Найти тему
Сокол-корабль

Молодец и Горе. Вера в несчастную судьбу у славян.

Несчастная судьба, черная полоса, лихо, горе… Славяне с древних времен верили, что судьбу каждого человека вершат две сестры – Доля и Недоля. Они были олицетворением судьбы, всего хорошего и всего плохого, что происходит в жизни человека.

Лихо Одноглазое. Необычная интерпретация образа.
Лихо Одноглазое. Необычная интерпретация образа.

Вера в Долю и Недолю у славян

Наши далекие предки были людьми общинными, на каждый род-племя была общая Доля. Когда ребенка принимали в общину и опоясывали поясом, его родители (чаще всего мать) наделяли своё чадо частью Доли. Родители же могли и лишить своего ребенка этой Доли.

Именно поэтому, в народных песнях отразилась детская обида – когда случалось какое-то несчастье чадо кричало: «
Матушка никакой Доли не дала!». Но на самом деле родители оберегали своих детей и предупреждали: «Не прогуливай зорянку, если зорю прогуляешь – счастье-долю потеряешь».

Между прочим, именно вера в общую для всей общины Долю, частично и породило мифы о упырях – упырем становятся древние старики, которые заедают чужую долю. Они не дают рождаться новым детям в общине, потому что на тех не хватает счастливой судьбы.

Поэтому у славян существовал ритуал, в ходе которого избавлялись от зажившихся на этом свете стариков. Не стоит думать, что это какое-то зверство характерное только для славян. Подобный ритуал существовал у многих народов, например у японцев он назывался «прощание со старухой».

А вот более классический образ Лиха Одноглазого. Сидит на перекрестке дорог, ждет жертву.
А вот более классический образ Лиха Одноглазого. Сидит на перекрестке дорог, ждет жертву.

Важной частью принятия в общину является опоясывание. Как только маленький славянин начинал носить пояс, он становился полноправным членом общины, который нёс за свои действия полную ответственность. До сих пор о человеке, который ведет себя неправильно и не хочет отвечать за свои поступки, говорят – «распоясался!».

Однако образ хорошей Доли как правило не персонифицировался, всё-таки хорошее всегда воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Совсем другая ситуация с Недолей. Она нашла своё отражение в нечистой силе, в ужасных чудовищах.

Персонификацией плохой, несчастливой судьбы стали многочисленные злыдни, Лихо одноглазое и Горе. Злыдни стали персонажами быличек, Лихо одноглазое мы можем найти в сказках, а вот Горюшко-горе как персонаж встречается в книжности и былинах.

Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год
Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год

Былины о Горе

В былинах «
Горюшко и упав молодец» и «Молодец и Горе» отразились разные пути призвать на свою голову Горе. В первой былине главный герой не слушает совета своих родителей, уходит от своего рода и лишается счастливой судьбы – к нему, словно пиявка, прикрепляется Горюшко.

Вторая же былина ярко иллюстрирует народную мудрость «
Не буди Лихо, пока оно тихо», молодец хвастает своей удачей и тем, что ему море по колено, чем привлекает к себе внимание тёмной силы – Горя.

«
Горюшко и упав молодец» начинается с того, что родители отпускают своего сына на чужую сторону и дают ему правильные, а главное элементарные для исполнения советы: не ходи в царев кабак, тебя напоят и ограбят, не садись на важные места, будешь достоин – самого посадят куда нужно, а самое главное – не водись с женщинами кабацкими.

И добрый молодец нарушает все родительские запреты, опускается на самое дно и на него обращает свой кривой взор Горе:

Повыскочит Горюшко из запечья,
Стало Горюшко по кабаку поскакивати,
Поскакивает да поплясывает,
Поплясывает, да выговаривает:
«Ай же ты, упав добрый молодец!
Не кручинься, не печалься,
Учись горемычного припевочке -
В Горе жить – не кручину быть!»


Горе, словно паразит поселяется в самой душе доброго молодца. Оно не дает ему подняться, но и не дает свести счеты с жизнью. Для Горя важно, чтобы человек жил в горести как можно дольше.
В конце былины молодец хочет вернуться к родителям, но Горе не дает ему даже почувствовать радости от воссоединения с семьей. Горе направляет ноги молодца в монастырь.

Следующая былина «
Молодец и Горе» гораздо менее разработана сюжетно и представляет собой по сути страшную последовательность – молодец пытается уйти от Горя, а Горе преследует его и не отстает, повторяя жуткую припевку:

«Ты постой, удача добрый молодец,
Тебе от Горя не уйтить будет,
Горя горького вечно не смыкати.»

Заканчивается былина гибелью молодца и Горе хоронит его своими руками. Хоронит и приговаривает: «Спасибо тебе добрый молодец, что носил меня, не жаловался.» И только после этого она покидает молодца, но только чтобы отправиться искать новую жертву.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.