Я твердо убеждена, что ни один человек не может оставаться узким специалистом. Каждый должен прокачивать свою универсальность.
Нельзя говорить себе:
- “У меня деловой склад ума, я не творческий человек”;
- “Я превосходный балетмейстер, но никогда не научусь бизнесу”;
- “Классно работаю с детьми, педагог от бога, это мое призвание, но зарабатывать деньги - не про меня”;
- “Могу учить детей актерскому мастерству, но не могу ставить спектакли”;
- “Могу ставить спектакли, но не могу учить”;
- “Могу делать бизнес, но не могу найти подход к детям”...
Всё вы можете.
Это правда.
Часто говорю себе и своим педагогам: “Любой человек в своем деле должен становиться универсалом”.
Я все время занималась и занимаюсь и бизнесом, и педагогикой, и творчеством одновременно. У каждого худрука такая профессия - “я и швец, и жнец, и на дуде игрец”, и в этом нет ничего зазорного.
Развитие в бизнесе
Пятнадцать лет назад я открыла театр моды и начала его развивать. Расклеивала рекламу, разбиралась с арендой. Придумывала, как привлекать клиентов и содержать коллектив, ведь существовать он мог только на те деньги, которые заработал. Не было государственной поддержки или дотаций.
Развитие в педагогике
Параллельно я занималась с детьми и росла как педагог. У меня не было педагогического образования, и чтобы получить право преподавать, я прошла курс переподготовки.
Мне посчастливилось встретить замечательных педагогов-методистов. Они сказали, что мне нужно получить педагогическую категорию и написать нормальную, настоящую образовательную программу. И помогли это сделать: я приезжала к ним каждый вторник в 8 утра, и мы писали вместе.
На этом мое педагогическое образование не закончилось, только началось.
Развитие в творчестве
Спустя год после открытия театра моды я узнаю, что есть и творческая часть - конкурсы и выступления. Я задумалась о том, что нужно ехать на конкурс, шить коллекцию, придумывать концепцию, и начала изучать и этот вопрос. Информации здесь - копать экскаватором.
Поняла, что все это можно и нужно соединять, и тогда у меня будет и модельное агентство, и школа фотомоделей и манекенщиц, и театр моды, и звание Народного коллектива, и сто гран-при.
С тех пор я профессионально изучаю все три направления.
Универсалом быть можно и нужно
Почти каждый день я переключаю несколько ролей: управленец, директор, бизнесмен, педагог, худрук.
Кто-то может сказать, что лучше быть только творцом, или только педагогом, или только бизнесменом. Вполне возможно. Но тогда нужно очень хорошо запартнериться, чтобы коллектив и организация были успешными.
В любом случае, даже если вы выбрали только одно направление, нужно упорно в нем развиваться.
Как это делать?
Каждый день читать, смотреть, слушать. Изучать книги и статьи по профессии, смотреть ролики по ее истории, по инновациям, анализировать опыт сегодняшнего дня или нескольких лет.
Обязательно ставить цели на 5, 10, 15 лет вперед. Ставить цели на каждый день. К какой большой цели вы хотите прийти и когда? Какие шаги вы сделаете сегодня для того, чтобы приблизиться к ней?
Педагогу, худруку, управленцу быть универсалом - можно и нужно.
Что это дает
Сейчас руководителю неинтересен педагог только по дефиле, или только по актерскому мастерству, или только по хореографии.
Сейчас интересен универсальный педагог. Например, хореограф, который может и дефиле провести на отличном уровне.
Или педагог-дефилист, который может заодно вести хореографию и актерское мастерство и поставить не просто выход, а театрализованное дефиле.
Или театрал, который может заниматься с годовалыми малышами в Школе раннего развития.
У худрука на каждую постановку должно быть как минимум 50 идей, концепций.
Например, у нас есть коллекция, называется «Планета “Волосы Венеры”». Вокруг чего можно закрутить сюжет в этой коллекции? Модели будут:
1) Планетами;
2) Инопланетянами;
3) Птичками Говорун из “Тайны третьей планеты”;
4) Волшебными цветами, в которых отражается прошлое, из того же мультика
и так далее.
И вот мы придумали 50 вариантов, и как минимум 25 примерили на детей. Они походили как Птицы-Говорун, как цветочки, как инопланетяне, как планеты. И мы выбрали из этого лучший сценарий.
С таким подходом получается что-то стоящее, оригинальное, и, возможно, даже претендующее на свой художественный стиль и вкус.
В бизнесе - то же самое: пробовать новые варианты. Развиваться в рекламе, продажах, сервисе. Изучать и применять личный бренд, нейромаркетинг, ораторское мастерство, написание текстов, афишек, объявлений.
Развиваться помогает обучение и люди, которые дают тебе направление в этом обучении. Они подсказывают: “Вот так может быть, и вот так, а мы видели вот это, вот с этим столкнулись…”.
И, конечно, люди - это и отдушина, и отражение твоих неудач и успехов.
Мое обучение и люди, которые рядом со мной - только они и двигают мою деятельность. Не будь обучения - не было бы никакого развития.