Политолог и эксперт Центра политических технологий им. Игоря Бунина Александр Ивахник пишет:
«Евросоюз в условиях весьма напряженных отношений с Китаем явно пытается укрепить свои связи с крупнейшей страной Глобального Юга – Индией. При этом Индия в последние годы добилась немалых успехов в развитии ряда высокотехнологичных отраслей и стремится позиционировать себя как глобального цифрового игрока. В 2022 г. объем торговли Индии с ЕС в секторе цифровых продуктов и услуг достиг 17 млрд евро. 16 мая в Брюсселе состоялось первое заседание недавно созданного Европейско-индийского совета по торговле и технологиям. Со стороны Еврокомиссии в нем участвовали два исполнительных вице-президента ЕК Маргрет Вестагер и Валдис Домбровскис, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель и еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон. Индию представляли глава МИД, министр торговли и министр по делам предпринимательства и информационным технологиям.
Естественно, на первом заседании речь не шла о конкретных проектах и сделках, скорее оно было посвящено определению будущих рамок и задач работы совета. <…>. Достигнуты договоренности о том, что совет будет способствовать сотрудничеству ЕС и Индии в проектах по развитию квантовых компьютеров, в разработке глобальных стандартов для новых поколений мобильной связи и в сфере искусственного интеллекта. Предусмотрена координация усилий в развитии отрасли новейших полупроводников, обмен опытом по внедрению зеленых технологий. Обращает на себя внимание, что на пресс-конференции после заседания совета представители обеих сторон не раз упоминали о необходимости снижения рисков в современной мировой экономике. Хотя Китай при этом прямо не упоминался, но подразумевалось, что и ЕС, и Индия хотят застраховать себя от чрезмерной экономической зависимости от Пекина, что и стало мощным стимулом для взаимного сближения.
Впрочем, в отношениях между Брюсселем и Нью-Дели тоже не всё безоблачно. Индия крайне негативно относится к планам Евросоюза ввести с 2026 г. так называемый углеродный налог на иностранные компании, продающие в странах ЕС продукцию, произведенную с большими выбросами СО2. Речь идет о цементе, стали, железной руде, удобрениях, которые в больших объемах поставляются Индией в Европу. <…>. Нью-Дели считает, что это будет несправедливо сдерживать экономический рост страны и станет проявлением протекционизма. Власти Индии собирались оспорить эти планы ЕС в ВТО. Но по итогам заседания 16 мая обе стороны согласились рассматривать конфликтный вопрос в рамках двустороннего совета. <…>
Другой вопрос, разделяющий ЕС и Индию, касается экономических связей с Россией и европейских санкций в отношении нее. Индия крупно выиграла от эмбарго, введенного ЕС на российскую нефть и нефтепродукты. С начала СВО импорт российской сырой нефти в Индию подскочил с 1 млн баррелей в месяц до 63 млн. Значительную ее часть индийские компании перерабатывают и затем поставляют в Европу, формально не нарушая никаких санкций. Поставки дизеля из Индии в Европу за год увеличились почти в 10 раз, поставки авиационного керосина – на 250%. В руководстве Еврокомиссии по-разному относятся к такой ситуации. Жозеп Боррель настроен резко критически. <…>. Однако другие руководители ЕС считают, что Нью-Дели в любом случае не откажется от таких прибылей, и не хотят обострять проблему. Маргрет Вестагер на пресс-конференции после заседания совета отметила, что если у Брюсселя есть озабоченности, он будет поднимать их “с открытой рукой и без указующих пальцев”».