Можно ли верить себе? Чувствам, мыслям, воспоминаниям? Я считаю, что можно заблуждаться в чем угодно. Можно думать, что это стоило 100, а найдя чек удивиться, что на самом деле 200. Или быть уверенным, что событие случилось весной 1996, а оно было осенью 1997. И если даты и факты иногда можно проверить, то как проверить ощущения от самих событий? Ведь часто именно ложная память про ощущения и ведет к неверным цифрам.
Где-то год назад, преодолевая предубеждение, я посмотрела потрясающий фильм – «Месть от кутюр» с Кейт Уинслет. Он вообще не про моду. Он про память (уже не говоря о сюжетной линии матери и дочери). Он про то, как ребенок верит окружающей его реальности, а не себе. Как он забывает свои ощущение и помнит только слова взрослых о событиях, которые случились с ним много лет назад.
А вчера, совершенно случайно, по запросу «жизнеутверждающие фильмы», я зацепилась взглядом за «Рассказ», 2018 года.
У меня очень мало терпения и если фильм не цепляет с первых секунд, то шансов мало, что буду его смотреть. В этот раз интересно стало с первой же сцены. Несмотря на то, что фильм о личной истории героини, он очень быстрый и динамичный.
Сложный фильм.
Сцены разврата 13 летней девочки (хотя мне кажется, что образ героини тянет максимум на 11 лет) смотреть тяжело даже мне. Тяжело именно потому, что там чистая психология, игра и манипуляция, а не «пистолет к виску – раздевайся». Мое мнение, что агрессивное насилие любой формы причиняет меньше вреда, чем завуалированное, невидимое, неощутимое, непонятное детскому сознанию насилие и развращение, которое выдается и преподносится как любовь. Когда подменяются все понятия. Вспомните Майкла Джексона – он их насиловал? Нет. Он говорил, что любит.
Ты стала такой распущенной, ты спала со всеми подряд, с женатыми мужчинами, а на жен тебе было наплевать
говорит мать уже взрослой, 40 летней женщине, главной героине. Хотя ни для кого не секрет, что именно жертвы раннего сексуального насилия часто потом становятся проститутками. Они считают, что сами виноваты. Раз с ними так поступили, то они грязные, а если они грязные, то место им на панели. Поэтому «Красотка» – это розовая сказка, а реальность – это «Точка» – очень яркий и невероятно тяжелый фильм 2006 года.
Страшно, когда твоя собственная память играет с тобой в угадайку. Когда ты помнишь то, чего не было, или забыл то, как было. Когда ты не уверен, что можешь доверять собственным воспоминаниям, потому что те, что ты помнишь появились как защита от чего-то страшного, с чем ты тогда справится бы не смог. По сути, мы никогда не можем быть уверены в том, что то, что мы помним, было действительно так. Мы можем только предполагать.
То, что Дженни в 13 лет «принимает решение» все прекратить, конечно же сказка. Редко какой взрослый человек может связать «болящий живот» и то, что «я больше не хочу» делать то, что делаю. В 13 лет такой анализ, как в принципе, не возможен.
Очень крутой образ ее жениха. Редкий характер сильного, взрослого, спокойного мужчины. Как он реагировал на ее истерики, как понимал, поддерживал и как не отвернулся, пока она копалась в себе. Он первый звонит после ссоры, без упреков, без наездов, по взрослому «ничего не делай, я прилечу первым рейсом». Тонко вплетенный герой.
Потрясающий по силе, глубоко психологический и психотерапевтический фильм о женщине, жертве сексуального насилия, которое она пережила в 13 лет. О прошлом, которое она «вспоминает» и по-новому переосмысливает в 48 лет. Самым наглядным образом показано, как работает подсознание – когда память маленькой девочки ставится под сомнение ею же, только в лице уже взрослой женщины!
На моем канале Телеграмм вы найдете много других психологических разборов фильмов - подписывайтесь!