Поскольку хотелось, чтобы шабашные заработки были если даже и нищебродскими то, хотя бы полезными для набора опыта, я нанялся работать к одному из "ветеранов" Дальневосточного гектара. Подумал, что если уж человек получил в пользование гектары ещё в 2017 году, то есть чему у него поучиться. Увы, на деле это оказалось далеко не так.
Вообще-то гектарщику требовалась для работ особь женского пола, но прочитав его объявление на местной доске объявлений farpost.ru я осознал, что перечень обязанностей не потянет не то что одна женщина, но и пара мужиков, даже просто по времени выполнения. Чисто ради интереса посмотреть, на такую работницу, когда она найдётся, можно было там поработать. ) Из этих побуждений я и законтачился с этим гектарщиком. Ожидаемо выяснилось, что у него найдутся дела и вполне мужские, по части стройки и тупого таскания всяких тяжестей.
Место работы было в 20 минутах ходьбы от ж/д станции. Это на станцию дальше от тёщиной дачи. Впрочем, 20 минут - это если выбрать наиболее оптимальный маршрут от станции до гектаров и идти довольно быстро налегке. Гектарщик почему-то ходил по менее оптимальному маршруту, который занимал на 5 минут дольше, да и по тому маршруту тропа от грунтовки до гектаров была не выкошена. Для меня было удивительно что за пять лет не была найдена и протоптана/выкошена более короткая дорога, которую я разведал на третий выезд. Ну да ладно. Встретились на окраине шоссе и пошли по дикой грунтовке с лютой колеёй к гектарам. Земельный участок был интересной ломанной формы, будто его взяли в последнюю очередь между другими уже взятыми участками нарисованными более прямоугольно участками.
Мой участок тоже не отличается прямизной, но его кривизна обусловлена рельефом, а уже во вторую очередь границами ранее взятых участков. Позже я узнал, что участков у гектарщика несколько, взяты они в разное время на родственников.
Конечно, рациональнее было бы взять все участки сразу по коллективной заявке, чтобы не заморачиваться по отдельным декларациям, но аппетит приходит... позже.
Часть первого участка занимал довольно глубокий овраг с пересыхающим ручейком. Перед оврагом по участку к другим гектарщкам шла небольшая ЛЭП и грунтовка хорошо видимая на спутниковой фотосъёмке. Экспозиция участка по показаниям компаса на юг, хотя гектарщик почему-то уверял, что на запад. Из строений на гектаре были два домика размером примерно 4*4 метра по размеру бруса. Фундамент домиков внушал уныние, ибо был аналогом фундамента дачи моей тёщи.
В качестве охранника и разнорабочего в более старом домике (хотя на вид ему не дашь более 3 лет) постоянно жил мужик средних лет Александр. Судя по ядрёному запаху в жилье, он не только курил, но и периодически бухАл, хотя и делал последнее умеючи, т.к. заметно подвыпившим я его никогда не видал. Запах усугублялся брудерами и клетками с различной молодью птицы (цыплята, утята, перепёлки).
В более новом домике предполагалось ночевать мне, вот только в нём ещё не была установлена дверь, а пол и потолок были черновыми с сантиметровыми щелями прямиком на улицу. Потому в ближайшее время основательно захламлённом на чердаке старого домика мне разгребли место с лежаком. При наличии спальника вполне нормально, если бы не запахи проходящие сквозь слабо изолированный потолок и концентрирующиеся как раз в объёме 3-4 свободных от хлама кубометрах чердака, изолированного изнутри влагонепроницаемой и, скорее всего, не дышащей мембраной. На чердак можно было попасть по самодельной приставной лестнице, которая была выше двери чердака на полметра, а потому надо было сначала открыть дверь чердака, потом приставить лестницу, залезть а затем, откорячив одной рукой лестницу от стены, другой рукой закрыть дверь чердака, постаравшись приставить лестницу с обратной стороны закрытой двери так, чтобы она не упала. При открывании нужно было проделать ту же операцию в обратном порядке. Позже на территории гектара рядом с козлятником я обнаружил валяющуюся стремянку, которая хоть и была порядком расхлябанной, но подходила для залезания на чердак значительно лучше. Почему её не использовали - не понимаю. Дверца была выполнена из обрезка OSB фанеры толщиной около 9 мм и уже заметно деформировалась. Нижние две петли прикрученные со стороны двери к бруску полностью развалились и дверь держалась на последней верхней петелечке. Петли не дверные, а что-то вроде примитивных мебельных. Когда последняя петля приказала долго жить и дверь таки отвалилась через пару дней использования. Я купил в точности аналогичные петли по 25 руб./шт и прикрутил дверь заново. Ну вы понимаете, что можно купить за эти деньги.
