Найти тему
Новости Арктики

Глава Минвостокразвития: Развитие СМП позволит повысить качество жизни в Арктике

© RIA Novosti. Александр Кряжев
© RIA Novosti. Александр Кряжев

Правительство России утвердило план по развитию до 2035 года Северного морского пути (СМП). Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков доложил президенту РФ об основных деталях плана, сообщили в пресс-службе ведомства.

Согласно плану, в первую очередь усилия будут направлены на формирование грузовой базы. Помимо трёхсторонних соглашений с ведущими арктическими компаниями, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов, развиваться каботажные и транзитные перевозки. Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году вместе с «Росатомфлотом» запущена регулярная каботажная линия между Мурманском и Камчаткой: «Субсидировали тариф. Если загрузка первого рейса была всего 15% (грузоотправители тестировали новый маршрут), то второго – уже 90%. В этом году рейсов будет три, количество портов захода расширено с 4 до 11, маршрут продлён до Владивостока».

«По экспортным грузоперевозкам мы идём в соответствии с планом. По транзиту в 2023–2024 годах ожидаем некоторой корректировки целей. В то время как ряд недружественных государств пытается пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к использованию пути со стороны Китая, Индии, государств Юго-Восточной Азии», – отметил Чекунков в своём выступлении.

Вторым пунктом идёт создание наземной транспортной инфраструктуры. Будут созданы и модернизированы 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока. Уже строятся и будут введены в этом и следующем году перевалочные терминалы СПГ в Мурманске и на Камчатке, нефтеналивной терминал «Бухта Север», угольный терминал «Лавна», порт Тулома для перевалки удобрений.

Третий момент – это развитие флота. Утверждён план создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна.

«Основным вызовом в данной части является замещение ряда технологий из недружественных стран. Наши судостроители, вся российская промышленность этот вызов сейчас преодолевают. Вы сами регулярно посещаете судостроительный комплекс “Звезда” на Дальнем Востоке, который сейчас загружен в основном танкерами ледового класса для Севморпути», – пояснил министр, обращаясь к президенту.

В-четвёртых, необходимо обеспечить безопасность судоходства по СМП. Этот пункт включает новую спутниковую группировку, развитие гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры. В 2023–2025 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно-спасательных судов.

«МЧС России уже строит первый из запланированных 4 аварийно-спасательных центров. 13 вертолётов в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП. Будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск 5 космических аппаратов. Три дня назад мы вместе с Максимом Станиславовичем Орешкиным были на космодроме Восточный, наблюдали готовый к запуску радиолокационный спутник “Кондор-ФКА”», – добавил он.

И пятый пункт – централизация управления и развитие судоходства по СМП.

«В соответствии с вашим поручением основные полномочия по управлению судоходством на СМП собраны в “Росатоме”. Алексей Евгеньевич Лихачёв и его команда активно взаимодействуют с правительством, чтобы обеспечить единую экосистему для всех участников Севморпути, где грузоотправители получат эффективную логистику, моряки – безопасную навигацию, а государство – прозрачную систему управления», – подытожил Чекунков.

Больше материалов на сайте Arctic.ru