Москва. 28-го сентября 1968 года в милицию позвонила взволнованная женщина, соседка великого скрипача Давида Ойстраха. Женщина заглянула в приоткрытую дверь квартиры музыканта, и увидела, что там царил хаос, все вещи разбросаны, шкафы открыты. На тот момент времени Давид Ойстрах вместе со своей супругой находился на гастролях а Италии.
Алексей Сухарев, главный уполномоченный по особо важным делам Московского уголовного розыска, прибыл на место преступления один из первых. Несмотря на тройную сигнализацию (выходила на пульт в милиции, к соседям и в коридор) и хитрыми дверными замками, квартиру смогли вскрыть и ограбить.
В доме проводился ремонт, и вахтерша привыкла к посторонним в подъезде, лиц не запоминала -- помочь оперативникам ничем не могла.
Из-за обилия многочисленных дорогих подарков квартира напоминала музей. Среди его поклонников были президенты и коронованные особы. Список похищенных вещей составлял несколько страниц, были похищены золотые запонки с настоящими камнями не менее 50 пар, телевизор, несколько магнитофонов, японский транзисторный радиоприемник, кстати, очень редкая по тем временам вещь.
Среди украденных вещей были настоящие раритеты: золотой портсигар, украшенный драгоценными камнями -- подарок первого президента Турции, уникальные шахматы (фигуры были сделаны из золота и серебра). Иностранную валюту, более 10 тысяч долларов, заносить в протокол не стали.
Через сутки ограбили квартиру Эдиты Пьехи, чуть позже квартиру Эдуарда Стрельцова, первого нападающего футбольной сборной страны. На такие преступления был способен только Борис Венгровер, легенда криминального мира. На тот момент времени ему исполнилось 50 лет, он имел 13 судимости.
Венгровер грабил квартиры только состоятельных людей. Пробравшись как-то в квартиру оперативника, был очень удивлен бедной обстановкой.
Вскоре милиционерам пришла информация: Венгровер в завязке, стал на путь исправления. За вором установили круглосуточное наблюдение.
В тот день в милицию поступил звонок. Обеспокоенная вахтерша сообщила: в подъезде хорошо одетый незнакомец с букетом цветов ведёт себя странно -- звонит в разные квартиры, ездит на лифте вверх и вниз. Внешность странного типа напоминала Венгровера.
Чтобы не спугнуть преступника оперативники переоделись в робу сантехников. Судя по звуку, лифт остановился на последнем этаже. Почувствовав опасность, незнакомец кинул букет цветов в лицо оперативника, и кинулся к лестнице, ведущей на чердак. Венгровера арестовали, и отвезли в милицию.
Однако через полчаса в отдел приехала 35-летняя женщина, и закатила скандал: оперативники испортили ей свидание.
В квартире Ойстраха нашли отпечаток пальцев на одной из пластинок, а также эспандер с надписью Никонов.
Никонов Борис Дмитриевич, 31 года рождения, вор-домушник, мог открыть замки любой сложности. Однако на тот момент времени Никонов отбывал срок в местах не столь отдаленных.
Всю информация про Никонова решили проверить ещё раз. Однако Борис Никонов был освобожден за месяц до ограбления квартиры знаменитого скрипача, и поселился у тетки в Воронеже. Дело приняло неожиданный оборот.
Оперативники выехали в Воронеж. Они надеялись: рано или поздно преступник совершит ошибку: у него в руках огромные деньги. Однако бывший вор вел себя скромно -- иногда заходил в местное кафе вместе с красивой женщиной.
Никонов проводил девушку до дома, у самого подьезда подарил кольцо. Однако та отказалась от подарка. Борис в гневе выбросил украшение в траву.
Уже позже оперативники нашли перстень с крупным камнем. Точно такой же перстень есть в описи украденных вещей скрипача Ойстраха. Вполне вероятно, это не первый подарок, который подарил Никонов своей даме сердца.
Сотрудники КГБ часто дежурили в комиссионных магазинах. Как-то они заметили: двое молодых людей расплатились за норковую шапку долларами США. Проследив за ними до дома, выяснили: один из парней является младшим братом Бориса Никонова.
Вскоре Сергея арестовали, и в тот же день дал показания. Первым в квартиру попал его старший брат, а он с приятелем появился в квартире лишь на следующую ночь. Одному тяжело было вынести награбленное, по этой причине возвращались снова и снова.
Злополучный эспандер выронил нечаянно, и не заметил: грабили при свечах. Все награбленное спрятал старший брат, который приказал ничего не трогать два года.
Словно почувствовав неладное, исчез старший Никонов. Ориентировки на Бориса разошлись по городам.
Но где искать награбленное? Оперативники поговорили с соседями и выяснили: у соседа Никонов брал длинные охотничьи сапоги. Для чего? Водолазы стали прочесывать реку Воронеж с военными миноискателями.
Через несколько дней упорного поиска на небольшой глубине нашли тяжелые свертки с украденным золотом и ценностями. Рапорт тут же ушел наверх.
Оперативники решили: рано или поздно Борис появится у дамы сердца. Женщине пообещали переезд в Москву и выделение однокомнатной квартиры, если она сообщит о появлении Никонова.
В назначенный час приехал Никонов. Таким образом, к середине января 1969 года все преступники были арестованы.
Почти все, что похитили воры, вернулось его законному владельцу Давиду Ойстраху.