Найти тему
Чтец смыслов

ПУТЬ К БОГОПОЗНАНИЮ

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

Отрывок из проповеди в день памяти святого Иоанна Богослова

«Апостол Иоанн — образец истин­но христианского богословия и останется таким на все времена. О нем действительно можно сказать, что он видел Бога и познал Его. <…>

Кто он был — этот величайший учитель богосло­вия, указующий нам путь богопознания и условия ис­тинного знания Бога?

По кратким сказаниям Евангелия и других свя­щенных книг, святой Иоанн был по природе созерца­телем, жил преимущественно внутренней жизнью. Всё воспринимаемое впечатлениями от внешнего мира он глубоко обдумывал, переживал и тому, что делал своим достоянием, не изменял уже до конца жизни. С дней юности Иоанн решил искать внутреннего очи­щения сердца от греха. Лишь только он услышал, что строгий и суровый проповедник иудейской пустыни призывает всех к покаянию, не замедлил пойти к нему на берега Иордана. Но вот ищущий истины юноша слышит из уст строгого пустынника, что вслед за ним идет, уже пришел Тот, у Которого он, проповедник покаяния, недостоин ... развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7), и Иоанн спешит к новому Учителю — Агнцу Божию, принимающему на Себя грехи мира, и пребы­вает у Него день (Ин. 1: 29, 39).

Нравственное величие Иисуса, Его слово, полное Духа, силы и жизни, производит неотразимое впечат­ление на юного Иоанна. Святой Иоанн находит в лич­ности Христа истину, обретает путь и чувствует серд­цем истинную жизнь. Отныне Христос для него идеал. Он привязывается к Нему со всей силой своей порыви­стой и впечатлительной души. Евангелия свидетель­ствуют, что святой Иоанн до конца жизни сохранил преданность Божественному Учителю. В Божестве Христа Спасителя преданнейший ученик Его не усом­нился даже и у древа Креста, при виде Его, распи­наемого со злодеями.

Когда Спаситель воскрес из мертвых, все ученики были поражены от неожиданности: Петр возвращался от гроба Воскресшего, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24, 12), а другие при вести о воскресении и совсем не поверили (Мк. 16, 11). Один Иоанн, войдя в пеще­ру, где был погребен Христос, увидел пустой гроб и уверовал (Ин. 20, 8) в воскресение, потому что глу­боко верил в Божество Иисуса Христа.

Мы видим, что и Божественный Учитель, вопло­щенная Любовь, относился к ученику Своему, кото­рого любил (Ин. 21, 20), особенно нежно-вниматель­но. Мягкого от природы по характеру юношу, как неж­ный цветок, Христос постоянно приближает к Себе и согревает его Своей любовью. На Тайной Вечери Он удостаивает его возлежания на персях Своих. Любовь Христова как бы перелилась в полноте своей в серд­це любимого ученика. Святой Иоанн настолько про­никся любовью Христовой, что стал Апостолом любви и обаяние ее, как аромат, распространял всюду, где жил, среди окружающих его.

Не здесь ли и заключается разгадка тайны высоко­го богословия святого Иоанна? Не здесь ли — в этом тесном нравственном общении его с Богом Словом и надо искать объяснение той глубины и высоты боговедения и богословия, которые усматриваются во всех писаниях апостола Иоанна? Да, только глубокая, пла­менная любовь святого Иоанна к Богу Слову — Христу, его чистое, полное любви сердце открыли ему тайну знания Бога. Любящий Бога — знает Его (1 Ин. 4, 7).

То же качество должно быть и у всякого богосло­ва. <…> Правда, можно усваивать истины веры умом, деятельностью рассуд­ка. Но если такое знание Бога и возможно, то полез­но ли оно для жизни? Не будет ли такое знание, такое богословие бесплодным, мудростью бесовской? Апо­стол Иаков говорит, что бесы веруют, то есть призна­ют, что Бог один и Тот же, никогда не изменит Своих определений относительно их участи, знают, что их рано или поздно постигнет кара Божия, — знают это и трепещут (Иак. 2, 19; Мф. 8, 29). Это знание не имеет никакого влияния на их нравственное исправ­ление. Почему? — Потому что они не имеют любви и лишены тесного нравственного общения с Богом и Христом Его. Бог есть, по слову апостола Иоанна, любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).

Любовь стала ведома людям, сделалась доступной для переживания только через явление Сына Божия во плоти на земле. Христиане постигают чувство любви во Христе и чрез Христа. Любовь есть жизнь во Хрис­те, она только открывает человеку Бога. Видевший Меня, говорит Христос апостолу Филиппу, видел Отца (Ин. 14, 9). Отсутствие любви в человеке должно быть признано болезненным и ненормальным. Такой человек пребывает во тьме, он не знает Бога, Который есть свет (1 Ин. 1, 5).

Не имеющий любви не может жить полной жиз­нью человека. Полнота жизни каждого человека зави­сит от тесного общения его со всеми людьми, с целым человечеством, каковому, как целому, указана Богом цель бытия. Не имеющий любви, не знает, не дает себе отчета, зачем он живет. Любовь возвышает в нас веру, а вера согревает в нас любовь. Таким образом, мы, вос­питывая в себе любовь и веру, постепенно приближа­емся к самому источнику истины и света. Чем ближе подходим к источнику света, тем более освещаемся лучами Его, и пред нами раскрывается яснее тайна боговедения. <…>

Святой апостол Иоанн остался до конца жизни ве­рен той истине, которая составляет суть его апостоль­ства. «Дети, любите друг друга, — говорил он уже сла­быми старческими устами всем окружающим его, — это заповедь Господня. Если исполните ее во всей ши­роте, то исполните весь закон Христа».

Мефодий (Красноперов), священномученик. Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды... Житие и мученический подвиг за веру епископа Мефодия (Красноперова). М., 2020.