Подавляющее большинство современных зрителей не без основания назовёт эту кинокартину «Заговор обречённых» (1950) плакатной агиткой с картонными персонажами, но лично меня эта самая плакатность не раздражала.
Кроме того, мне было зело интересно посмотреть на работу великого режиссёра Михаила Калатозова, снявшего «Летят журавли», и на Александра Вертинского, сыгравшего в «Заговоре» роль кардинала Бирнча.
Так вот Александр Николаевич, которого мы все помним и любим по комедийной роли князя в экранизации чеховского рассказа «Анна на шее» и его роскошной реплике «прэлестно-прэлестно», так же талантливо и убедительно перевоплотился в амбициозного и лицемерного интригана в рясе.
Самые яркие сцены у Вертинского были с Софьей Пилявской, которая великолепно сыграла самую коварную героиню фильма — министра продовольствия Христину Падера.
Между прочим, многим нынешним актёрам есть чему поучиться у Софьи Станиславовны: в юности она говорила с очень сильным польским акцентом и полностью избавилась от него, когда решила пойти на сцену.
А ещё Софья Пилявская, работавшая с великими МХАТовскими актёрами и дружившая с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, Еленой Сергеевной Булгаковой, написала прекрасные воспоминания под названием «Грустная книга», где не сказала ни одного плохого слова о людях, с которыми её свела судьба.
Однако возвращаюсь к «Заговору обречённых». Моя мещанская натура не могла пройти мимо великолепных костюмов и шляпок Валентины Серовой, которой досталась роль американской журналистки и шпионки по совместительству.
Кстати, в год выхода «Заговора обречённых» на экраны у Валентины Серовой и Константина Симонова родилась дочь Мария. Увы, появление Маши не улучшило очень сложные отношения актрисы и писателя и через семь лет они расстались.