ИСТОЧНИК БЛАГА - В ДВИЖЕНИИ
Это знали все «непоседы», двигавшие науку и искусство вперед, к открытиям, ведь вокруг столько всего интересного! Увлекательность, красота и польза движения стала отправной точкой осмысления сущности человека, культуры его здоровья представителями древней философии.
Так, например, до 7 лет основное значение в движении, с позиции Платона, должна была иметь игра, но, тем не менее, игра мальчиков и девочек в данном возрасте отличалась: мальчики предпочитали подвижные игры, бои, сюжеты, связанные с захватами и приключениями, игры же девочек, наоборот, отражали специфику хозяйствования, но физически девочки воспитывались так же, как и мальчики. Физическое совершенствование девочек было связано с идеей здорового потомства, в связи с чем их физическое воспитание, помноженное на хозяйственные навыки, должно было быть основой здоровой семьи.
И наша жизнь до сих остается этой активной игрой, в которой мы можем определить для себя свой двигательный статус: либо крепнем и совершенствуемся, либо останавливаемся и маленькими шажками направляемся к хаосу.
В некоторых произведениях Платона (427–347 гг. до н. э.) содержатся сведения о спартанской системе физического воспитания, которая предусматривала для девочек тот же самый подход, содержание, методику физического воспитания, однако с одним исключением – девочки осваивали физические упражнения в домашних условиях, в то время как мальчики были вынуждены жить и воспитываться в казармах. Хотя в произведениях философов более позднего периода (например, в произведениях Лукиана; ок. 125–180 гг. н.э.) имеется информация о том, что в Спарте девочки так же, как и мальчики) посещали школу, жили и спали в казармах, осуществляли физическую подготовку в тех же условиях, что и мальчики и т.п. Разница дальнейшего подхода к физическому саморазвитию и совершенствованию состояла лишь в том, что в дальнейшем, по окончании обучения, девушки применяли свои физические качества при ведении домашнего хозяйства, а мальчики – на государственной службе. Как говорится, что-то для мальчиков, что-то для девочек, что-то для тех и других.
Двигательная активность была основана на распределении социальных ролей мальчиков и девочек с самого раннего детства: девочки получали трудовые поручения по дому, обязательные к выполнению, а также длительные по времени и систематически повторяющиеся, в то время как мальчики получали разовые, но более тяжелые (с точки зрения физического характера) поручения, которые не всегда были систематическими (это обусловлено природой психологических различий мужчины и женщины!); этот принцип физического воспитания мы находим в постулате Демокрита (460–370 гг. до н.э.) о воспитании детей – «делать хорошо», в размышлениях Платона – «кто как воспитан, тот тем и станет» и др. Фактор различия по объему подчеркивается и в размышлениях Платона – «начинать надо с раннего возраста» и учитывать полоролевую и личностную идентификацию – «кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения».
Но, скажете вы, что же в таком движении увлекательного и интересного? Наши социально-бытовые двигательные роли порой уже не вызывают никаких положительных эмоций, а то и вовсе приводят к депрессивным состояниям. И тут нам на выручку опять приходит наука, к которой все чаще апеллирует психология ресурсных состояний личности.
Вспомните, что говорил Эйнштейн: «Чем быстрее движется объект, тем медленнее течет для него время. Для объекта, движущегося со скоростью света, время останавливается. А если предположить возможным движение быстрее скорости света, то возможным становится движение времени вспять».
Да ведь это прямой рецепт к увеличению продолжительности и качества нашей жизни! Светом большинству из нас, конечно, не стать, хотя стараться и работать над этим можно и нужно! А вот сохранять свое ресурсное состояние в социально-бытовом круговороте просто необходимо! Это под силу каждому!
Помните, у Маленького Принца Антуана де Сент-Экзюпери была такая социально-бытовая привычка – начинать каждый новый день с уборки своей маленькой Планеты? Это привычное и регулярное движение отнюдь не лишало Маленького Принца равновесия его внутреннего ресурсного состояния, а, наоборот, всякий раз наведение порядка в окружающем мире гармонизировало Маленького Принца, увеличивало его потенциал вдохновения, «собирало» его как личность: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Движение к порядку окружающего нас мира отзовется тем, что ваш внутренний ресурс будет пополняться неиссякаемым потоком энергии, обеспечивающим вам желание движения.
А ведь прав был Эйнштейн, сказав, что время во Вселенной для всех течет по-разному, в зависимости от скорости, с которой объект движется через пространство!
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни замечал, что, начав какое-то обычное дело в хорошем настроении и гармоничном состоянии, в итоге удивлялся тому, что и сделано больше, и времени еще осталось много! Так вот это, как раз, про время, которое Вселенная регулирует под вас и ваш настрой на движение.
И более того, увлекательность такого подхода к движению и совершенствованию отмечена в определении «нирваны», состояния, которое было достижимо человеком! Ведь нирвана не просто какое-то просветленное и благостное состояние, это состояние «высшей степени напряженного движения, до того быстрого, что кажется незаметным»!
А может это рецепт того, как нам стать светом и сохранить космические права на собственное тело? А оно, несомненно, нужно нам здоровым, красивым и сильным! А это уже зависит только от нас самих! Только представьте себя такими: неунывающими, сильными, зажигательными, все успевающими, живущими и делающими все с удовольствием, да еще и имеющими колоссальный жизненный опыт!
Поэтому с самых древних времен двигательная культура личности определялась для философии медицины здоровым образом жизни и средством предупреждения заболеваний, для философии педагогики и воспитания – достижением физических кондиций, совершенствованием телесной структуры и психологических качеств, обеспечивающих развитие воли, способность к величайшим достижениям!
Никогда не останавливайтесь, двигайтесь вперед, наслаждайтесь движением! Всем мира, добра и любви!