Найти в Дзене
Правила жизни

Пабло Пикассо сломал судьбу многих женщин, но одна девушка уничтожила его собственную жизнь

Оглавление

Даже мать Пикассо справедливо говорила, что любить её сын не может, и единственной женщиной в его жизни будет только она. Но обаятельные девушки упорно верили, что они смогут изменить эту ситуацию. Рассказываем, чем это кончалось

«Я от них избавляюсь»

«Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», – утверждал художник. Несмотря на это чистосердечное признание, в статьях о нём его женщин каждый раз зовут любимыми и возлюбленными. Хотя куда ближе им слово «жертвы», пострадавшие от самовлюблённого садиста. Если возвращаться к прямым цитатам Пикассо, то вот ещё одна очень важная: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет».

Когда он говорил об убийстве, он не имел в виду её забвение, уничтожение только из своей памяти. Нет, он имел в виду психологическое давление и разрушение личности женщины, потому что по его утверждению «есть только два типа женщин – богини и подстилки». И, судя по всему, в своей жизни он встречал только 2 тип.

А вот фраза его матери: «Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен исключительно собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». Кажется, тут нет места иллюзиям – и всё же раз за разом мы видим в прессе статьи о «любви» и «любимых женщинах» Пикассо. Что ж, в этой статье будут совсем другие истории – истории насилия, обмана и чудесного спасения единственной женщине, которой Пикассо кричал в ярости: «Ни одна женщина не покидает таких мужчин, как я!»

Феранда

-2

Исследователи обычно пишут про нее следующее: «по иронии судьбы, они расстанутся с Пикассо как раз тогда, когда его материальное положение, наконец, улучшилось». Обычная история: молодой и амбициозный мужчина прибился к единомышленнице, которая поддерживала его морально и материально во имя любви и искусства в совместно снимаемой конурке в одном из самых неблагополучных районов большого города. В благодарность Пикассо нарисует ей 60 портретов. Под прозвищем Фернанды скрывалась Амели Ланг, но пробиться как Фернанде Оливье в мире искусства ей казалось куда легче.

Жизнь её была неудачной с той самой минуты, как она была зачата. Амели была незаконнорождённой от женатого мужчины. Воспитывали её – что считалось приличнее – дядя с тётей. Они думали о её будущем в обывательском ключе: подобрали Амели мужа хорошего мужа, когда пришло время. В ответ на эти действия Амели ушла себе другого мужчину и сбежала из дома. Правда, избранник её оказался садистом. Амели только исполнилось девятнадцать, когда она сбежала и от него.

Частенько Пабло и Фернанда тратили на обед то, что заработала как натурщица Фернанда. Сама Фернанда рисовала лишь изредка. Но не думайте, что женщина просто терпела тираническое отношение к себе. Пабло посещал бордели – в ответ Фернанда спала со своими клиентами. После этого обычно следовали ссоры: они кричали друг на друга, бросались пожитками и дрались. В их среде такое поведение называли страстью, так что они верили, что их жизнь полна любви. Правда, Пабло верил только до тех пор, пока не начал зарабатывать на нормальную квартиру и обеды в ресторанах.

Фернанда так никогда и не стала признанной художницей. Она была вынуждена зарабатывать уроками живописи. А когда Пикассо прославился, она начала за деньги публиковать воспоминания о его молодости. Но самому Пикассо хватило денег, чтобы остановить публикации Фернанды. При этом он не откупался: художник нанял адвокатов и перекрыл Фернанде доходы с того факта, что когда-то она стирала его бельё и соображала, чем накормить его на сон грядущий.

Но это не помешало Фернанде написать мемуары. Из-за этого Пикассо всё же стал платить бывшей возлюбленной пенсию, чтобы она их опубликовала. Может быть, из жалости – она была уже стара, глуха, её суставы были изуродованы артритом, так что она не могла нарисовать и акварельки на продажу. Он пережил её на семь лет. Её мемуары всё же были опубликованы – в восемьдесят восьмом году.

