О вокзале Кисловодска расскажу немного подробнее. В 1893-м году построили железнодорожную ветку от Минеральных Вод до Кисловодска. Это ускорило путь на курорт - ведь ранее, в конце 19-го века из Москвы до Кисловодска добирались "на воды" на перекладных более месяца (из экскурсии по музею в Крепости). Кстати, отдыхали и лечились после такого длинного путешествия рьяно - за один раз выпивали по 5-6 стаканов Нарзана, перемежая его шампанским; в ваннах лежали часами, не соблюдали никаких диет и, конечно, развлекались от души. Видимо, поэтому в 1895-97-м годах первым построили здание Курзала (ресторан, театр, синематограф, библиотека и зимний сад); которое, на мой взгляд, лучше всего фотографировать именно с территории вокзала.
Уже потом напротив возвели лёгкое, ажурное здание вокзала, которое вместе с Курзалом представляет единый архитектурный ансамбль. И его вид более чем за сто лет не изменился.
Вообще кисловодский вокзал тянется вдоль железнодорожных путей. Навес с многочисленными лавочками расположен так же.
У кисловодского вокзала - счастливая судьба. В Великую Отечественную войну он не был разрушен, хотя Кисловодск находился в оккупации фашистов пять месяцев. На той же экскурсии в Крепости на моё удивление обилием старых зданий в городе экскурсовод пояснила, что немецкое командование отдало приказ город не разрушать - видимо, собирались тоже использовать его, как курорт. Но не срослось.
В 1970-е годы здание вокзала хотели снести (почему возникли такие странные мысли?), но местные жители его отстояли. И хорошо: он красивый и своеобразный. В 1975-88 гг. построили двадцатиметровую башню с часами.
На территории вокзала приметно ещё одно здание в стиле модерн с колоколом - там расположен небольшой музей железной дороги в Кисловодске.
Не могу не сказать ещё об ещё одном приглянувшемся мне здании недалеко от кисловодского вокзала. Нарядная такая, легкомысленная постройка, украшенная лепными розочками - мы там пили кофе. Старое оно или нет - не знаю. Что в нём было ранее? Если кто в курсе, напишите.
Стоит напротив ужасного памятника А. Солженицыну с неестественно-длинными пальцами-щупальцами.
Теперь попробую подвести краткий итог нашего длинного перемещения.
- Погода на всём пути оставляла желать лучшего. Вообще местные жители Кисловодска говорят, что весна - не лучшее время для поездки на КМВ. Подтверждаю: три дня из шести лил непрерывный дождь. Но мы героически изучали достопримечательности.
- Везде было напоминание о СВО: и повышенной бдительностью на вокзалах, и обилием военной техники на путях.
- Порадовало, что на всех полях и личных участках кипит работа.
- КМВ - всё- таки юг. Такого роскошного цветения у нас в средней полосе ещё нет. А когда выглядывало солнышко, хотелось раздеться до футболок.
И ещё всё время в пути преследовала мысль: какая у нас красивая и большая страна! А ведь увидели только её малую частичку.