Зерновая сделка продлена еще на два месяца, сообщил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Зерновая сделка — единственное крупное многостороннее соглашение, заключенное с участием России и Украины с начала конфликта. Инициатива предусматривает, во-первых, вывоз украинского зерна по специальному коридору через Черное море; во-вторых, снятие препятствий на пути российского сельскохозяйственного экспорта.
По российской же части подвижек практически не было, вопреки усилиям ООН. За почти десять месяцев с момента заключения соглашения удалось продвинуться лишь в вопросе застрявших в европейских странах российских удобрений, и то незначительно.
Последние несколько недель российский МИД всячески критиковал отсутствие реализации условий для российской стороны по зерновой сделке, и многие были готовы к тому, что она не будет продлена. Но, в конечном итоге, ряд источников, а затем и президент Турции Реджеп Эрдоган сообщил о ее пролонгации. Смысл зерновой сделки для России, а также политические и имиджевые потери, которые мы несем из-за ее продления в беседе с Новороссией обсудил политолог, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Шатилов.
"Если в свое время мы пошли по пути заключения договоренностей псевдо-гуманитарной направленности, то теперь выходить из этой сделки мы будем только в том случае, если нас действительно загонят в угол. Если в Турции победит прозападный кандидат или откроют двери для флота НАТО, то тогда мы приостановим эту сделку, несмотря на то, что она и сейчас реализуется достаточно односторонне: наши требования по аммиаку не выполняются, а наше зерно не разблокировано, что идет на руку противникам России.
Но тут есть свои тактические объяснения. Во-первых, это связано с выборами в Турции. Если Эрдоган проиграет в электоральной борьбе или падет в результате цветной революции, а к власти придет Кемаль Кылычдароглу, то России надо будет понять за основание, что эту сделку надо прикрыть. Даже в случае победы этого проамериканского кандидата некоторое время Россия будет следить за его действиями и не прикрывать её", — высказал свое мнение собеседник агентства.
Вместе с тем, Эрдоган, хоть и получает какие-то бонусы, но косо платит за эту сделку, — продолжает политолог. — Платит России доброй монетой в виде нелегального импорта, закрывая на него глаза. Поэтому здесь есть определенные обоюдные интересы.
"С точки зрения проведения такой военно-дипломатической линии, может, это и верно. Другое дело, что такого рода сделки нарушают логику военных действий, дезориентируют российское общество и ведут к паническим ожиданиям нашей сдачи.
Мне кажется, при проведении более жесткой и силовой линии, в большей степени шло бы на пользу национальным интересам Российской Федерации. Но, судя по всему, геополитика предполагает более сложную и не столь однозначную настройку внешнеполитической линии российского государства", — резюмировал Александр Шатилов.