Ева

-3

Ещё одно забавное совпадение: сразу после расставания с Фернандой художник поехал в путешествие по Европе с другой молодой красавицей Евой Гуэль. Она была членом парижского бурного сообщества молодых художников, хотя сама никогда не занималась рисованием. Отъездим понадобился возлюбленным, чтобы не пересекаться со знакомыми: те задавали слишком много вопросов поскольку Пикассо был гражданским мужем Фернанды, а Ева – гражданской женой скульптора-поляка. В среде художников отношениям друг с другом предавали огромное значение.

Когда Пикассо первый раз встретил Еву, она сидела, прозрачная, с тенями у глаз в кафе «Эрмитаж», и в самом кафе играла песня «Красавица моя». С той поры все портреты с Евой Пабло подписывал «Красавица Ева». Говорят, он был с ней нежен. А ещё говорят, что он упивался тем, как она страдает на его глазах. Сама Ева не оставила мемуаров и не давала никаких интервью, так что трудно сказать, что чувствовала она. К тому же, прожила она не так много: Ева болела туберкулезом.

Смерть от болезни была небыстрой. Ева провела с Пабло целых три года. Специально, чтобы съехаться с нею, он снял просторную квартиру, окна которой выходили на кладбище. С Евой Пабло жилось уютно. Тихая, крохотная Ева бродила целыми днями по светлой квартире с видом на могилы и превращала все в уютное гнёздышко.

Даже умирая и страдая от боли, она хлопотала, пока сам Пабло официально предавался хандре, самокопанию и прочим мыслям. Когда Ева умерла, художник отвез её в больницу, в ней было двадцать восемь килограммов.

«Как я горюю, – писал Гертруде Стайн Пикассо, – как мне, мне, мне больно… »Такова была вторая «любовь» Пикассо. Она умирала от мучительной болезни – а страдал он.

Ольга

-4

Пикассо тяжело переживал смерть Евы, поэтому пустился во все тяжкие. Он пил с друзьями, посещал публичные дома, не пропускал ни одной гулянки, через силу веселился целых три года. Каждый в Париже – по крайней мере, в богемной его части – знал, что Пикассо горюет по умершей возлюбленной. Поэтому для всех было удивительно узнать, что он женился на русской балерине Ольге Хохловой. С учётом того, что русский балет был на пике моды, такую жену можно было назвать настоящим трофеем!

Познакомились они у Дягилева. Она репетировала, он рисовал декорации. Тогда готовился балет «Париж», совместным проект Дягилева и Кокто, этих двух легенд театра. Пабло попытался склонить Ольгу, по своему обыкновению, к свободной любви. Ольга, суровая, стального характера женщина – как многие русские балерины того времени – не соглашалась и добилась брака. Настоящий, и с венчанием, и с договором – с договором особенно, ведь замужество и ребёнок ставили крест на её карьере. А детей она в браке рожать планировала.

Ольга совершенно не понимала тонкой души художника. Она запрещала ему рисовать свои портреты. А еще балерина считала, что статус жены знаменитого живописца даёт ей право поддерживать определённый уровень жизни – и друзья художника, и будущие биографы метко назовут её подход транжирством чужих денежек. Эти отношения длились целых девять лет. А потом, как считается, Пабло устал от пошлости и нашёл себе новую красавицу.

Мари-Терез

-5

На момент встречи с художником ей было семнадцать лет. Она была кроткой девушкой. Когда Пикассо подошел к ней на улице и схватил за руку, она только растерялось. «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», – сказал он, так, словно для семнадцатилетней девушки это что-то значило. Она понятия не имела о модных живописцах, но почти не умела отказывать и тем более отстаивать себя. Это ему в нем и нравилось. Пабло с наслаждением захватывал всё больше и больше власти, прогибая её границы, продавливая, ломая психику. Ему нравилось сочетание детского лица и детских слёз.

Мари-Терез и Ольга оказались ещё хороши тем, что их можно было использовать, чтобы пытать друг друга – Пабло с удовольствием сталкивал свою юную любовницу с женой. Ольга терпела Мари-Терез из-за денег. Мари-Терез терпела Ольгу, потому что не терпеть не умела.

