Найти в Дзене

Елабуга – портал в уездную Россию. Часть II

От Чертова городища через Серебряный век и Гражданскую войну к колокольням, пейзажам Шишкина и основоположнику рефлексологии. Свой рассказ о маленьком провинциальном городке на территории современного Татарстана мы начали тут: Показали открывающиеся виды на город с «Чортова городища». Колокольня Спасского собора Знаковый пятиглавый Спасский собор на набережной Тоймы с пятиярусной колокольней – одна из главных достопримечательностей Елабуги и символ города. Первая деревянная церковь стояла здесь еще в XVI веке, затем вместо нее появилась каменная. После получения городом статуса уездного, она перестала вмещать всех верующих, и в начале XIX столетия возвели собор. Между колокольней и основным храмовым знанием построена длинная трапезная. Кстати! Опять это кстати! Первый колокол отливали на заводе деда художника Шишкина, весил он 300 пудов. Убранство храма было очень пышным, но ценности, увы, не сохранились. Вид с колокольни на архивной фотографии начала ХХ века: На колокольню стоит подня
Оглавление

От Чертова городища через Серебряный век и Гражданскую войну к колокольням, пейзажам Шишкина и основоположнику рефлексологии.

Свой рассказ о маленьком провинциальном городке на территории современного Татарстана мы начали тут:

Показали открывающиеся виды на город с «Чортова городища».

Колокольня Спасского собора

Знаковый пятиглавый Спасский собор на набережной Тоймы с пятиярусной колокольней – одна из главных достопримечательностей Елабуги и символ города. Первая деревянная церковь стояла здесь еще в XVI веке, затем вместо нее появилась каменная. После получения городом статуса уездного, она перестала вмещать всех верующих, и в начале XIX столетия возвели собор. Между колокольней и основным храмовым знанием построена длинная трапезная.

-2

Кстати! Опять это кстати! Первый колокол отливали на заводе деда художника Шишкина, весил он 300 пудов. Убранство храма было очень пышным, но ценности, увы, не сохранились.

Вид с колокольни на архивной фотографии начала ХХ века:

-4

На колокольню стоит подняться, чтобы взглянуть на Елабугу с высоты 60 метров и увидеть все достопримечательности одновременно: реку, архитектуру старого и нового города.

-5

Торговые ряды рядом с собором:

С 2007 года в Елабуге в первых числах августа собираются звонари из разных уголков России, и проводится фестиваль колокольного звона.

Нам тоже посчастливилось слышать колокольный звон со Спасской колокольни. Мы жили в квартале от собора на Казанской улице.

О жилье в самом центре Елабуги

Не поленитесь посмотреть наше видео о маленькой гостинице в самом центре Елабуги в историческом здании XIX века. Его хозяйка рассказала легенды о подземных ходах, о лапте, который нашли на чердаке во время ремонта и о том, как сто лет назад боролись с городскими пожарами.

00:00 – Наш номер на первом этаже
00:28 – Лапоть-оберег найденный отельерами на чердаке здания при переезде
01:09 – Завтрак в номер
01:30 – Номер на втором этаже
02:06 – Месторасположение гостиницы
02:36 – О подземных ходах Елабуги. Куда же без краеведческих баек!
03:10 – Отец художника Ивана Шишкина был городничим Елабуги
03:37 – О купцах-меценатах
05:01 – Лайфхак для путешественников: что можно почерпнуть у отельеров
05:14 – Двор гостиницы, парковка и противопожарная оборона XIX века
07:16 – Рецепт настоящего татарского пирога от хозяйки «Blackberry».

На всякий случай оставляем ссылку на бронирование.

А это Казанская улица, на которой мы жили:

Так она выглядела век назад:

И еще одно фотосравнение. Листайте карусельку:

Дом пожертвован Уездному и Женскому училищам елабужским купцом 1-й гильдии, почетным гражданином города Капитоном Яковлевичем Ушковым.

Шишкинские пруды

Одна из самых красивых достопримечательностей Елабуги – Шишкинские пруды. Они тоже видны с городища. Парк носит имя И. В. Шишкина, купца и городничего, который в свое время облагородил территорию возле своей усадьбы, организовав место отдыха для жителей города. На территории парка раскинулись два живописных озера, стоят беседки, мостики с ажурными перилами, разбиты клумбы, установлен памятник в честь тысячелетия Елабуги.

В начале августа здесь проводят Спасскую ярмарку: с музыкой, стрит-фудом по-татарски и шатрами-магазинчиками, в которых мастера декоративно-прикладного искусства предложат вам свои товары.

Между елок на последнем фото в карусельке – вид на Чертово городище. А так тот же вид выглядел век назад:

-11

Туристическая зона состоит из питомника Шишкиных, набережной Стахеевых с аллеей героев и сквера Ушакова.

Дом-музей И. И. Шишкина

Шишкины были душой Елабуги задолго до XIX века, до рождения великого пейзажиста, автора «Утра в сосновом лесу». Один из их предков, священник Зотик принял от Ивана Грозного дареную икону Трех Святителей, другой – отлил колокол для Спасского собора, третий – начал реставрацию Чертова городища.