По хорошему надо делать дверцу с нормальной рамой из 50мм бруска и косяк из такого же бруска, а вкручивать петлю напрямую в OSB плиту - вообще зашквар.
На первый день была поставлена задача сделать в проходе между двумя домиками П-рамы из бруса, чтобы в дальней перспективе сделать крытый коридор. Между домиками уже был закреплён один брус, но судя по тому, как его успело перекосить, фундамент более нового домика уже начал "плыть". Гектарщик не имел определённого понятия о тонкостях возведения перекрытия при таком положении дел и передал руководство Александру. Александр, похоже, уже устал от того, что хозяин плюёт на разумное хозяйствование. Он сказал, типа: "Ну вот видишь эту перекошенную балку между стенами? Вот по её уровню и делай все остальные." Для торцевания бруса П-рам в хозяйстве не нашлось банальной ножовки и было предложено торцевать брус цепной электропилой. Ну ладно. Хотя для точных дел ножовка сподручнее. Из имеющегося бруса наладил П-рамы и наживил их средними гвоздями. А вот чтобы крепить брус серьёзными 20 сантиметровыми гвоздиками требовалось брус сверлить. В хозяйстве имелся аккумуляторный шуруповёрт и сетевая дрель на четверть киловатта, оба с самозажимными патронами, только вот сверло для них мне Александр дал почему-то SDS-plus по бетону. Я сразу заметил, что нормально вставить такое в патрон дрели не получится. Александр ответил, что нормальное сверло куда-то пролюбил другой работник также приходящий эпизодически. Таким образом сверление и забивание я оставил на потом. В конце рабочего дня пособирал вокруг домов опавшую листву и оттащил её подальше, поскольку пожароопасный период был 23 апреля в разгаре. Хасанский район горел весь, вместе с хозпостройками тамошних гектарщиков. Благо, для перетаскивания нашёлся какой-то здоровенный полиэтиленовый вкладыш литров на 300-350.
Следующий день я провёл в городе, т.к. надо было купить сверло по дереву под имеющуюся толщину и длину гвоздей. Да и лежак на чердаке на тот момент ещё не был расчищен, а мне надо было завезти хотя бы спальник с ковриком для ночёвки в полууличных условиях, где температура по утрам была около нуля.
Второй день работы сверлил и крепил П-рамы в проходе, пользуясь своим свежекупленным в "Палитре" сверлом и откровенно слабенькой для такого сверления дрелью гектарщика. Когда спросил Александра, нет ли чего по мощнее, он рассказал, что зимой вообще сверлили аккумуляторным 18 вольтовым шуруповёртом. В качестве потолочных лагов Александр мне указал выбрать их из досок толщиной 4 сантиметра, которые валялись на земле в 80 метрах от домов около козлятника. Зачем стройматериал изначально перетащили туда - не совсем ясно. Выбрать оказалось непросто, т.к. большинство досок оказалось короче пролёта между всеми рамами. Промерил все доски и выбрал наиболее длинные из них. Перетаскивая доски постоянно цеплялся за электропровод протянутый от домов до козлятника напрямую без троса и без промежуточных точек крепления, хотя по его ходу росло три дерева и можно было вкрутить в стволы хотя бы банальные крюкболты для поддержки кабеля.
