Найти тему
Добро.Медиа

Русский «Тарантино»: какое наследие оставил режиссёр Алексей Балабанов

Удивительный, провокационный, «патологоанатом русской души» – это лишь малая часть эпитетов, которыми наградили ещё при жизни режиссёра Алексея Балабанова. Самый известный фильм в его карьере – «Брат-2», спустя годы продолжают называть культовым.

Что его сделало таким? Безапелляционная откровенность, правдивость и мрачность. Этот же стиль Балабанов использовал во всех жанрах, в которых работал, будь то мелодрама, чёрная комедия или притча. О творчестве, трагедиях и кино на грани фола читайте в материале Добро.Журнала.

«И пусть звучит повсюду русский рок»


Алексей Балабанов скончался в возрасте 54 лет 18 мая 2013 года от остановки сердца. Коллеги отмечали: он не любил фальшь, презирал политкорректность и считал своим долгом показать правду жизни. Пусть иногда она вводит в ступор и вызывает отвращение.Кинокритик и режиссёр Давид Шнейдеров считает, что Балабанов потрясающе чувствовал дух времени и умел сочетать русский колорит с приёмами западного кино.

Режиссёр Алексей Балабанов
Режиссёр Алексей Балабанов
«Один из них – музыка. Её к фильму можно написать или подобрать, – рассказал Добро.Журналу Давид Шнейдеров. – На мой взгляд, есть два режиссёра, которые блистательно подбирают музыку. Первый – это Квентин Тарантино. И таким же удивительным чутьём обладал Алексей Балабанов. В результате саундтреки из «Брата» и «Брата-2» стали абсолютно народными».

В конце 90-х, действительно, благодаря этим фильмам Nautilus Pompilius «запел» почти в каждой квартире. Если раньше группу слушали представители неформальной молодёжи, то вскоре к числу поклонников Бутусова присоединились и «гопники» со двора. Однако, мало кто знает, что творческий тандем Бутусов-Балабанов сложился задолго до этого.

Любовь, абсурд и музыканты


Родился будущий режиссёр в Свердловске (Екатеринбург). Сам Алексей так говорил о своём детстве:

«Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал реакции прохожих. Играл в карты».

Тем не менее, окончил школу с углублённым изучением английского языка, а потом поступил в Горьковский педагогический институт на переводчика. Тогда Балабанов и увлёкся кино. Будущий режиссёр даже завёл дневник, куда записывал свои впечатления от просмотренных фильмов.

Алексей Балабанов и Вячеслав Бутусов
Алексей Балабанов и Вячеслав Бутусов

После вуза Алексей пошёл в армию, где его сделали военным переводчиком. Он побывал в Анголе, Эфиопии, Экваториальной Гвинее, Сирии и Афганистане. Об этом периоде мало что известно, но увиденное и пережитое отразится в его творчестве.

После армии Балабанов поступил на факультет сценарного мастерства по научно-популярным фильмам во ВГИК. На первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ, из-за чего Алексей сразу бросил вуз. Тогда и произошла первая важная встреча в жизни Балабанова. В Свердловском рок-клубе он познакомился с музыкантом Вячеславом Бутусовым.

Вскоре вышла первая короткометражка «Раньше было совсем другое время». В ней показали сценки, а на фоне пел Вячеслав Бутусов.Картина «У меня нет друга», снятая в 1988 году, также появилась при участии советских рок-музыкантов. В ней рассказали историю школьницы, которую после концерта соблазнил лидер группы. Следом вышел фильм «Настя и Егор», ставший логическим продолжением предыдущей картины.

Кадр из фильма «Брат»
Кадр из фильма «Брат»

Полноценный «метр» Балабанов снял в 1991 году. Им стали «Счастливые дни», по мотивам произведений Сэмюэла Беккета, в которой главную роль исполнил Виктор Сухоруков. Его персонаж блуждает по заброшенному постперестроечному Петербургу в надежде найти своё место. Здесь Балабанов впервые показал «творческий абсурд», который потом будет прослеживаться во всех его картинах.

Далее – экранизация романа Кафки «Замок» и новелла «Трофим». А вскоре Балабанов берётся за фильм, прославивший его на всю страну.

