Блогерам и коучам, возможно, скоро придется доказывать свою компетентность. В России предлагают обязать организаторов онлайн-марафонов предоставлять полную информацию о продукте, а также уведомлять федеральные органы о запуске курсов.
Кого может коснуться новый законопроект, если его примут? Как вернуть средства за некачественный инфопродукт, купленный у блогера? И можно ли наказать инфлюенсера, если он выпрашивает деньги у подписчиков? Об этом и многом другом РЕН ТВ рассказала юрист, заместитель координатора Совета блогеров Виктория Рашина.
Что известно о новом законопроекте
На днях СМИ распространили заявления главы Следственного комитета Александра Бастрыкина о внесении в Госдуму нового законопроекта.
"В Госдуму внесен законопроект, предполагающий предоставление организатором участнику подобной просветительской деятельности своей программы и полной информации о ней, а также уведомление федеральных органов исполнительной власти о начале такой деятельности. Возможно, наряду с этим было бы правильным установить и определенные требования к компетенции людей, которые осуществляют такую деятельность", – сообщил Бастрыкин.
Рашина в комментарии РЕН ТВ обратила внимание на то, что новый законопроект, если его примут, затронет тех, кто продает курсы, связанные с медициной, психологией и применением БАД. Также под пристальным надзором властей будут блогеры, продающие финансовые курсы, добавила эксперт.
"В интернете сейчас очень много курсов по финансовой грамотности. Люди бездумно, следуя советам коучей, вкладывают свои деньги в сомнительные финансовые инструменты и подвергают себя риску. Новый законопроект очерчивает круг сфер деятельности, которые будут регулироваться. Если этот закон примут, блогеры будут должны предоставлять программу своих инфопродуктов, открыто указывать, что гарантии отсутствуют. А также уведомлять о запуске курсов Рособрнадзор не позднее, чем за две недели до старта", – пояснила юрист.
Законно ли продавать марафоны желаний
По словам Рашиной, интернет давно стал площадкой, где мы потребляем и выставляем на продажу самые разные услуги. При этом, если блогер продает свой инфопродукт, он так или иначе выступает в качестве компетентного в своей области эксперта.
"Если руководствоваться законом РФ "О защите прав потребителя", хотелось бы, чтобы у блогера как минимум был диплом, подтверждающий его компетентность. Например, врача, юриста, психолога или педагога. Это дает хоть какую-то гарантию, что он владеет базовыми знаниями. Существует ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Если блогер учит делать упражнения, и потом человек повредил сустав или как-то еще навредил своему физическому здоровью, можно говорить, что услуги не отвечали требованиям безопасности", – говорит юрист.
На просторах интернета есть огромное количество сомнительных курсов. Всего за 10 уроков онлайн-коучи обещают научить нас верить в себя, исполнять самые заветные желания и добиваться успеха во всех сферах жизни. Как отмечает Рашина, продавать такие инфопродукты вполне законно, ведь сейчас этот рынок никак не регулируется.
"Грубо говоря, что дают нам блогеры и коучи? Они предоставляют доступ к библиотеке и вебинарам. У них в договоре прописано, что они обязаны предоставить лишь доступ к информации. А какого качества эти услуги, каким критериям отвечают эти знания, в офертах, как правило, не указано. О результатах, к которым придет человек, освоив этот курс, они заявляют голословно. Например, "после покупки моего курса у вас появится десять клиентов" или "вы преодолеете депрессию". Но, если вы прочитаете сам договор, гарантий в нем не будет, потому что их невозможно дать", – заявила эксперт.
По словам юриста, продажа марафонов желаний и курсов о том, как найти свою любовь, не расцениваются законом как мошенничество. Скорее это можно назвать введением клиентов в заблуждение, уточнила она.
"Что касается марафонов желаний, важно смотреть, что внутри курса. Там какие-то практики, в том числе и психологические. Причем они были известны и до Елены Блиновской: они описаны в других книгах, которые есть в свободном доступе. Она эту информацию переработала и подает под таким вот "соусом". А те, кто в это хочет верить, приобретают. Здесь мошенничество законом не усматривается", – говорит специалист.
