В мире не так много стран, которые имеют собственную авиационную промышленность, а тем более могут проектировать и производить современные ударные вертолёты. Именно производить с нуля, а не собирать по лицензии удачные модели или придумывать какие-то военные "поделки" на основе гражданских версий. Страны с развитой вертолётной промышленностью можно пересчитать по пальцам.
Упорно стремится попасть в этот элитный круг стран и Турция. У этой страны уже есть собственный серийный боевой вертолёт T129 ATAK. Почти собственный, поскольку спроектирован на основе европейского вертолёта Agusta A129 Mangusta. Но официальной Анкаре этого показалось мало. Там решили пойти дальше.
Стало известно, что новый турецкий ударный вертолёт совершил свой первый полёт. Об этом сообщили целый ряд профильных авиационных изданий, в том числе немецкое Flug Revue.
Согласно данным издания, вертолёт, разработанный турецкой авиастроительной корпорацией TAI и имеющий обозначение T929 ATAK-2 впервые поднялся в воздух 28 апреля 2023 года.
Наземные испытания готового вертолёта были начаты всего лишь несколько дней назад. Первый запуск двигателя состоялся 23 апреля. А уже спустя пять дней был совершён первый короткий "полёт" продолжительностью около 15 минут. При этом, как отметили немецкие специалисты, ряд элементов обшивки вертолёта всё ещё отсутствовал.
Турецкий T929 ATAK-2 относится к тому же классу, что и американский AH-64 Apache, то есть к тяжёлым боевым вертолётом. Максимальная взлётная масса турецкой винтокрылой машины составляет около 10000 килограммов, и она может нести боевую нагрузку массой 1200 килограммов.
Разработка вертолёта ATAK-2 была начата в 2019 году. Работы велись и использованием "национальных ресурсов Турции". Проектирование нового вертолёта велось на основе опыта, полученного при разработке вертолётов T129 ATAK и T625 Gökbey. Главным фактором, подтолкнувшем Турцию к разработке новой машины, стало желание Анкары удовлетворять свои будущие потребности самостоятельно.