Найти тему
168 подписчиков

Кому угрожает ракета «Кинжал»?

В СМИ появилась информация об удачных боевых действиях с применением ракеты «Кинжал» в ходе специальной военной операции.

В СМИ появилась информация об удачных боевых действиях с применением ракеты «Кинжал» в ходе специальной военной операции.

«Кинжал» - авиационная гиперзвуковая аэробаллистическая ракета класса «воздух-земля». Первоначально предназначалась для вооружения сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3М. Однако, в связи с большим сокращением ОКБ Туполева завершить работу по модернизации в установленные сроки не удалось.

Было принято решение подвесить ракету под фюзеляж истребителя-перехватчика МиГ-31. Это неплохое решение. Но есть одно «но». Истребителей МиГ-31 в строю осталось очень мало.

Тяжелый дальний сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 предназначался для борьбы с американскими стратегическими бомбардировщиками до пуска ими крылатых ракет большой дальности. Выполненные по технологии «стелс», способные лететь на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, американские крылатые ракеты представляли серьезную угрозу. Считалось, что отразить их массированный налет невозможно, какая-то часть ракет все равно прорвется к цели и не дай бог, если они будут оснащены ядерными боеголовками.

Наиболее эффективным способом борьбы с крылатыми ракетами большой дальности был признан способ уничтожения их носителей на дальних подступах к границам СССР. Для этой цели был создан уникальный перехватчик МиГ-31, равному которому и сегодня нет в мире, с уникальным экономичным двигателем Д-30Ф6 и уникальными ракетами Р-33.

Основным направлением для этих комплексов вооружения было северное направление. Истребители базировались на аэродромах, расположенных за полярным кругом, и на так называемых аэродромах подскока. При налете американских бомбардировщиков на СССР все истребители с северных аэродромов поднимались в воздух и устремлялись на перехват.

В это же время в воздух поднимались истребители с аэродромов подскока и перелетали на северные аэродромы. Здесь они заправлялись и ожидали своей очереди. Отстрелявшись и израсходовав запас топлива, истребители первого эшелона возвращались на свои аэродромы. Тем временем истребители второго эшелона взлетали и устремлялись на перехват. Таким образом СССР был готов отразить любой массированный налет вражеской авиации.

В 1990-е годы все изменилось. Америка из злейшего врага превратилась в закадычного друга. Более того, кое-кто в российском руководстве решил, что эта дружба на века, хотя ничего вечного не бывает, а истинными и преданными друзьями России являются только нефть и газ.

Тем не менее, 30 лет назад, в 1993 году было принято решение остановить производство самолетов МиГ-31 на Нижегородском заводе «Сокол» и производство двигателей Д-30Ф6 на Пермском моторостроительном заводе им. Я.М.Свердлова. Решение было выполнено. Производство было остановлено. Вероятно, это решение было ошибочным.

Гиперзвуковыми твердотопливными аэробаллистическими ракетами класса «воздух-поверхность» в нашей стране с 1970 года занимается МКБ Радуга в Дубне. Здесь в 1974 году под руководством главного конструктора А.Я.Березняка была создана авиационная ракета класса «воздух-поверхность» Х-22М, впервые достигшая гиперзвуковой скорости в полете со снижением.

В МКБ «Радуга» была разработана гиперзвуковая аэробаллистическая ракета Х-15, выпускавшаяся в различных модификациях. Здесь в 1990-е годы разрабатывалась перспективная гиперзвуковая аэробаллистическая ракета.

Однако в СМИ сообщается о том, что «Кинжал» создан в Коломенском КБ машиностроения под руководством главного конструктора О.И.Мамалыги, которому в период разработки было 85 лет.

Как летает «Кинжал»? Из учебника «Основы проектирования твердотопливных баллистических ракет» для МГТУ им. Баумана известно, что наиболее приемлемой считается высота отделения ракеты от носителя 12 – 15 км. Отделившись, ракета набирает высоту примерно 30 – 50 км и на этой высоте достигает скорости около 2 км/с. Работа маршевого двигателя заканчивается и начинается полет по баллистической траектории на дальность не более 500 км. Возможно, дальность ракеты «Кинжал» превышает этот предел, но следует иметь в виду, что законы аэродинамики не «объехать».

Гиперзвук имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Несомненно, плюсом является огромная скорость ракеты, на которой ее практически невозможно сбить. Минусом является огромная сложность наведения летящей на такой скорости ракеты на точечную цель.

Я был знаком с конструктором гиперзвуковых двигателей Игорем Борисовичем Левановым. Он рассказал мне о том, что в начале работ по новой тематике конструкторы думали лишь об одном: как разогнать ракету до гиперзвука. Когда научились разгонять, поняли, что толку нет никакого, ибо все ракеты, достигнув гиперзвука, сгорают. Конструкторы стали изобретать несгораемые материалы. Изобрели и поняли, что ракеты все равно бесполезны, ибо попасть в цель на такой скорости невозможно.

Головка самонаведения ракеты не видит цель, так как находится в огненной плазме. Осуществлять наведение по командам внешней аппаратуры, установленной на самолете или космическом аппарате, также невозможно. И в этом случае мешает огненная плазма, которая не пропускает радиосигналы или искажает их до неузнаваемости.

На решение проблем наведения ушли долгие годы напряженного труда. Наконец, появился «Кинжал». Думаю, эта ракета принесет нашей стране еще немало радостей. По большому счету, она никому не угрожает. А вот кто к нам с мечом придет, тот от «Кинжала» погибнет.

Михаил Первов