В школу сейчас многие приходят читающие и считающие, но это не значит, что ребёнок готов к учебной деятельности.
Вы замечали, что дети младшего дошкольного возраста считают себя большими? от них часто можно услышать обиженное: «Я уже большой». А старшие дошкольники уже понимают, что им ещё многому предстоит научиться, и они говорят: «Я ещё маленький», «Я этого ещё не умею».
Вот как раз это осознание себя маленьким и немеющим тоже говорит о готовности ребёнка к школе. В это же время у ребёнка возникает потребность заниматься какой-то очень важной, значимой для всех деятельностью. Вот тут, кстати, и подоспела школа, в которой ребёнок занимает новую, значимую позицию. А сама потребность является признаком готовности к школе.
Раньше такая потребность в значимости говорила о готовности ребёнка к производственному труду.
Помните «Мужичок с ноготок»? Ему как раз только «шестой миновал», а он уже осознаёт себя работником, кормильцем. Помните: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой, да я».
Вот такое возникновение уровня самосознания означает, что ребёнку пора в школу.
Но и отношение к учёбе в школе, как важному и ответственному делу само собой не появляется. Его формируют взрослые и старшие дети своими разговорами, играми, отношением к школе. Потому этот вид готовность к школе очень нуждается в родительской поддержке.
Об этом мы уже кое-что писали здесь.
Вот какой взгляд сформируется, такой дети и принесут с собой в школу.
Если в семье было заложено правильное отношение у обучению, то дети, поступая в школу, достаточно ясно представляют, зачем они туда идут:
Мои воспитанники на вопрос зачем нужно учиться в школе, отвечали:
- «Чтобы стать умным»
- «Чтобы много знать»
- «Чтобы найти хорошую работу»
- «Чтобы придумывать разные полезные изобретения»
Вот такие мотивы. Дети уже осознают себя членами общества и хотят быть полезными.
Потом, уже в школе, появятся и другие мотивы. Кто-то захочет быть отличником и занять свое место в детском коллективе, а у кого-то появятся и собственно познавательные мотивы. А кто-то даже при хорошей успеваемости будет считать учебу скучной повинностью, так и не обретя для себя мотивацию.
Когда ребёнок идет в школу не с радостью, а с опасением и скукой — это ошибка взрослых.
Про это пять же подробнее об этом мы писали здесь.
Позиция взрослых должна быть деловитой и ободряющей. Ребёнок должен чувствовать, что в него верят, ждут старания, понимают важность его новых обязанностей. Но и готовы прийти на помощь.
Конечно, внешняя сторона учения детей тоже привлекают. Они ждут 1 сентября, хотят красивый ранец, новые школьные принадлежности.
Помню, моя дочка очень ждала свою первую линейку, а потом сказала: «Теперь я знаю, что такое линейка-это скучное стояние на одном месте».
Да, в тот 2001 год так и было.