Многие мамы активно развивают со своими малышами мелкую моторику, потому что уверены – это прямой путь к речи.
Но это миф.
В ход идут различные крупы, пластилин, бусинки, мелкий конструктор.
Но речи как не было, так и нет.
Самые продвинутые мамы даже знают про центр Брока – это центр речи в коре головного мозга и он находится рядом с зонами, которые отвечают за работу пальцев рук.
Именно близостью этих зон и объясняют пользу развития мелкой моторики для запуска речи.
Но дело в том, что у ребёнка раннего возраста кора головного мозга ещё очень незрелая. И его развитие происходит не за счёт корковых структур, а за счёт стволовых.
Ствол мозга – это более ранняя структура, которая созревает на 70-80% к моменту рождения ребёнка и должна полностью созреть к 1 году.
Если стволовые структуры мозга недостаточно зрелые, мы можем наблюдать следующие проявления:
- Слабое сосание при кормлении
- Нарушение цикла сна и бодрствования
- Слабые вокализации в первые месяцы жизни
- Нарушение глазодвигательной моторики
- Истощаемость, снижение двигательной активности
- Длительное формирование навыков опрятности и самообслуживания
- Повышенный или пониженный мышечный тонус
- Моторная неловкость, дискоординированность
- Дизритмия
- Эмоциональная неустойчивость (частые капризы, частая смена настроения, повышенная чувствительность, страхи, упрямство, неадекватная реакция на ситуации)
- Слабые ориентировочные рефлексы (ребёнок не реагирует поворотом головы и глаз на источник света или громкого звука)
- Как следствие, дефицит навыка моторного планирования
И всё это напрямую связано с развитием речи!
Чтобы устранить дефициты, помочь стволу мозга дозреть и запустить речь, нам нужны не бусы, не пластилин, не карточки за столом, а работа с телом через движение, усиление всех видов чувствительности (вестибулярной, тактильной, проприоцептивной, зрительной, слуховой) - сенсомоторная интеграция.