Создавая генеалогическое древо, можно разузнать о своей семье много интересного. Так, переводчица с французского языка Елизавета Клиорина знала, что среди ее предков значатся Шаховские (княжеский род, происходящий от Рюрика в XVII колене). Среди них были сенаторы, генералы, воеводы, статские и тайные советники... Однако в дальнейшем исследования родословной принесли немало неожиданных фактов.
- Елизавета, когда в вас зародились мысли создать родовое дерево?
- Попытки были всегда, потому что в нашем роду была княжна Шаховская, и я знала это с детства. Но открыто о своем родстве в семье не говорили: время было советское, всего опасались. Потом пришла перестройка, появились доступы в разные архивы, и родители принесли домой ксерокопию древа князей Шаховских. Я пыталась найти на нем нас, но естественно, не обнаружила: там восемь разных ветвей, а я даже даже не знала, кто был папой нашей княжны.
В 90-е годы открылись границы, и тут нас весьма интересным образом нашли родственники из Бельгии. В старших классах я проходила производственную практику в историческом архиве. Надеялась там что-то найти о своих предках, расспрашивала архивариусов, но мне доверили только разбирать пыльные карточки, от которых у меня началась жуткая аллергия. Возможно, поэтому и запомнили, что постоянно чихающая школьница - из Шаховских. И записали наш телефон, чтобы позвонить, если найдут что-то о наших роде.
Через некоторое время в архив обратилась Мари Либер из Бельгии, которая тоже была потомком Шаховских и разыскивала своих родственников - и ей продиктовали наш номер. Она уже давно занималась поиском, в 70-е приезжала в Ленинград и обращалась в паспортный стол, но безрезультатно... И вот теперь нам всем повезло.
Мари Либер, которая оказалась кузиной моей бабушки, приехала с супругом к нам в гости, а потом уже я приезжала к ним несколько раз в Бельгию. Они знали английский, но на нем почему-то говорить со мной не хотели - так мне пришлось выучить французский язык.
- И уже от них вы узнали историю своего рода?
- Что-то от них, что-то от своей бабушки, некоторые факты из архивов и книг. Расскажу нашу семейную историю, начиная с пятого колена.
В 1870-х Мария Ивановна Шаховская поступила в консерваторию и там встретила своего будущего мужа Иоакима Викторовича Тартакова. Он был совершенно не знатного рода, а просто музыкально одаренный еврей-выкрест, родом из Одессы. Они поженились и родственники Марии ее прокляли, потому что она вышла за еврея; а родственники Иоакима прокляли его, потому что он женился на русской.
Тем не менее, они вместе уехали на первые гастроли в Киев, где родился мой прадедушка Александр Иоакимович. В 1894-м году семья возвратились в Петербург, где на свет появились сыновья Георгий и Иван. От Ивана как раз ведется колено Мари Либер: после революции он бежал вместе с Врангелем через Крым в Европу и оказался в результате в Бельгии, где осел и женился на местной жительнице.
Но вернемся к Иоакиму Викторовичу. В Петербурге Тартаков пел в Мариинском театре, главным режиссером которого он потом стал. Управлял театром, не переставая петь, причем великолепно: сам Чайковский хвалил его за арию в «Пиковой даме»! Иоаким Викторович был заслуженным артистом и при Росссийском империи, и при РСФСР. И после смерти его похоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры: там, где Достоевский, Глинка, Комиссаржевская и другие великие люди.
Погиб трагически: в 1923-м году, будучи второй раз женат и имея маленькую дочку, он стремился как можно больше заработать: ездил с концертами по разным завода. И вот, когда он возвращался с очередного с концерта, машина перевернулась. Ему было всего шестьдесят лет.
- То есть, Мария Шаховская умерла довольно рано?
- Да, при чем при загадочных обстоятельствах. Но эту историю я еще не расследовала. Нужно найти домовые книги, чтобы узнать, в каком году умерла моя прапрабабушка и причину ее смерти. Пока даже не знаю, где она похоронена: говорят, что не в Петербурге, а где-то Новгородской или в Ярославской области. Чувствую себя настоящим детективом!
