Обновлено в 16:35
Прокурор запросил для признанного иноагентом бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана штраф 260 тысяч рублей по делу о дискредитации российской армии. Самое суровое наказание, которое грозило политику, — три года колонии.
18 мая в Екатеринбурге состоялось третье заседание по этому делу. Поддержать Ройзмана в суд приехали известные правозащитники, а поручительство за него дали Алла Пугачева, Наина Ельцина, Ева Меркачева и другие.
Уголовное дело против Евгения Ройзмана завели летом 2022 года. В августе он был задержан по обвинению в дискредитации российской армии в социальных сетях. Тогда политик заявил журналистам, что его задержали за фразу «вторжение в Украину», а дело завела столичная прокуратура. Вину он не признал. Суд оставил его на свободе под запретом определенных действий: в частности, бывшему мэру было запрещено пользоваться интернетом.
Однако 16 марта 2023 года он снова был задержан. Административный протокол полиция составила из-за публикации в группе Ройзмана «ВКонтакте». В ней был ролик, в котором демонстрировался значок «Фонда борьбы с коррупцией», который признан иноагентом и экстремистской организацией и запрещен в России, ликвидирован по решению суда. Бывший мэр тогда заявлял, что не имеет никакого отношения к этой группе и вообще никогда в жизни не заходил во «ВКонтакте», но суд все равно отправил его под арест на 14 суток.
Только спустя девять месяцев после возбуждения уголовного дела, в конце марта 2023, следствие представило официальное обвинение. Прокуратура считает, что 1 июля 2022 года Ройзман во время стрима в YouTube «заявил о негативном характере целей спецоперации».
В четверг 18 мая в суде Екатеринбурга прошли прения сторон. Как свидетель защиты на заседании выступила учредитель фонда «Вера» Нюта Федермессер. По ее словам, «на таких, как Евгений Вадимович, держится Россия». Поддержать бывшего мэра в суд пришел Нобелевский лауреат, бывший главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов.
За Ройзмана поручились вдова экс-президента России Наина Ельцина и Алла Пугачева. Певица написала: «Уважаемый суд, Вам предстоит принять трудное решение не побояться оправдать Ройзмана и оставить его на свободе. Сегодняшний день наглядно показывает, каких людей надо поддерживать, чтобы не превратиться в серую бессловесную людскую массу, теряющую патриотические ориентиры». Судья отказался приобщить это обращение к делу.
Наказание, которое запросила прокуратура, предусматривает сохранение запрета определенных действий и штраф. Без реального срока. Однако во время прений адвокат Ройзмана отметил: в материалах дела сказано, что политик не сказал о целях вооруженной борьбы двух стран. Защита считает, что политика судят за бездействие и его следует оправдать.
Статья, по которой судят Ройзмана, предусматривает наказание в виде штрафа от 100 тысяч до 300 тысяч и до лишения свободы на срок до пяти лет. 18 мая прокуратура попросила суд только о запрете определенных действий и о штрафе в 260 тысяч рублей, без реального срока. При этом защита политика настаивает, что в словах Ройзмана не было дискредитации, и требует его оправдать. О значении запрошенного обвинением приговора рассуждает политолог из Екатеринбурга Сергей Мошкин:
— Реальный арест, реальный срок Ройзмана сильно срезонировал бы в городе, может быть, не в чрезвычайно массовом характере, но что люди вышли бы на улицы, даже не сомневаюсь.
— Мы можем говорить, что в череде дел о дискредитации армии дело Ройзмана стоит особняком?
— Все предыдущие истории были связаны по большей мере со столицей, с Москвой. Екатеринбург, очевидно, не провинция, тем не менее, далеко расположенный город от столицы, а таких персон практически нет. У Ройзмана в Екатеринбурге есть много сторонников, поклонников, людей, которым он реально помогал по разным аспектам жизни, так что у него здесь есть настоящая публичная поддержка. Ройзман достаточно аккуратен в словах, и здесь он, на мой взгляд, был предельно аккуратен, но правила таковы, что если хочешь за что-то зацепиться, ты обязательно найдешь, за что.
В конце заседания Ройзман выступил с последним словом. Он поблагодарил всех, кто его поддержал, и отметил, что судья пытался не допустить перекоса в сторону обвинения или защиты. Приговор политику огласят завтра.