Банк России и Минфин могут одобрить использование бывших в употреблении запчастей при ремонте автомобилей по ОСАГО. Нужны отраслевые гарантии безопасности, но какие? Ведущий 78 канала Сергей Фадеев обсудил это в эфире “Открытой студии” с заместителем генерального директора ЕвроАвто и членом правления Союза Автосервисов Ильей Плисовым, руководителем компании по защите машин от угона и автоблогером Сергеем Минаевым и главным редактором журнала “За рулем” Максимом Кодаковым.
Наличие запчастей
За последний год срок ожидания комплектующих для ряда иномарок среднего и премиального сегмента увеличился до полугода. Илья Плисов рассказал, что Союз Автосервисов работает с СТО по всей России и в целом по регионам ситуация одинаковая. Что происходит в Москве и Питере — наблюдается и в остальных регионах, иногда даже с бОльшей силой. Чем дальше от центра, тем хуже с запчастями. Особенно это касается:
- сложных и дорогих деталей;
- тех, что могут повредить при ДТП;
- запчастей на дорогие автомобили.
Сроки поставки могут длиться от 30 дней до 2 месяцев, иногда — до полугода. Под ударом почти все марки, которые ушли с российского рынка. Европейские и американские автомобили оказались первыми в этом ряду. На них сразу детали перестали поставлять официально, центральные склады закрылись, а дилеры, которые могли раньше достаточно быстро решить вопрос поставки, потеряли такую возможность. Затем возникли проблемы и у корейских марок. Они не оказались напрямую под санкциями, но пострадали от логистических сложностей. И новый вызов — это появление китайских автомобилей, на которые мало кто знает, что ставить. Складов данных деталей практически нет.
“И вы можете проездить прекрасно лето, а вот осенью, когда захотите поменять что-то помимо масла, когда дело дойдет до фильтров, рычагов, колодок, вдруг узнаете, что ваша комплектация на сегодняшний день запчастями не представлена”, — комментирует Илья Плисов.
Сергей Минаев отметил и проблему с программным обеспечением. Некоторые компании действительно не предоставляют его для последних поколений автомобилей. В основном это касается премиальных моделей. Некоторые сложности можно было бы решить при помощи перепрошивки и обновления ПО. Но сейчас такие сервисы недоступны.
“Человек, потерявший ключи от автомобиля за дцать миллионов рублей, делает из него “кирпич”, — посетовал эксперт.
Вырастет ли риск угона авто?
В мае 2023 Сергей Миронов (фракция “Справедливая Россия”) обратился в генпрокуратуру и сообщил, что страховое лобби упорно продавливает крайне вредные предложения:
“Вредны они не только для безопасности дорожного движения. Опция ремонта по ОСАГО на сегодняшний день фактически не работает. Но это не повод поощрять криминал, чтобы упростить жизнь страховым компаниям. Ясно, что запчасти будут снимать с угнанных машин, и мы получим рост числа угонов”.
С ним согласился Сергей Минаев: “Такой закон может спровоцировать темный бизнес”. Он считает, что нужно соблюдать простые правила: например, маркировать детали своего авто. Мнение поддержал и Максим Кодаков:
“Такая опасность есть. И я одним из первых это говорил, когда было предложено ремонтировать машины по ОСАГО б/у запчастями. Недавняя инициатива Центробанка ввести контроль за их оборотом... Я, честно говоря, не представляю как. Если мы даже с автомобилем, у которого есть VIN-номер, СТС и ПТС, до конца прозрачной эту историю не сделали. А что тут говорить про запчасти? Поэтому, конечно, автомобили будут угонять на детали. По статистике, через три часа от такой машины уже остаются только рожки да ножки”.