Поймал дух времени


Фильм «Брат», вышедший на экраны в 1997 году, на первый взгляд, простая криминальная история о русском «Иванушке», который не особо умён, но отличается силой. Герой Данила Багров, в исполнении Сергея Бодрова, ищет правду, попутно сражаясь с несправедливостью. На территории СНГ фильм произвёл эффект «разорвавшийся бомбы».

«Безусловно, это спорная и провокационная картина, – пояснил Давид Шнейдеров. – Данила Багров по сути вершит суд Линча. По аналогии с Тарантино, Балабанов здесь ушёл в «чёрное» и воспользовался «рваным» монтажом. Эти приёмы, кстати, применял и Люк Бессон».

По мнению кинокритиков, «Брат» отразил настроение того времени: распад СССР, низкий уровень жизни, высокий уровень преступности и классовое неравенство. Герой подарил надежду – скоро жизнь станет лучше, а на всесильных «братков», раздирающих страну, найдётся управа. Фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек «Брата» полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius.

«Режиссёр провоцировал зрителя на размышление о том, что происходит в их стране, – рассказала Добро.Журналу продюсер Елизавета Безрукова. – Балабанов не боялся использовать различные жанры и стили в своих фильмах, чтобы показать все аспекты реальности, что сделало его одним из самых значимых режиссёров нынешнего времени».

«My car – кирдык»


В картине «Про уродов и людей» 1998 года рассказано о небольшом предприятии, где делают пикантные фотографии. На фоне этого «бизнеса» и развиваются истории героев. Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника».

Кадр из фильма «Брат 2»
Кадр из фильма «Брат 2»

После этого, Балабанов решился повторить успех «Брата» и приступил к созданию второй части. «Брат-2» вышел на экраны в 2000 и стал популярнее. Что неудивительно, ведь Багров отправился мстить обидчикам в самое сердце противника – в Америку. А практически весь фильм разобрали на цитаты:

– Вы гангстеры?
– Нет, мы русские.

My car – кирдык… I go to Chicago…

«Да, он работал на грани фола, – подчёркивает Давид Шнейдеров. – Первый и второй «Брат» очень отличаются. Второй фильм пропитан антиамериканизмом сверху до низу. Багров даже убивает ни в чём не повинных людей, только за то что они охранники его неприятеля».

Балабанова до сих пор часто обвиняют в романтизации 90-х. Например, Ольга Зубкова, президент международного кинофестиваля «ЛАМПА» считает, то время стоит анализировать, чтобы не допустить подобных ошибок, а не восхвалять. 

«Да, Балабанов был неким модернистом в киноиндустрии, и он выбрал достаточно искренний тон для общения с аудиторией, – отмечает Ольга Зубкова. – Наверно цель у него была другая, но, я считаю, он выступил родоначальником романтизации 90-х, ведь поступки главного героя весьма неоднозначные. Кто-то может подумать, что быть таким круто. Нет, не круто».
Кадр из фильма «Война»
Кадр из фильма «Война»

Апофеоз мрачности


Не обошёл вниманием режиссёр и ещё одну болевую точку России – Чеченскую войну. В фильме «Война», вышедшем в 2002 году, показали солдата Ивана Ермакова, который побывал в чеченском плену и чудом вырвался на свободу. Он никак не может устроиться в новой жизни: ни девушка, ни друзья, ни алкоголь больше не приносят радости. В этот момент его находит сидевший с ним в плену англичанин Джон Бойл, чья возлюбленная пропала в Чечне. Он просит Ивана помочь освободить её.

Именно в этом фильме Балабанов достиг апофеоза мрачности и откровенности, используя не только художественные приёмы. Например, съёмочной группе он показал документальные военные кадры, от которых их «трясло». А сам фильм снимали в непосредственной близости от мест, где шли боевые действия.

Елизавета Никовская, продюсер кинопроектов, рассказала Добро.Журналу, что это, в том числе, помогло Балабанову добиться признания.

