Найти тему
atma'secret

Почему развитие мелкой моторики не запускает речь

Оглавление

Многие мамы активно развивают со своими малышами мелкую моторику, потому что уверены – это прямой путь к речи.

Но это миф.

В ход идут различные крупы, пластилин, бусинки, мелкий конструктор.

Но речи как не было, так и нет.

Самые продвинутые мамы даже знают про центр Брока – это центр речи в коре головного мозга и он находится рядом с зонами, которые отвечают за работу пальцев рук.

Именно близостью этих зон и объясняют пользу развития мелкой моторики для запуска речи.

Но дело в том, что у ребёнка раннего возраста кора головного мозга ещё очень незрелая. И его развитие происходит не за счёт корковых структур, а за счёт стволовых.

Ствол мозга – это более ранняя структура, которая созревает на 70-80% к моменту рождения ребёнка и должна полностью созреть к 1 году.

Ствол головного мозга включает: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг
Ствол головного мозга включает: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг

Если стволовые структуры мозга недостаточно зрелые, мы можем наблюдать следующие проявления:

  • Слабое сосание при кормлении
  • Нарушение цикла сна и бодрствования
  • Слабые вокализации в первые месяцы жизни
  • Нарушение глазодвигательной моторики
  • Истощаемость, снижение двигательной активности
  • Длительное формирование навыков опрятности и самообслуживания
  • Повышенный или пониженный мышечный тонус
  • Моторная неловкость, дискоординированность
  • Дизритмия
  • Эмоциональная неустойчивость (частые капризы, частая смена настроения, повышенная чувствительность, страхи, упрямство, неадекватная реакция на ситуации)
  • Слабые ориентировочные рефлексы (ребёнок не реагирует поворотом головы и глаз на источник света или громкого звука)
  • Как следствие, дефицит навыка моторного планирования

И всё это напрямую связано с развитием речи!

Чтобы устранить дефициты, помочь стволу мозга дозреть и запустить речь, нам нужны не бусы, не пластилин, не карточки за столом, а работа с телом через движение, усиление всех видов чувствительности (вестибулярной, тактильной, проприоцептивной, зрительной, слуховой) - сенсомоторная интеграция.

Начинать нужно именно с этого!

-3