени. Тогда Захарову и посоветовали грузинского исполнителя Нодара Мгалоблишвили, для которого этот образ стал самым узнаваемым среди зрителей. А если бы Никита Сергеевич согласился? После Мгалоблишвили сложно представить его в этой роли - был бы совсем другой граф. На роль жены Штирлица режиссер Татьяна Лиознова приглашала певицу Марию Пахоменко. Когда та узнала, что фильм многосерийный, и снимать его будут несколько лет, наотрез отказалась. И только потом поняла, что звали-то ее на крошечный эпизод, но из тех, которые навсегда остаются в памяти. "Я сказала, что вы меня извините, мне, конечно, очень хочется, но я не могу, - рассказывала Пахоменко о разговоре с Лиозновой. - Она забыла сказать слово “эпизод”, о чем я сожалею всю жизнь. Она мне потом сказала: “Хотели только ваше лицо". Позвали проверенную "жену разведчика" – Элеонору Шашкову. И эта крошечная роль стала самой главной в её кинокарьере.

Лев Перфилов и Владимир Басов
Лев Перфилов и Владимир Басов

В роли Дуремара у Леонида Нечаева в замечательной детской сказке "Приключения Буратино" начинал сниматься блестящий украинский актер Лев Перфилов (Гриша Ушивин "Шесть на Девять" из сериала "Место встречи изменить нельзя"). Причем актер мечтал воплотить этот великолепный образ, но чем-то не понравился режиссеру, и его по ходу съемок заменили на Владимира Басова. Перфилов мучительно переживал, ведь одно дело, когда ты не проходишь через пробы, а другое - когда меняют в разгар съемок. По воспоминаниям тещи Олега Даля, артиста за всю жизнь удивили лишь два отказа, которые он получил. Сергей Бондарчук не утвердил его на роль Пети Ростова в "Войне и мире" после кинопроб, а Ян Фрид отказался от услуг Даля в "Собаке на сене" в роли Теодоро. Ранее Фрид забраковал и Олега Янковского, отдав эту роль в итоге Михаилу Боярскому.

Юрий Никулин и Юрий Яковлев
Юрий Никулин и Юрий Яковлев

Перед началом съёмок ставшей впоследствии культовой ленты "Кин-дза-дза!" Георгий Данелия уже знал, что роль чатланина Уэфа исполнит его актер-талисман Евгений Леонов, а пацака Би - Алексей Петренко. Однако после прочтения сценария, в котором Петренко ровным счетом ничего не понял, артист решил отказаться. Алексей Васильевич предпочитал работать только в хорошо понятных ему картинах. Вместо него Данелия пригласил Валентина Гафта, который вроде бы дал согласие, а потом тоже ушел в отказ из-за Леонова - великий артист его начисто переигрывал и просто подавлял. Тогда возникла кандидатура Юрия Яковлева. Это уникальный актер в том плане, что все свои звёздные роли он сыграл на замену. Поручика Ржевского в "Гусарской балладе" должен был играть Вячеслав Тихонов, но он не видел себя в комедиях от слова совсем, да и в жизни был начисто лишен чувства юмора (анекдоты про Штирлица, к примеру, вызывали у него только гнев). Тогда позвали Яковлева. Царя Ивана Грозного и управдома Буншу писали для Юрия Никулина. Тот прочитал сценарий фильма "Иван Васильевич меняет профессию" и сказал Гайдаю: "Леонид Иович, это же Булгаков с еще какими аллюзиями на советскую власть. Фильм положат на полку, а я потрачу год на съемки. У меня нет на это времени". В результате, позвали Яковлева. Ипполита в "Иронии судьбы" должен был сыграть Олег Басилашвили, но в БДТ умер Ефим Копелян, и артиста срочно ввели на все его роли. Опять позвали Яковлева.

Николай Гриценко и Татьяна Самойлова в фильме "Анна Каренина", 1967
Николай Гриценко и Татьяна Самойлова в фильме "Анна Каренина", 1967

Очень странно поступил во время съемок "Анны Карениной" режиссер Александр Зархи. Он пробовал на роль Вронского Михаила Козакова, но худсовет забраковал его из-за "излишней суетливости". Тогда пригласили Олега Стриженова, блестяще прошедшего через пробы. С ним подписали договор, артист начал сниматься и вдруг режиссер, что называется, без объявления войны просто взял и заменил его на Василия Ланового. Роль Каренина должен был играть гениальный Иннокентий Смоктуновский. Режиссер Сергей Соловьев вспоминал, что этот артист показал на пробах феноменально точный толстовский образ, это был, вне всяких сомнений, лучший Каренин из всех возможных. Однако у артиста начал развиваться туберкулез глаз (под другой версии, Смоктуновскому не понравилось, как работает режиссер), и из фильма он тоже выбыл. Зархи хотел снять Николая Черкасова, но тот уже был тяжело болен. В результате, позвали еще одного вахтанговца Николая Гриценко. Соловьев полагает, что он был очень грубым Карениным и играл его слишком театрально.

Олег Басилашвили и Наталья Гундарева в фильме "Осенний марафон", 1979
Олег Басилашвили и Наталья Гундарева в фильме "Осенний марафон", 1979

Когда Александр Володин писал сценарий фильма "Осенний марафон", он не видел в роли Бузыкина никого кроме Александра Калягина. Однако режиссер Георгий Данелия, в свою очередь, категорически не представлял Калягина в этом образе. На пробах побывали многие, включая Николая Губенко, Станислава Любшина (позднее снимется у Данелии в "Кин-дза-дза!"), "товарища Сухова" Анатолия Кузнецова и даже Леонида Куравлева. При этом режиссеру постоянно советовали попробовать Басилашвили, но Данелия посмотрел его в роли Самохвалова в рязановском "Служебном романе" и полагал, что это классический "экранный подлец", а ему требовался положительный и страдающий герой. Первая же проба Басилашвили показала, что Бузыкиным может быть только он. Примечательно, что роль Пьера Безухова в "Войне и мире" собирался играть Андрон Кончаловский, который тогда весил под 100 кг и носил очки. Бондарчук пробовал его очень долго, но впоследствии выяснилось, что делал он это только для проформы - с самого начала режиссер хотел сниматься сам.

-8

Мало кто знает, что роль Гитлера в "Семнадцати мгновениях весны" Лиознова изначально предлагала Леониду Броневому, а потом Леониду Куравлеву. Но первый выглядел так непохоже, а второй так карикатурно, что худсовет настоял на "классическом варианте" - немецком актере Фрице Дице. Броневой сыграл Мюллера, хотя имежду этими людьми нет никакого сходства. Но в лицо начальника гестапо никто из зрителей не знал. А на роль Шурика в "Операции "Ы" у Гайдая пробовался Олег Видов. Он выглядел слишком серьёзным. Впоследствии ему предложили сыграть изобретателя Николая Тимофеева в комедии "Иван Васильевич меняет профессию". И вновь пробы не понравились Гайдаю, который решил переименовать главного героя в Шурика и снова пригласить Александра Демьяненко. Наконец, Юрий Никулин должен был сыграть Айболита в комедии Ролана Быкова, но роль ушла Олегу Ефремову, а Савелий Крамаров отказался от Петрухи в фильме "Белое солнце пустыни". Сейчас сложно представить этого артиста в такой неожиданной для него работе, особенно прямо перед "Джентльменами удачи".