Илья Плисов не согласен с таким мнением:
“Чтобы превратить автомобиль в запчасти, вам требуется не только их аккуратно демонтировать. Их также надо где-то разместить, и это непросто. Вам кажется, что, пока машина угоняется, за три часа в дороге она уже разделяется на части? Физика процесса чуть сложнее. Детали нужно аккуратно демонтировать, разложить и как-то хранить. Страшилки на тему увеличения количества угонов в случае разрешения ремонтировать б/у запчастями, может, и имеют долю процента правды. Но опыт Союза Автосервисов, всей страны, страховщиков фактически не подтверждает эту взаимосвязь”.
Действительно, чтобы совершить уголовно наказуемое преступление — такое, как угон автомобиля или кража имущества — нужны другие мотиваторы, механизмы, люди. Их должен кто-то крышевать, кто-то — не заметить, кто-то — не видеть хранение запчастей.
Сергей Фадеев поинтересовался, как дороже сейчас можно продать машину: по частям или целиком? Илья Плисов ответил так:
“Собрать машину из новых запчастей от дилера будет втрое дороже, чем просто купить автомобиль. А из б/у деталей машину вообще не собрать. Многих из них просто нет на рынке, потому что они неликвидны”.
Организация ремонта б/у запчастями
Предложение Центробанка о ремонте по ОСАГО при помощи б/у запчастей обсуждается достаточно давно. Но для этих целей не хватит деталей с авторазборок. Если провести простой эксперимент и поискать дефицитные б/у-шки, то вы обнаружите, что их нет. Не будет, например, галогенной или ксеноновой фары за 200 тысяч рублей — не на разборе, нигде.
Максим Кодаков выразил обеспокоенность тем, как процесс будет организован:
“Вот, допустим, человек не может найти запчасть и согласен на ремонт б/у-шкой по ОСАГО. И что? Мастер с СТО метнется на Авито?”.
“Центробанк через РСА делегировал страховым возможность возмещать ущерб различными способами, — объяснил Илья Плисов. — Можно получить деньгами или ремонтом — без разницы как. Страховая покрывает оба варианта. В Законе об ОСАГО есть пункт, что по договоренности с клиентом можно ставить б/у запчасть. Это работает десятилетие”.
Также эксперт считает, что следует сначала разобраться в определениях. Тотал — не тотально неработающая машина, а та, за которую страховой выгоднее заплатить, чем починить. Это юридический и финансовый термин, он не относится к состоянию автомобиля.
Восстановление запчастей
“Вполне возможно, у нас скоро появятся некие спецпредприятия, которые займутся сертифицированным восстановлением запчастей — сказал Максим Кодаков. — Здесь много разных мнений, но я считаю, что если у нас есть такие компании, то давайте разрешим им работать открыто. Хотя бы потому что у нас до недавних пор это было “серединка на половинку” легально. Но надо понимать, что когда государство говорит: “Давайте создадим индустрию!”, то должны появиться стандарты и мелкие комплектующие, как и за границей. И любой человек должен иметь право на гарантию по данным работам”.
Илья Плисов объяснил: на самом деле речь идет о создании кода ОКВЭД, чтобы этот вид деятельности был узаконен, легален, понятен для налоговой. Сегодня такие предприятия работают под другими ОКВЭД, например, автосервиса. В Советском Союзе было много восстановительных производств, которые сохранились практически только в военке. А они важны для сохранения статуса-кво нашей страны. Есть тысячи автомобилей, которые могли бы помочь экологичной экономике. Десятки российских компаний уже восстанавливают рейки, генераторы, коробки передач и дают гарантию на работы. Все по Закону о защите прав потребителя.
Часто инициативы, которые выносят на обсуждение представители власти, уже реализованы в жизни. Автовладельцы соглашаются на ремонт б/у запчастями, восстановительные производства бесперебойно работают. Поэтому важно, чтобы законопроекты основывались на реальном опыте бизнеса и других стран, а не провокациях журналистов и других заинтересованных сторон. В целом складывается ощущение, что это обсуждение не станет последним, будем ждать новых выпусков на 78 канале!
Смотреть видео полностью.