Периодически проводом интересовались бродящие по участку козы пожёвывая его там где могли дотянуться.
Полагал, что лаги надо крепить на ребро. Уже рассчитал расстояния между лагами, и выставил их по меткам...
...однако пришёл Александр и сказал класть лаги плашмя. Мол, всё равно сверху ещё будут прибиваться доски потолка (он же пол второго этажа). Я уж не стал разъяснять Александру, что доски пола будут поперёк лагов, а потому не обеспечат продольную жёсткость конструкции. Тем более я не стал разъяснять то же самое по телефону гектарщику через голову Александра, если уж он считал последнего достойным руководить стройкой. В конце концов я тут разнорабочий, а не архитектор-проектировщик.
Закончив с креплением лагов принялся наращивать высоту ограды загона примыкающего к птичнико-козлятнику. Частично ограда крепилась к деревьям, но в основном к дюймовым доскам кое-как вбитым в грунт на глубину хорошо если 30 сантиметров. Глубже вбить при помощи кувалдочки было проблематично, учитывая, что склон сопки был частью кальдеры палеовулкана и на метр под землю усыпан фрагментами вулканических базальтовых бомб размером от 10 до 50 сантиметров. Заострённая доска просто не могла раздвинуть в грунте такую плотность камней и расквашивалась об них снизу и об кувалду сверху. Чтобы организовать дырку в грунте для заглубления доски нужно было либо использовать мощный перфоратор с длинной пикой способной раскрошить валуны, либо, орудуя киркой и ломом, вывернуть все валуны из земли, вставить доску в полученную яму и заваливать валунами с остатками грунта обратно, желательно утрамбовывая их тем же перфоратором. Ни перфоратора, ни кирки в хозяйстве не было, а лом, по словам Александра, был пролюблен где-то в окрестностях гектара ещё прошлой осенью третьим работником, который обладал приличными физическими данными, но имел заметные отклонения психического развития из-за которого его прозвали "маугли". Однако даже если бы доски были заглублены на метр в валунно-чернозёмный грунт, то они бы достаточно быстро погнили под талыми водами и в периоды дождей. Тут вовсю пёрла верховодка, а значит не гидроизолированные битумом доски, отнюдь не из лиственницы, довольно быстро сгниют под землёй. И это, уже построенное, недоразумение рекомендовалось нарастить до высоты два метра над уровнем земли... У меня были серьёзные сомнения, что такая конструкция выдержит ближайший тайфун. Загон для уток метровой высоты выстроенный по аналогичной технологии уже развалился на треть. Ну фиг с ним. Задано нарастить же, а не переделать уже сделанное. Я, конечно, сообщил гектарщику об уязвимости конструкции, на что он сказал, что это полюбак всё временно. Я подумал, оглядываясь вокруг, что нет ничего постоянней временного.
Помимо наращивания опор сделал калитку вольера, которой до этого не было вообще. Благо, в новом домике валялись две приличные дверные петли, хотя и разного дизайна. Строительство калиток - это не моё вообще. Хотя дачная калитка как-то держится шестой год подряд. Наверно и эта простоит дольше ограждения вольера. Тем более, что раму я прикрепил к дереву, а с другой стороны калитка опирается на угол козлятника/птичника.
В третий день снимал метровую сетку с малофункциональных фрагментов ограждений части границы участка и перевешивал её на нарощенные опоры вольера птичника. Заметил Александру, что проще было сразу купить сетку двухметровой высоты, чем вешать одну метровую сетку над другой и скручивать их затем. На это Александр ответил, что эти метровые сетки изначально были двухметровой высоты, а гектарщик заставил его разрезать эту сетку пополам перекусывая плоскогубцами (хотя быстрее было бы почикать ножницами по металлу). Так забор получался хотя и вдвое ниже, зато вдвое длиннее. Получается, что я сейчас уничтожал работу сделанную Александром разбирая ограждение и восстанавливая высоту сетки. Почему ограждение по границе сначала требовалось, а затем стало не актуальным - я не узнавал.