Естественно, Пикассо сделал Мари-Терез ребёнка – он любил делать детей, любил беспомощность беременных и не любил предохраняться. Беременную девушку он поселил под одной крышей со своей венчаной женой и их маленьким сыном. Ситуацию решилась переломить Ольга. Она сама ушла из дома вместе с сыном. После этого, Пабло стал остывать к Мари-Терез, но она ещё немного развлекла его, когда он завёл следующую женщину и столкнул их с Мари-Терез.

Пикассо уехал страдать (как водится) в Швейцарию, бросив Мари-Терез в Париже. По закону военного времени его дом, где она осталась, был отнят, а девушку с дочерью прогнали в никуда. После Победы, вернувшись в Париж, Пабло не стал возвращаться к своей старой игрушке.

Дора

-6

Почти все знаменитые фотопортреты Пикассо были сделаны этой женщиной. Кто такой Пикассо, она знала – и потому им и увлеклась. О, любить гения! Чего она не знала – это о Мари-Терез. Пабло скрывал её от мира и особенно от знакомых, по понятным причинам. Но не смог отказать себе в удовольствии столкнуть их у себя в мастерской. Была сцена. Женщины потребовали от него выбрать. Он выбрал Дору

Она была популярной, хорошо зарабатывающей фотопортретисткой и сотрудничала с глянцевыми изданиями. Параллельно она ездила в Барселону фотографировать детей, обездоленных Гражданской войной, а иногда бродила по бедным районам Парижа, чтобы запечатлеть их жизнь.

По бумагам её звали Генриетта Маркович. Она родилась в Аргентине, но была хорватского происхождения. Испанский был среди её родных языков – так что Пикассо получил возможность говорить дома на испанском, родном и для него.

Они расстались, когда закончилась Вторая мировая – он бросил разом и Мари-Терез, и Дору. Быть может, потому, что знал, что она на грани – и хотел посмотреть, как она эту грань переступит из-за него. С нервным срывом (и, по слухам, попыткой суицида) она попала в клинику.

Франсуаза

-7

Франсуаза Жило была молодой, никому не известной художницей. Она не умирала, как Ева, не давилась слезами, послушно выполняя всё, что велят, как Мари-Терез, не делила тяготы, как Фернанда. Она просто была восхитительно молодой – едва за двадцать – и потрясающе сильной. Как всегда, с Франсуазой Пабло спал параллельно с Дорой. Как всегда, он постарался сделать её зависимой, сделав ей ребёнка – даже двух, мальчика и девочку одну за другим.

Франсуаза была дочерью Мадлен Рено, небезызвестной в своё время французской художницы. Её отец, успешный предприниматель, давил на дочь, чтобы та стала юристом. Но Франсуаза с юных лет отличалась стальным характером. Она ушла из дома, чтобы рисовать.

К Пикассо она пришла учиться – а заодно и позировать. Он был на сорок лет старше, знаменит и обаятелен – о, он умел был очень обаятельным! К тому времени Франсуаза уже была не в начале пути.

Он был груб, открыто изменял, унижал и оскорблял. Когда у Жило начались схватки перед рождением дочери, Пикассо нарочно воспользовался их семейным автомобилем – мол, ему нужнее, чем ей с её роддомом.

Она забрала детей и ушла, и сделала карьеру. Вышла замуж, и счастливо жила замужем, и развелась без скандалов и мучений. Её третий брак был тоже счастливым, а муж – знаменитым (вирусолог, изобретатель вакцины от полиомиелита).

Она жила, и пережила Пикассо, и живёт до сих пор. Он ненавидел её. Она сломала ему жизнь. Он кричал, что она не может уйти, от него не уходят. Потом кричал, что она не имеет права рассказывать – ведь она собиралась выпустить книгу о том, что делал со своими женщинами Пикассо. Кстати, в конце концов Франсуаза победила в суде и её выпустила – после чего Пабло вычеркнул из своей жизни их общих детей.

А вы знали эти факты о художнике? Делитесь в комментариях!