«Сочетание проницательности, мастерства и экспрессивности стилей дали ему возможность создавать уникальные и незабываемые фильмы, – пояснила Никовская. – Балабанов использовал новшества, наделяя свои работы духом авангарда и накалом. Он не боялся использовать экспериментальную музыку, необычные камерные ракурсы и нестандартные приёмы монтажа для нарратива, что позже стало переноситься на кино других режиссеров».
Кадр из фильма «Груз 200»
Кадр из фильма «Груз 200»

Череда трагедий


Может сложиться впечатление, что Балабанов баловень судьбы, удачно оказавшийся в нужное время, в нужном месте. Но это не так. Режиссёра преследовали трагедии, каждую из которых он тяжело переживал.

В 2002 году Сергей Бодров написал сценарий к фильму «Связной» и Балабанов почти сразу приступил к работе над ним. 19 сентября отсняли сцены в тюрьме, а уже на следующий день группа приехала в Кармадонское ущелье. Съёмки одной сцены затянулись до вечера, когда сошёл ледник Колка. Почти вся группа погибла.

После этого события Балабанов ушёл в себя, до конца жизни считая, что умер тогда вместе со всеми.

Фильм «Река», вышедший в 2002 году, должен был сделать режиссёра всемирно известным. Но автомобиль, в котором ехали Балабанов, его семья, оператор и исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, попал в аварию. Все пассажиры получили травмы и были госпитализированы. Туйара умерла в тот же день и съёмки фильма были прекращены.

По итогу «Река» вышла в формате короткометражки. Пропущенные эпизоды заменили на поясняющие титры.Фильм «Американец» тоже не был завершён. Играющий главную роль голливудский актёр Майкл Бин, после некоторых отснятых сцен, ушёл в глубокий запой. Фильм отложили, а Балабанову пришлось пройти через долгие судебные тяжбы.

Алексей Балабанов и актёр Сергей Бодров
Алексей Балабанов и актёр Сергей Бодров

Предчувствие смерти


Следующий культовый фильм появился только в 2005 году. Чёрная комедия «Жмурки» собрала блестящий актёрский состав: Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий и др. Их типажи тут же стали народными.

«В российском кино есть большая проблема с образом героя, – пояснил Давид Шнейдеров. – Американцы кропотливо над этим работают, у них есть качки Сталлоне и Шварценеггер, харизматичный пьяница Брюс Уиллис и т.д. В советском кино герои были, в российском – нет. Вот поэтому фильмы Балабанова и взорвали кинематограф. Он показал нам людей, с которыми мы каждый день встречаемся на улице, во дворе, на лестничной площадке. Эти люди российскому зрителю знакомы. Даже экстравагантные Панин и Дюжев из «Жмурок» были «своими» – такое хулиганьё с соседнего двора».

Следом за «лёгкими» картинами, Балабанов взялся за один из самых сложных и противоречивых проектов – «Груз 200». Фильм пронизан мрачной, удушающей атмосферой, на фоне которой показан жестокий маньяк, работающий милиционером. Сам режиссёр считал, что это притча о человеке, который ищет путь к Богу. Но гротескные и до ужасного реалистичные персонажи сделали картину одной из самых обсуждаемых по сегодняшний день.

Алексей Балабанов на съёмках фильма «Я тоже хочу»
Алексей Балабанов на съёмках фильма «Я тоже хочу»
«Груз 200» – один из самых провокационных отечественных фильмов, снятых на грани натурализма, – отметил Давид Шнейдеров. – Но это единственный режиссёр с подобными манерой, стилем и высказыванием. Поэтому, он смотрится выигрышнее на фоне коммерческого кинематографа или заумного авторского кино».

Следом Балабанов экранизирует произведения Булгакова – «Записки юного врача» и «Морфий». А потом уходит в арт-хаус, сняв «Кочегар», где рассказывается о якутском солдате, раненом в Афганистане.

Последняя его картина – «Я тоже хочу» вышла в 2012 году. Этот фильм называют предчувствием смерти и криком. В нём показана история о людях, которые ищут счастье, одного из героев играл сам Балабанов. В финале его персонаж, признанный режиссёр, умирает у стен Колокольни.

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к фильмам Алексея Балабанова?