Найти тему
Нина Димитрова

Самые читающие дети в мире. Наши школьники снова первые среди 65 стран по чтению и пониманию текстов

Гордость переполняет мэра Москвы, когда он объявляет результаты исследования Международной ассоциации по оценке учебных достижений. Наши четвероклассники заняли первое место в чтении и понимании прочитанного среди 65 стран.

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проводится с 2001 года и каждые пять лет оно дает возможность сравнить результаты чтения и понимания текстов учащихся из разных стран мира.

По результатам PIRLS 2016, младшие школьники Российской Федерации заняли 1-е место среди всех стран, принимавших участие в исследовании. Российские школьники в целом показали высокие результаты в сфере чтения и понимания текста. И сейчас, в 2023 году, они повторили свои результаты.

Как отмечают эксперты, Россия продолжает превосходить некоторые страны, которые имеют значительный экономический потенциал, но все еще остаются позади по качеству образования. В зоне риска оказались страны с низким уровнем дохода, в частности, ЮАР, Бразилия и Индонезия.

Кроме того, PIRLS показывает, что у российских учеников есть навыки чтения, которые требуются для успешной адаптации к постоянно меняющимся требованиям общества и развития экономики. Также было отмечено, что наши дети читают как художественную, так и научно-популярную литературу, что указывает на их высокий культурный уровень.

Российское образование неоднократно критиковали за отсутствие креативности и способности к самостоятельному мышлению. Однако результаты PIRLS доказывают обратное. Методы обучения, которые используются в России, похоже, помогают развить креативность и улучшают умение понимать и анализировать тексты.

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

Исследование PIRLS дает оценку не только навыкам чтения, но и оценивает работу преподавателей и качество использования учебных материалов. В России учителя не только стараются развить навык чтения учеников, но и обращают внимание на развитие понимания и критического мышления, что дает возможность учащимся успешно справляться с задачами в жизни и на работе.

Традиционно школьная программа у нас построена так, что в учебнике после прочтения любого стиля текста, даже поэзии, даются вопросы для анализа прочитанного. И это начиная с 1 класса. Учителя всегда беседуют с учениками о том, что они прочитали дома или на уроке, учат их видеть скрытые смыслы произведений, просят высказать своё мнение. Именно в этом я и вижу причину высоких показателей наших школьников на исследованиях.

Кстати, российские школьники одинаково хорошо понимают и художественные, и информационные тексты, могут сформулировать выводы по ним.
-2

Я долго работаю с детьми и учу их чтению и пониманию текстов, и у меня просто вошло в привычку каждый раз после прочтения задавать им вопросы по содержанию и анализу. Помню, после выхода в декрет я очень долго не могла отделаться от этой привычки и постоянно спрашивала своего новорожденного сына:

- А что ты понял из сказки "Колобок"? Нужно было слушаться бабушку и оставаться на окошке, а не катиться в лес, где тебя ждёт опасность?

- А почему сбежала посуда у бабушки Федоры в сказке К.Чуковского? Как нужно относиться к посуде?

И никак я не могла отстать от своего ребенка с этими вопросами. И от своей учительской привычки не могла отделаться. Он был не против беседы о прочитанном. В будущем это ему очень помогло учиться в школе на отличные отметки.

Какие выводы я хочу сделать. Наши ребята, принявшие участие в исследовании PIRLS, молодцы! Поздравляю их! Их результаты показывают, что образование в России находится на высоком уровне. Это способствует развитию культурно-образовательной среды и открывает возможности для учащихся достигать успеха в жизни.

Ставьте "нравится" в знак поздравления российских школьников.

Подписывайтесь на канал.