Кроме того, Рашина указала, что сейчас закон разрешает вести предпринимательскую деятельность через запрещенный в России Instagram*. По ее словам, мы можем пользоваться соцсетью и свободно размещать там контент. Единственное, на что действует ограничение – приобретение таргетированной рекламы у корпорации Meta*, поскольку она была признана экстремистской. Так, приобретение услуг самой корпорации может расцениваться как финансирование незаконной террористической деятельности, пояснила юрист.
Фото: © Global Look Press/imago stock&people
Все дело – в договоре: почему так сложно вернуть деньги у блогера
Рашина рассказала, что вернуть деньги за некачественный курс, как правило, очень непросто. Все дело в уловках, которыми пользуются находчивые блогеры, составляя договор оферты.
"К сожалению, сложившаяся судебная практика не всегда на стороне потребителя. По договору блогер обязан дать доступ к курсу. И здесь нужно читать внимательно текст оферты: если доступ ко всем лекциям предоставляется сразу после оплаты, считается, что блогер оказал вам услуги и выполнил свои обязательства. Тогда вам необходимо доказывать, насколько качественными были эти услуги. Как правило, суды чаще на стороне блогеров. Доступ был предоставлен, а все остальное – это субъективное восприятие клиента. Когда можно добиться возврата денежных средств? Когда доступ к мастер-классам предоставляется не единоразово, а по расписанию. Например, второй урок открывается, только если вы прошли первый. Если клиент понимает, что это не то, на что он рассчитывал, по закону он имеет право вернуть деньги. Тогда ему возвращается остаток за вычетом оказанных услуг", – пояснила Рашина.
Но и здесь есть нюанс, предупредила юрист. Очень часто блогеры и инфоцыгане хитрят – закладывают основную стоимость всего курса в первые два-три урока. То есть курс состоит из трех лекций и стоит 20 тысяч рублей, при этом первый урок будет стоить 15 тысяч, а два последующих – по 2500. И, когда покупатель открывает первый урок, ему уже предоставлена услуга за 15 тысяч. Он проходит первый урок, понимает, что курс некачественный и просит вернуть деньги. Ему вернут, но только остаток – пять тысяч рублей. Поэтому важно учитывать такие юридические нюансы прежде, чем покупать инфопродукты, сказала Рашина.
Фото: © Известия/Алексей Майшев
Как вернуть деньги, если курс не понравился
Если вы хотите вернуть деньги за онлайн-курс или марафон, необходимо доказать, что вы его оплатили, а затем написать претензию на имя блогера, у которого был куплен инфопродукт.
"Нужно обязательно зафиксировать, что вы переводили деньги, и что был заключен договор. Нередко блогеры действуют недобросовестно, удаляют оферты с сайта. Когда вы что-то приобретаете, обязательно делайте скриншоты, сохраняйте чеки, в том числе и электронные. Делайте скриншоты постов в соцсетях, в которых была реклама этих услуг, и того, что конкретно блогер обещал. Прежде, чем платить деньги, проверьте, есть ли на сайте блогера юридический адрес, куда вы можете отправить свою претензию. Или хотя бы адрес электронной почты. Не нужно сразу бежать сломя голову оплачивать услуги. Далее необходимо написать претензию о том, что услуги были оказаны некачественно и попросить вернуть деньги. По закону блогер обязан ответить в течение 10 дней", – говорит юрист.
В случае, если интернет-курс приобрел несовершеннолетний, родитель сможет выступить в качестве законного представителя и потребовать возврат денежных средств, добавила эксперт.
Можно ли наказать блогера, если он просит денег у подписчиков
Не так давно блогеры подхватили новый тренд – просить у подписчиков денег на свой день рождения, покупку айфона, авто или просто на оплату квартиры.
"Таких ситуаций много. Но здесь нужно отличать просьбу от вымогательства, которое уголовно наказуемо. Вымогательство осуществляется под угрозой насилия, либо уничтожения, повреждения чего-либо. Просьбы блогеров вряд ли будут квалифицироваться как уголовно наказуемое правонарушение. Скорее всего, это введение в заблуждение. Они используют психологические манипуляции для очень доверчивых, незрелых людей. Здесь, мне кажется, людям нужно очнуться. Мы слишком погрузились в сферу онлайн-жизни. Некоторые считают блогеров своей семьей, близкими друзьями. Они с удовольствием и абсолютно искренне дарят им деньги. Здесь нужно работать не только с блогерами, но и с людьми. Чтобы они вышли из виртуальной реальности и стали жить настоящей", – сказала Рашина.
* Корпорация Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.