- Как вы добываете нужную информацию?
- «Плясать» надо от того, что есть. Если дома, допустим, хранится свидетельство о рождении бабушки и в нем указаны имена ее родителей, то можно в интернете найти метрические записи на своих прабабушку и прадедушку. Либо запросить в загсе дополнительные сведения: это называется «справка свидетельства о рождении с иной информацией», и тогда тебе могут сообщить какие-то подробности. По Питеру, по крайней мере, это все очень хорошо берется на сайте «Архивы Санкт-Петербурга», на который можно зайти с аккаунта Госуслуг. Другое дело, что там одни документы выложены в свободный доступ, а другие тебе делают только под заказ и за деньги.
- Сколько сейчас имен в вашем генеалогическом дереве?
- Семьдесят девять. Это считается немного среди фанатов генеалогии, которые докапываются до XVII века по всем веткам: у некоторых в древе до тысячи и свыше персоналий!
- Родственники благодарны вам за ваши исследования?
- Родственники иногда меня даже проклинают! Вот, например, история с астролябией, которая вышла мне боком...
Мой прапрадедушка со стороны отца, Иосиф Ильич Клиорин, он же Йосель Мордух, родился в 1845 году в Минске (в Минске, кстати, я ветку Клиориных проследила до 1799 года). Так вот, он отправился учиться в Горыгорецкое земледельческое училище. А по окончанию учебы землемеру полагались диплом и следующие инструменты: астролябия, землемерная цепь, транспортир, готовальня. Но по какой-то причине ему их не отдали.
Все это я узнала, отправив запрос в белорусские архивы, откуда мне переправили сканы писем. А именно: переписку петербургского протоиерея Никандра Брянского с земледельческим училищем.
Никандр Брянский пишет, что, мол, «ко мне пришел ваш ученик Клиорин, он желает перейти в православную веру, не могли бы вы прислать мне его документы: военное свидетельство, свидетельство рождения, а заодно астролябию и землемерную цепь, которые ему полагаются, я ему передам».
Из училища ему отвечают: «Хорошо, высылаем». В следующем письме протоиерей подтверждает, что все получил и рассказывает, как замечательно они с Иосифом обучаются православной вере и через две недели уже собираются креститься. А через какое-то время Никандр пишет примерно следующее: «Знаете, ваш Иосиф Клиорин куда-то пропал. После того, как я дал ему астролябию, он перестал приходить на занятия и не отвечает на мои письма. А от знакомых Клиорину евреев я узнал, что он отказался от своего намерения перейти в православие».
Я предполагаю, что может быть, выпускникам евреям нужно было за инструменты очень хорошо заплатить, а православным их отдавали дешевле или даром.
Сначала я опубликовала эту переписку в соцсетях, только для друзей, но ко мне пришли знакомые из синагоги и попросили разместить у них на сайте. Я согласилась. Что моим родственника в итоге очень не понравилось - они заявили, что я позорю фамилию. Хотя я считаю, что откопала довольно значимый исторический факт.
- По-моему, очень живая и занимательная история!
- По-моему, тоже. Кстати, вот еще источник, который поможет вам в создании генеалогического древа, если у вас в роду есть евреи: Jewishgen.
- А какие возникают ощущения, когда создаешь это древо? Что у тебя прорастают корни? Для чего люди «ворошат прошлое»?
- Когда я нашла самый первый документ - свидетельство рождения прабабушки, у меня была невероятная эйфория! Ты узнаешь о себе не просто что-то новое, а обнаруживаешь глубинные ресурсы: то, что у тебя было, а ты об этом не знал. Безусловно, это дает энергию.
А еще напоминает игру в детектива: очень интересно распутывать клубки информации, опрашивать родных, пытаться находить в архивах документы то так, то сяк, по-разному формируя запросы... Попробуйте исследовать свою родословную - и сами все поймете.
Беседовала Юлия Медведева
Фотоматериалы предоставлены Елизаветой Клиориной
Еще больше материалов из рубрики "Память сердца" на нашем сайте памятьбесконечна.рф