Старший Шишкин, отец художника, начинал с торговли хлебом, отправляя его вверх по Волге. В 1833 году его трудами и средствами в Елабуге появился первый водопровод. По деревянным трубам, выдолбленным из лиственницы, в город побежала чистая родниковая вода. Иван Васильевич Шишкин разрабатывал и проект снабжения водой Казани.

В семье городничего было шестеро достойных детей, но на весь мир прославил фамилию (И малую родину – Елабугу!) именно Иван Иванович, художник-пейзажист.

Например, картину «Рожь» Шишкин создал, вдохновившись видами Лекаревского поля, расположенного неподалеку от Елабуги. Художник работал над картиной после смерти двоих сыновей, жены, отца и лучшего друга. В «Жатве» запечатлено село Татарские Челны, на картинах «Кама близ Елабуги» и «Разливы рек, подобные морям» – окрестности села Танайка, «Богатый лог» – село Большой Бор.

В 1975 году в бывшем особняке Шишкиных на Набережной улице 12 открыли музей. Двухэтажное здание сейчас заполнено личными вещами Шишкиных, а интерьеры восстановлены до оригинальных.

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой

Группа московских писателей была эвакуирована в Елабугу в 1941 году. Цветаева думала: ехать или не ехать. В Москве ее сын Георгий тушил на крышах домов немецкие «зажигалки», а муж и дочь находились в застенках НКВД.

-14

Елабуга стала последним пристанищем поэтессы Серебряного века. В городке ее памяти посвящено сразу несколько объектов: литературный музей, дом, в котором она покончила с собой, площадь, названная в ее честь, могила и бронзовая скульптура-бюст на постаменте.

В доме Бродельщиковых на Малой Покровской улице, 20 Марина Цветаева прожила всего 10 дней. Сейчас тут музей, скорбное место. Уж очень тягостные ощущения. Ничего общего с грустью, именно тягость: от текста предсмертной записки, отрывков из дневников и писем сына, записной книжки. Все это хранится здесь, в Елабуге. А также прижизненные издания, документы, фотографии, локон ее волос, любимые чайные ложечки, подаренная отцом камея, фарфоровое блюдо…

Особенно впечатлили почему-то эти чайные ложечки. После революции и в России, и в эмиграции, и, тем более после, возвращения из Парижа Цветаева и Эфрон едва сводили концы с концами. Беспросветная бедность и бесконечный страх перед будущим. Резкая, прямая, метущаяся душа Марины Ивановны цеплялась за эти простые предметы, как за якоря из прошлого. Но 31 августа 1941-го не выдержала.

-15

Цветаеву похоронили на Петропавловском кладбище Елабуги, но точное местоположение ее могилы неизвестно. Надгробие стоит на условном месте, в котором хоронили умерших в 1941 году. Отпели гораздо позже, с благословения патриарха Алексия II в стоящем тут же рядом Покровском соборе.

Суровая година – Гражданская война

Нам показалось важным остановится на этом периоде в истории Елабуги, как ни на каком другом. Ведь именно тогда, в конце десятых – начале двадцатых годов прошлого столетия мы потеряли Елабугу уездную навсегда. Читая документы тех лет, можно сделать вывод, что Елабуга тяготела к уходящему устройству мира. Елабужские купцы в большинстве своем не приняли власть рабочих. Те же упомянутые в первой части рассказа Стахеевы оказывали упорное сопротивление восставшим. Постоянную помощь они получали со стороны монархически настроенного офицерского состава 230-го пехотного запасного полка, расквартированного в Елабуге.

-17

16 ноября 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов принял решение о переходе власти Советам. В городок пришла болезненная национализация. 24 февраля 1918-го расстреляли протоиерея Спасского собора П. В. Дернова и троих его сыновей, обвинили в организации контрреволюционного мятежа.

Но уже летом того же года в Елабуге был образован отряд крестьянской самообороны, действующий против большевиков. Его возглавил участник Первой мировой подполковник Викторин Молчанов. Отряд вырос до девяти тысяч(!) человек личного состава. А сам Молчанов стал на время во главе всех вооруженных формирований уезда.

В начале сентября 1918-го город заняли войска Каппеля, а еще через месяц в Елабугу вошел Колчак. Он восстановил в городе царскую администрацию. 25 апреля 1919 года состоялось кровавое сражение при Кокшанском заводе возле Елабуги, где Красной Армии противостоял 58-й Акмолинский стрелковый полк армии Колчака. В мае-июне 1919-го бои велись на Каме. В районе мыса Святой Ключ произошло наиболее крупное столкновение между флотилиями, победа в котором осталась на стороне белых.

Но история распорядилась так, как распорядилась. И уже в июле 1919 года Елабугу посетила Надежда Крупская. Она выполнила свою миссию по революционной агитации.

Оставайтесь с нами! Это еще не конец рассказа про Елабугу. Поддержите нас лайками и комментариями, если понравилось!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас